Нон-стопом до Байкала

1 часть
«Мама!» или придорожные войны

«Там Дедушка-Урал ждёт, после - юго-западная Сибирь, восточный Саян, Его Величество Байкал - великая усыпальница богов прошлого - Забайкалье, Приамурье и вот он - Приморский край!!! Когда и где ты ещё сможешь искупать ноги в Тихом Океане, не покидая страны? В путь! В путь, заклинатель дорог!!! В путь, отважный пилигрим!!! В путь, Кицунэ!!!»
«Нашло ли сердце Урала отклик в твоем сердце? Или ты открыла дверь в Сибирь с пинка ногой?»
«Круто!!! Дедушке ты понравилась! Думаю, и Матушка-Сибирь не обидит, а вот у Байкала особый нрав: порой его шутки юмора сразу и не поймешь»

Вот так меня мотивирует и вдохновляет всю дорогу «Ручеёк», с которым познакомилась на Малом Утрише. Он катался автостопом до Владивостока, а я до этого момента не ездила дальше Екатеринбурга. Сейчас, наконец, проламываю границу. С ноги.

Пока погода хорошая, решила ехать до Иркутска нон-стопом, а в города буду заезжать уже на обратном пути. Ехать 3500 км. За один раз проезжала максимум тысячу. Этим летом я хочу на своём пути попробовать всё, что в автостопе должно быть: в том числе и нон-стоп. Поэтому бросаю вызов Сибири. Я пронесусь по ней, оставляя за собой следом по трассе весь негатив, который когда-либо был ранее этим летом. Он развеется в целебном воздухе тайги. Трасса лечит, хоть я даже и не больна в этот раз. И пусть конец лета уже близок, я чувствую, что моё путешествие ещё только начинается.

13 августа

Вышла в трассу часа в три-четыре дня (вечера?). Первая машина - легковушка на небольшое расстояние, водитель - пожилой опытный путешественник - проконсультировал по пещерам и горам. Хорошее начало! Далее - ещё легковушка, тоже недалеко. Вот уже и Тюмень. Стоплю. Шоколадку хочу. Экстренно вытаскиваю из бэка, пока машин нет. Фура! Стоплю с шоколадкой в зубах. Есть! До Омска. Шоколадку будете?

Молодой водитель, не особо разговорчивый. Слушает музыку. Я мысленно отстукиваю ритм на джамбее. Я всерьёз загорелась идеей научиться играть: Екатеринбургские музыканты пока не отпускают.

Мелкий дождь, опускается темнота, до Омска не доехали. Не хочу палатку ставить, водитель предложил ночевать на втором спальнике. Парень адекватный, ноль намёков, доверяю ему. Был у нас разговор про горение лесов, я вспомнила фильм, который мне показали в Пятигорске про страдание природы - аллегория на аллегории. Перед сном посмотрели. Кажется, это ещё один из немногих фильмов, который я могу вечно пересматривать. «Мама!» Аронофски.

14 августа

Не выспалась. Дремала. Проснулась окончательно почти под вечер, смотрю на проезжающие мимо машины: пора учить регионы Сибири. Помогает приложение.

Омск. Следующая фура.
- Чай будешь?
- Не откажусь!
- Клади сахар, не стесняйся, размешивай.
- Хорошо, спасибо… А я поняла! Пенка, кружка - это ясно, думала, что всей экипировкой закупилась. Ложечки! Ложечки чайной у меня нет!!!

Я заметила, что чем больше расстояние, тем меньше разговорчивых водителей. Учить регионы надоело. Просто еду и мечтаю о светлом и вдохновляющем, наблюдая меняющуюся картинку за окном. Тоже особое наслаждение.

Вышла возле заправки, когда тьма начала опускаться. Слетаются комары. Залезла в палатку, и началась война. Их штук десять полегло. Я есть хочу! Как я буду гречку варить? Непонятно. Кое-как засыпала в котелок - ещё налетело. Плюс десять трупов. Еле-еле отвоевала готовую гречку: они не хотели её отдавать! Но не в палатке же готовить! Ещё целая рота. В конце сражения я заслуженно наслаждалась едой в окровавленной палатке, сидя на горе мёртвых тел. Апофеоз войны.


2 часть
Избушка на курьих ножках

15 августа

Проснулась будто в бане. Жара в палатке. В последний раз такое было в Крыму. Я снова чувствую дух солнца! Да, лето продолжается!

Весь день ехала на одной фуре. Весь день пили кофе. Ночью на стоянке (не доезжая до Новосибирска) случайно согласилась на сто грамм настойки (мне послышалось, водитель опять про кофе говорит!) Пришлось пить. И закусывать местной вкуснотой неописуемой. Снова предлагали ночевать на втором спальнике, но сейчас у меня миссия: я хочу романтики придорожных кафешек. Ведь на этом автостопе должно быть всё, что с ним связано! Хочу до рассвета сидеть в телефоне: дописать блог и возобновить дневники.

Но сначала в душ (тоже неотъемлемая часть общей атмосферы). Пока ждала очереди, поболтала с дальнобойщиками. Угостили меня кофе со сладкой булочкой. Играть на гитаре отказалась: слишком устала для этого.

Оказалось, что в кафешке всю ночь сидеть нельзя. Да как так-то? Местный охранник настаивает, чтобы я переждала ночь в его логове, чтобы всякие идиоты до меня не докапывались. «Вот там, -  говорит, - избушка на курьих ножках. Поднимайся: открыто»

И, действительно, избушка! И на ножках! От местных Кощеев подальше. Всякое бывало: заброшки, расселёнки, но - такое! Здорово!

16 августа

В избушке вещает телевизор. СТС. Пишу блог, но охранник (Антон) разговорчивый.
- Девчонки сказали, ты какая-то мутная.
- Почему?
- Не общаешься.
Так я не общаться сюда приехала, у меня свои дела. Захожу я такая с улыбкой на позитиве, а они... Да сами они мутные!

Хотя бы Антон не мутный - нормально общаемся. Ну как... Сначала рассказывал мне всякие ужасы. Работая тут, он многого навидался. И заезжали всякие.
- А стопщики?
- Стопщицы заезжали, я их к себе пускал ночевать. Ну не выгонять же на улицу? И сами лезут, а нафига мне такие крокодилихи? Мы их потом от фур отгоняли: идите, торгуйте в другое место.
Оу...
- Ты единственная адекватная из всех, кто у нас останавливался.
М-да, жутковатое местечко.
- Ну а как ты нашим девчонкам докажешь, что ты таким не занимаешься? В фуре долго сидела...
- Мы ужинали!
- ... потом сразу в душ пошла.
Ну да, картина так себе.
- А зачем мне что-то доказывать? Я свою правду знаю.

Работают местные, деревенские. Если тут появилась девушка, да ещё и одна, вывод у них единственный. Ограниченные! Не хочу сказать ничего плохого, ведь если происходит одно и то же изо дня в день, просто невозможно думать о том, что выходит за границы знания мира. Никто в этом не виноват... Да сами они мутные!

Антон продолжил тему жути. Рассказал о местных легендах и аномалиях, поведал обо всех способах подсыпки наркотиков. И даже гипнозом запугал.
- Как отбиваться будешь?
- Шокер!
- Ха, шокер. Меня вот вообще не берёт. Может, потому что я электрик со стажем?
Не только электрик, но и дипломированный психолог. Вот такие уникальные люди бывают в придорожных кафе. Всё хорошо, мы с ним по большей части смеялись, но под утро он так меня начал загружать ужасами, что у меня напрочь пропало желание общаться. Да, бывают всякие ситуации, но зачем так уверенно говорить о том, что со мной скоро тоже что-то случится? Мне ехать ещё не одну тысячу километров, зачем меня негативно настраивать? У меня своя философия и свои отношения с трассой - как ты к ней, так и она к тебе, поэтому катаюсь я только в хорошем состоянии духа, и пятый год уже жива-здорова.
- Кофе будешь?
- Ой, ну уж нет, спасибо!
- Да ладно, не бойся, не подсыплю ничего!
 
В шесть утра договорился с одним из водителей, чтобы подбросил меня дальше. Водила весёлый. Вот мой спаситель, который разбавит нагнанный страх. Но, конечно, спасибо Антону огромное за гостеприимство и заботу. Весёлая выдалась ночка. А я хотела лишь уединения и спокойствия.
Утром уже выжата морально. Получила романтику ночных кафе?


3 часть
Рюкзак на ножках

Восходящее солнце развевает потихоньку тяжёлую ночь - весь психологический груз сбрасывается с каждым новым километром. Дальше от места с застывшей атмосферой! Мой путь продолжается.

Общаться с водителем - очень свежо и светло по ощущениям. Он прикольный. Меня начинает немножко плющить с недосыпа, мне тоже становится малость прикольно. Ржёт надо мной: бэк, говорит, вообще для меня огромный. А я и не обижаюсь.

Вышла на волну второго дыхания. Ну а как же на большом стопе без бессонницы? Самара-Москва в том году и Москва-Самара в этом - самые расплющенные трассы в плане «таращит с недосыпа». Что будет сейчас, интересно…

Вышла чуть дальше Кемерово. Фура до Красноярска. Мой любимый тип дальнобойщика: добродушием веет за километр. Вроде, и серьёзно говорит, но, по сути, с юмором. В тайге жил месяц - рассказывал мне про тонкости дикой жизни и про то, как вести себя с дикими животными. В каком лесу можно ставить палатку, в каком - лучше не стоит. Ещё пару часов назад меня пугали медведями, а сейчас, наоборот, успокаивают тем, что им на людей плевать.

Когда я уже гречку свою доем? Всё меня кормят и кормят. Чаи и кофеи гоняем и гоняем. Таким чаем напоил, что сон как рукой сняло.

А потом началось. Гнали под Арию и Чёрный кофе. Дорога и рок. Рок и дорога. Сердце пылает, душа поёт. Лишь от такой музыки мурашки по коже и мгновенный удар вдохновения. Автостоп и рок.

Вышла после моста на развязке. Но лестницы на мост нет с моей стороны. Только через дорогу. Всё для автостопщика! Пришлось перебегать. Ой мама... Что там между правой и левой полосой...
Такие высокие отбойники я ещё не перепрыгивала. Какой-то двойной отбойник. И их два.

Машин не так много - перебежала быстро. Гитару - за отбойник, перелезла оперативно. И как сил хватило с таким тяжёлым бэком? Я застряла в середине между отбойниками. Взобралась на второй, сижу, аки птичка на ветке, жду, когда машины проедут. Сейчас! Хватаю гитару, прыгаю, бегу. Водители, наверно, с ума посходили: бежит через дорогу огромный синий рюкзак на ножках, да ещё и с гитарой!

Весело. Но это ещё цветочки. После моста стопить негде. Все разгоняются, ещё и поворот, места для остановки удобного нет. Пока шла до более-менее удобного поворота, остановилась легковушка.

Дальнобойщика ничем не ошарашить, но водители легковых удивляются, когда узнают, откуда я и куда вообще еду. В этом году в Сибири стопщиков мало было. Послушал меня, рассказал об окрестностях.
- Тут от Новосибирска до Благовещенска - все местные. В выходные проехать несколько сотен километров до речки и обратно - это норма.
- Сибирь меняет и моё понятие о расстояниях. Сколько до Иркутска осталось, тысяча? Да уже как за хлебом сходить.
Это вам не триста-четыреста от города до города. Ощутив иначе расстояния, начинаю тоньше чувствовать и просторы. Тут красота: раскинулся Енисей, а через него возвысился шикарный мост, величественнее Крымского. Весь путь легко меняю часовые пояса, и время тоже будто меняется, ощущается по-другому. Какая же необъятная у нас страна... Я это заметила только на сибирском нон-стопе. Да, путешествия меняют мышление и расширяют кругозор основательно. С этого момента, здесь, на просторах Енисея, у меня всё с этим серьёзно.

4 часть, заключительная

Водитель провёз до другой развязки, дал мне еды и подарил пятьсот рублей с просьбой поклониться Ольхону. Спасибо, будет сделано!

Вечереет. Где спать? Да и спать ли вообще? Состояние такое, что хочется ехать и ехать, даже в ночь стопить и разговаривать с водителем до тех пор, пока вообще не вырубит. Неумолимый энтузиазм после бессонной ночи - как же я обожаю эти моменты!

Ещё легковушка.
- Ты вообще ела?
- Сегодня уже ела, да.
- Когда?
- Эмм... Не помню.
- Ясно.

Привёз меня в место, где кафешка на кафешке. Да тут вообще аншлаг! Ну да, пятница: дачники. Угостил шашлыком. Я столько не съем! Но попыталась. Не осилила. Эх, настанет тот момент, когда я буду с голодной тоской вспоминать эти оставленные кусочки!

Солнце уже давно зашло, а энтузиазм не проходит. Просто не хочется выходить: так замечательно едем, всю жизнь бы так ехала, загипнотизированная огнями машин на тёмной трассе.

Водитель едет в Богучаны к родителям, оттуда до Иркутска тоже можно доехать через Братск, трасса длиннее основной на пятьдесят километров. Есть возможность переночевать в доме на берегу Ангары. Предыдущий водитель спрашивал, не ночевала ли я в деревнях рядом с трассой, говорил, что местные тут все очень добрые. Не просто же так сначала такая фраза, а потом местный приглашает меня в гости? Посмотрела по карте... Ооо... Богучаны ещё далеко. Где-то триста километров. В Братске объездной, вроде, нет. И крюк сделаю, и сложно будет ехать дальше. Жаль. Придётся всё-таки успокоиться и остановиться. Палатку поставила возле заправки на объездной Канска. Действительно, уже следует поспать и отдохнуть, как следует. Не хватало ещё перегореть.

17 августа

Ещё немного. Объездная вообще убитая, но я застопила первую же фуру. В Иркутск. Всё. Осталось только доехать.

Я недавно встала, как уже скоро пять вечера? Я ж в одиннадцать проснулась!

На стоянке случайно сходила в баню... Думала, просто в душе освежиться, а там у них только баня, час - двести рублей. Сто лет не была в бане. С дороги, одна, жаришка, холодный душ! Кажется, я полюбила баню. Навсегда.

Пока ждала очереди, водитель уже уснул. Я опять ночевала на втором спальнике. Как же хорошо спалось в чистоте и теплоте.

18 августа

В Иркутске была в три-четыре дня (вечера?). Ровно пять дней провела в пути. Долго. Но я не особо и торопилась. Три легковушки и семь фур, всего - десять машин. И ни одного непристойного предложения. Вообще ни одного за 3500 км. Я приятно удивлена!

Я добралась, я в Иркутске (Иркутск? Серьёзно? Не верится!), до Байкала осталось два шага, уже вот-вот я достигну изначальной цели своего пятого автостопа. Иду к знакомому в гости из центра пешком по мосту через Ангару. Ангара… вытекает из Байкала! Скажи мне, река, как на озере погода? Уже завтра я увижу те воды, которые ещё не успели стать Ангарой.


Рецензии
Путевые заметки даны мазками. Единственный герой, которого сумели хоть как-то показать, оказался Антон. Хотелось бы, чтобы в этом путешествии с Вами рядом были настоящие русские люди с их привычками и характерами, но не только Ваши мимолётные заметки.

Геннадий Леликов   05.07.2022 21:30     Заявить о нарушении