Подводя итоги Жизни-3

 Среди химер моей жизни была и  такая: «Настоящая Подруга». Для которой, как для меня, слова: «дружба - понятие круглосуточное» были не пионерской речевкой из времен тройной морали и не пиар-лозунгом на бесстыжих плакатах последних времен. А чтоб мчаться по первому зову и отдавать все, что у тебя есть: время, материальное, физические силы. И были в начале судьбы у меня такие иллюзии (с одинаковым именем): дружили взахлеб, не могли наговориться. С одной, встретившись после работы, гуляли по Ленина, а потом, провожая друг друга до дома, делали по нескольку кругов в автобусе 17-го маршрута (совсем как во времена влюбленности в юности: иди -  нет - сначала ты, только без романтических «мимишек»), и звонки на работу, и ни единого события или подробности жизни без обсуждения и взаимного совета…
 
  С другой - ночами напролет тоже наговориться не могли (оставалась ночевать она у меня, поскольку была девушкой свободной). Все, казалось, общее: взгляды на жизнь, на прочитанное, на любовь (серьезнейшая тема в те наши годы). Особой возможности проверить друг друга не случалось. Конечно, взаимные услуги были. Одну из них даже замуж выдала. Но... разошлись пути. Никто никого по большому счету не сдавал. Бабское, смешное, развело. Не было почти почему-то в моей жизни людей без камешка или камня за пазухой. Никогда ничего для подруги не было жалко: даже той бесценной для многих женщин «валюты» как… как бы поизящней выразиться… "представитель противоположного пола"(если там, конечно, не та самая «любовь-морковь») – нравится тебе мой поклонник – на, забери, и его уговорю, если получится. Не всегда получалось. И не простили. Вторая. А другая… ну, там просто бабские комплексы… До поры до времени дремали.
 
  Словом, в дальнейшем я не то чтоб, как в «Служебном романе» героиня Фрейндлих: исключила подруг из своей жизни - просто понизила до звания приятельниц. Хотя… химера надолго еще притаилась. Только всегда была  готова в глубине души, что бабское победит, если вдуг... И побеждало. Даже, когда гормону б пора успокоиться. Хотя… уже не о тех побрякушках речь шла – о более «общечеловеческом». Да и понятие «бабское поведение» нынче, увы, без гендерного различия  часто. Дешево как-то.  Но  почему-то все равно всегда было больно. Очень. Перебаливала долго. Поверить не могла. ("За все хорошее и разное...")  Несмотря на любой опыт. Как не изживай в себе "идеализм" - все равно всегда неожиданно и в самый непоходящий момент. И потому было уже это настоящим человеческим предательством.

  А дальше по жизни я с личной и профессиональной любознательностью наблюдала и исследовала этот феномен «женская дружба». И ни разу не был поводов для… нет, не зависти - лишена этого чувства по определению, что тоже повод для иных (как ты смеешь! Ты что - лучше всех!), как бы сами дружащие не трактовали это (в мире иллюзий жить легче, само собой). Есть, безусловно, приличные люди и приличные человеческие альянсы. Тему развивать не стану. Наверняка исключения случаются. Не с моим счастьем их видеть в реале. В книгах, кино – наблюдай. У меня нет завышенных претензий к людям. Отнюдь. Всегда снисходила к человеческим слабостям. Старалась понять. Оправдывала. Прощала слишком много и многих. Может, на том и погорела?

А про подруг в контексте «Подводя итоги жизни…» Одна из тех, двух, недавно ушла из жизни (Первая – совсем рано – в 36). Когда уходят знакомые, спутники, свидетели жизни (как у Пановой роман - «Спутники»), после первого шока - всегда: что я успела для него сделать. Если это яркая для Курска личность: успела ли оставить его жизнь, написала ли о нем? Очень часто (про профи) : да, написала, памятник духовный поставила. Про ту подругу… Грустная у нее вышла судьба. Подробности не нужны. Но… зашла в личку в  соцсетях. И прочла то, что она когда-то, года три назад, мне написала. Ни убитых чувств, ни убитых дружб не воскрешают - просто ее просьба о прощении в один из православных постов. Не формальная. Глубокая. Я не стану цитировать. О том, как многое, оказывается, я сделала для ее души и чему научила. Другое тронуло (насколько вообще что-то может меня тронуть сейчас): «ты была моей последней задушевной подругой» - написала она. А лет нам было в пору той дружбы совсем мало. А после того прошла целая жизнь. И вряд ли те, кто ее знал (вполне публичный человек была) поверили бы, что это о ней.               


Рецензии