Париж. Париж. Лувр

     Итак, у нас экскурсия по городу закончилась и вторая половина дня была свободна. Мы пошли смотреть Лувр. В этом названии для нас было что-то таинственное и привлекательное. А, скорее всего, нас разъедало любопытство - что там такого в Лувре есть, что привлекает туда множество людей со всего света. Конечно, мы знали, что Лувр величайший мужей искусства. Но мы же не были там. И нам не терпелось посмотреть Лувр как можно скорее. От нашей отправной точки театра Грант Опера по авеню Опера мы быстрым шагом идем к знаменитому Лувру. Выходим на улицу Револи и через ворота в галерее Каррузель выходим к главному входу - стеклянной пирамиде. Первое впечатление у меня было не очень оптимистичным. Здания Лувра показались серыми и не выразительными. Двор, где располагается пирамида небольшим. Внешне на меня Лувр не произвел впечатления. Возможно потому, что подсознательно я все время сравнивал его с Эрмитажем. Там подходишь к нему через огромную Дворцовую площадь. Сам Зимний дворец выглядит празднично и пышно. А возможно из-за отсутствия в этот момент солнечного освещения. Но понемногу оглядевшись, освоившись с видами вокруг, начинаешь изменять свое мнение о Лувре. Лучше подходить к Лувру со стороны сада Тюильри. Лувр сразу раскрывается всей своей красотой. Весь двор и окружающие его здания Лувра лежат как на ладони. Оказавшись во дворе Наполеона, мы прежде всего увидели знаменитую стеклянную пирамиду. Я много слышал о том, что она уродует и двор и весь вид Лувра.
      Но к моему удовольствию я совсем не нашел никакого уродства. Пирамида прозрачна. Сквозь нее виден и двор и здания Лувра. Ее попросту не замечаешь. Она вполне вписывается в окружающую архитектуру. Осмотрели двор, фонтаны. Осмотрели все постройки во дворе, подошли к Триумфальной арке Каррузель, прошлись вдоль всех зданий музея.
      Зашли в Квадратный двор. Он мне не очень понравился. Как то там пусто. Колодец, правда немаленький. Нет зелени и один всего фонтан. Одна брусчатка вокруг. Можно было бы как то оживить эту территорию музея. Хотя архитектура окружающих зданий впечатляет.
     Осмотрев Лувр снаружи, с улицы, мы направились к главному входу - к стеклянной пирамиде. На удивление на входе было немного народа. Мы без всякой очереди спустились по эскалатору, купили входные билеты. Может быть во второй половине дня народа меньше, может быть, то были будни. Не знаю. Но мы спокойно, без толчеи и давки попали в Лувр. Не было особой толчеи и внутри музея. Из пирамиды по эскалатору спускаемся вниз и попадаем в подземный город. Там можно купить билеты, посетить множество магазинчиков, даже перекусить. Огромное подземное пространство. Нас заинтересовали магазины и лотки с литературой по искусству. Множество альбомов, книг, репродукций. Книги по истории Лувра, книги о художниках Лувра, книги о картинах, находящихся в Лувре. Глаза разбегаются. Ходим, смотрим. Хотим выбрать и купить хорошую книгу о Лувре. К нашему удивлению на полках книг много, но почти нет книг на русском языке. Все же мы нашли книгу на русском языке и купили ее. Память о Лувре у нас осталась.
      Подземный зал производит впечатление. Современный, светлый, просторный.  Свет в зал льется сверху через стеклянную пирамиду.
      Но кроме современного подземного зала в подземной части Лувра мы увидели раскопанные остатки старой крепости. Толстые стены, основы старых башен, подземные залы. Ведь когда то Лувр был крепостью, окружённой крепостными стенами и рвом. Громада основания башни производит неизгладимое впечатление. Тут встречаешься с историей, с  прошедшими веками.
      В подземном зале старой крепости мы были самостоятельно, без группы и без экскурсовода.   Почитать что - либо об истории замка нам было негде. Мы заметили одну особенность Лувра. Все указатели, таблички у картин, описания зала были сделаны только на французском языке. Не было даже табличек и указателей на английском языке, который многие в мире знают, ну хотя бы умеют читать на нем. Я уже не говорю о табличках на других языках. Чем это объяснить - я не знаю. Все же Лувр международный музей. Он по праву принадлежит всему миру. Хотя бы потому, что там хранятся произведения искусств не только французов, но и других народов мира. А многие произведения искусства были попросту вывезены французами из других стран. Да и музей посещают люди из разных стран.
      Осмотрев подземные залы, продолжили знакомство с Лувром. Мы не готовились заранее  к посещению Лувра. И вообще не готовились заранее к посещению Парижа,а понадеялись на свое представление о Париже и на наших экскурсоводов, которые нам расскажут о Париже и его достопримечательностях. У нас была только карта Парижа. И пожалуй все. А чтобы почитать о Париже, поподробнее ознакомиться с его достопримечательностями мы этого не сделали. И очутившись самостоятельно в Лувре, я и сын несколько растерялись - с чего начать, в какие залы идти. Налево от нас крыло Ришелье, направо крыло Денон, прямо вход в залы Сюлли. И решили пойти в крыло Ришелье. Решили просто прогуляться по Лувру. Осмотреться и увидеть то, что попадется на глаза. Разбираться в плане Лувра, во-первых, не было времени, во-вторых,  не было плана на русском языке. И так мы в крыле Ришелье. Попадаем в зал скульптур. Их много всяких и разных. Мы ходим от скульптуры к скульптуре и любуемся ими. Выясняем, что ходили по залам французской скульптуры. Идем дальше. Смотрим бессистемно. Просто смотрим. Перед нами проходят скульптуры, картины. Мы останавливаемся, смотрим, пытаемся прочитать хотя бы имя художника, написавшего картину или создавшего скульптуру. Бродим по музею. В залах итальянской живописи попадаются картины, которые мы знаем. Какие то картины мы знаем и в залах французской живописи. Фотографируем мало. Просто спешим как можно больше посмотреть. И бродя по музею натыкаемся на зал (совершенно случайно) со знаменитой Моной Лизой. Зал небольшой, входим в зал и сначала не
понимаем, где картина. Зал буквально набит народом. Просто толпа. Пробираемся к картине. Она за стеклом, в нише  и  огорожена деревянным барьером. Подойти к ней близко нельзя. Все-таки пробираемся поближе. Пытаемся рассмотреть ее загадочную улыбку. Но у нас не получается. Толпа все время движется. Тебя толкают. Не очень то и посмотришь. Но представление о картине получили. Мы очень устали. Четыре часа хождения по музею сказались. Покидаем музей и выходим на свежий воздух. И, что называется, еле - еле тащимся в гостиницу отдохнуть.
      Второй раз мы посетили Лувр уже с экскурсоводом в своей группе. Экскурсия длилась недолго. Где-то часа два. Мы увидели скульптуру, картины, украшения, апартаменты властителей  Франции.
      На лестнице Дарю, ведущей в крыло Денон, нас встретила  Ника Самофракийская. Она летит навстречу ветру, легкая и изящная. И это не смотря на то, что у нее нет головы и рук. Смотришь на нее и в тебя вливается сила и уверенность. Будто она передает тебе частицу своей энергии, своей победы.
      Увидели мы  и другую греческую скульптуру - знаменитую Венеру Милосскую. Изящество и какое то величие, присущее греческим скульптурам. Возможно шарм им еще придает их древность, осознание, что они донесли высокое греческое искусство до людей далекого для них будущего.
      Увидели  мы  и  скульптуры  Микеланджело.  Мускулистые,   сильные тела двух рабов - раба  восстающего  и  раба  умирающего. Один  рвет с себя цепи, стремится к свободе, другой в отчаянии схватился за голову и остался в цепях рабства. Меня удивили тела, высеченные из гранита, но выглядящие как живые, естественные мужские тела. 
       О картинах, которые мы видели во время экскурсии трудно говорить. Для этого просто нужна отдельная лекция. А нам показали малую толику той живописи, что хранится в Лувре. Запомнилась величественная картина коронации Наполеона I. Быть может потому, что я видел ее репродукции и что я  увлекаюсь эпохой Наполеона I.
      Осматривая , хотя и бегло, картины и скульптуры, мы обращали внимание и на залы Лувра. Залы это произведения архитектуры  разных эпох. По ним можно устраивать отдельные экскурсии.
      Посмотрели мы  и апартаменты Наполеона III, которые расположены в крыле Ришелье. Шикарная обстановка. Приемный зал Наполеона III. Огромные люстры украшают зал. Стены красно-золотистого цвета. Красные стулья с высокими спинками вокруг большого стола. Зал хотя и богат, но строг, обстановка чисто рабочая.
      Залом Наполеона III заканчивается наша экскурсия. После экскурсии мы еще немного походили по Лувру, в основном рассматривая экспозиции на первом этаже. Нас хватило не на долго. Уставшие выходим из Лувра. Наше знакомство с Лувром закончилось. Именно знакомство. Краткое и беглое. Сюда надо возвращаться не один раз, потихоньку осматривать музей. Зал за залом. Но на это уйдет слишком много времени, музей необъятен. А наше пребывание в Париже ограничено. Время бежит и мы идем и едем дальше, знакомясь с другими достопримечательностями города  и его окрестностей.


Рецензии