Донецк. Кажется, что это невозможно...

 Июнь в Донецке. Я иду по улице Артема,  центральной улице города. Людей немного, несмотря на выходной день. Спешить мне некуда, смотрю по сторонам, фотографирую, в который раз удивляюсь необыкновенной чистоте, знаменитые донецкие розы только начинают цвести,  их очень много. До меня доносятся звуки динамиков со стороны сквера, прислушиваюсь,  хорошо поставленный голос читает  стихи Пушкина. Я подумала, что  там проходит какое-то мероприятие,  нет, никакого мероприятия нигде нет, не останавливаясь, иду своей дорогой, но и Пушкин следует за мной: стихи сменяются отрывками из поэм, сказками и даже прозой. Через минут 20 голос артиста прерывается и диктор сообщает: "Вы слушаете программу "Читаем Пушкина". Программа создана при содействии Министерства культуры ДНР". Я не знаю, сколько длилась вся программа, но 40 минут я шла и слушала Пушкина.
И сразу вспомнились строчки  Анны Ахматовой, написанные в блокадном Ленинграде:

          Мы сохраним тебя, русская речь,
          Великое русское слово.

Спустя 75 лет после снятия той  - 900-дневной блокады, здесь, в блокадном Донбассе верны Ахматовской клятве.

Я в Донецке уже несколько дней, каждый вечер, ближе к ночи, когда в городе уже комендантский час, мы с подругой, у которой я в гостях, стоим на балконе и наблюдаем, как по бульвару  в сторону линии разграничения идут колонны военных машин, а под утро, если не спится, можно наблюдать, как колонны идут в обратную сторону. "Это ротация", - объясняет мне подруга. Утром дежурный вопрос: "Ты слышала, как ночью бухало?". "Бухало" - это обстрелы окраин Донецка, в центре, где мы живем слышны только их глухие отзвуки.

Прошлой осенью я тоже была в Донецке. Тогда мы с подругой ходили в картинную галерею. На входной двери нас встречает объявление: "Вход с оружием запрещен"; где еще такое можно увидеть? А за дверями нас ждала неплохая коллекция живописи и большая выставка картин Равиля Акимова, приуроченная к юбилею этого замечательного художника - уроженца Донбасса.

В Донецком оперном театре премьера - "Кармина Бурана"- театральная мистерия на музыку немецкого композитора Карла Орфа. Орф - композитор ХХ века - сочинил музыку на  стихи вагантов. Сборник стихов, датированный 1300-ми годом, был найден в ХIХ веке    в бенедиктинском монастыре. Эта сценическая кантата знакома  и любима многими в исполнении хора. Трудно представить, как из отдельных стихов можно выстроить сложную драматургию и поставить на сцене  оперного театра. Но в спектакле  все настолько органично, кажется, что по-иному и быть не может.
Главный нерв спектакля - колесо Фортуны, оно неумолимо вращается и повергает жителей средневекового города из упоения счастьем в бездну трагедий. К главному герою - Поэту, подразумевается, что это Франсуа Вийон,  обращается Фортуна:

         Когда б не Бог и не Его закон,
         Я б в этом мире только зло творила!
         Так не ропщи же на Судьбу, Вийон!

Для Донбасса, шестой год живущего в условиях блокады, когда надежда сменяется отчаянием, и все равно нужно жить, не теряя человеческий облик, происходящее на сцене сродни ежедневным будням.
                2019 г.


Рецензии
Какое то странное понятие блокады.Для всех россиян - это Ленинград 41-43 с полным запретом на выезд и единственной дорогой жизни.И Эрмитаж не работал.И пайки -осьмушка ржаного. Насколько я понимаю у Донбасса был только заблокирован путь в Украину? В всяком случае, даже в Москве были авто с ДНРовскими номерами.

Владимир Падейский   27.12.2022 18:07     Заявить о нарушении
Да уж, автор явно перегнул палку. А ведь эту, так называемую блокаду, так легко прекратить. Достаточно просто уйти с чужой территории.

Вячеслав Безуглов   20.03.2023 17:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.