В поисках княжны Таракановой. 5

Эпизод 5

Дама с ребенком

При дворе Романовых, как, впрочем, и у каждой уважаемой правящей династии, всегда подвизались художники. Основной их обязанностью было написание портретов царствующей особы и её близкой родни. Таким же образом поступила и императрица Анна Иоанновна. Сразу после рождения её племянницей Анной Леопольдовной наследника престола – а произошло это 12 августа 1740 г., - она повелела придворному художнику написать портрет крошки.
После того, как малыш стал императором Иоанном Шестым, а произошло это спустя два месяца после его рождения в октябре того же года, были написаны ещё портреты. Причем на них он, как и положено российскому императору, изображен с Андреевской лентой. В одном случае она надета, как и положено, на плечо (это портрет на руках у матери), в другом – лента вместе с орденом лежит на красной бархатной подушечке, рядом с короной. Это очень милый портрет: малютка-император изображен с фигурой трехлетнего ребенка в мундирчике темно-зеленого сукна. Одной ручкой он по-взрослому подбоченился, а вторая лежит поверх Андреевской ленты. Лицо малыша, в положении анфас, почти соответствует его возрасту – где-то полутора годам. 
Также существует портрет, на котором изображен ребенок, сидящий на стульчике, рядом с придворной дамой. Дама эта, а звали её Юлиана Магнусовна Менгден, была камер-фрейлиной и, как утверждают источники того времени, близкой подругой Анны Леапольдовны. Также ей приписывают обязанности няни при малютке-императоре Ванечки Шестом. Исходя из этого, в историко-искусствоведческих кругах сложилось мнение, что ребенок рядом с «няней», и есть малолетний император. Но вот что странно: если на других его портретах Ванечка Шестой изображен с Андреевской лентой, то на этом её нет. А судя по фигуре ребенка, по тому как он уверенно сидит и держит голову, какой у него осознанный взгляд и прочее, то возраст его явно больше двух лет. Кроме того, этот ребенок не очень-то похож на другие портреты Ванечки-императора. 
Как известно, Ванечка Шестой вместе со всем своим Брауншвейгским семейством был свергнут 25 ноября 1741 г. (даты по юлианскому календарю). Т.е. на момент отрешения Ванечки «от трона» ему было 15 месяцев. Вряд ли придворным живописцам было бы позволено писать портрет свергнутого ребенка-императора. Поэтому ребенок на коленях у Юлианы Менгден, если это Иван VI, никак не может быть старше 15-ти месяцев. Однако, как нам представляется, он выглядит старше этого возраста. При этом он имеет такую внешность, что нельзя с уверенностью сказать, мальчик это, или же девочка. Да и одежда ребенка выглядит так, как будто она сшита, скорее, на девочку, чем на мальчика. Головной убор также весьма странен, скорее он женский, чем мужской. 
Можно, конечно, предположить, что этот портрет – не парадный. Но, как нам представляется, за то время, когда Ванечка успел побыть императором, ему было недосуг позировать просто так - для частного портрета. Увы, на портрете нет ни имени автора, ни даты его написания. Да и с чего вдруг император, пусть и фактический младенец, будет позировать, сидя на коленях своей «няни»?      
У самой Юлианы Менгден, как следует из её официальной биографии, детей не было. Да и замужем она не была. Её подруга Анна Леопольдовна очень хлопотала по поводу её замужества, даже обручение состоялось. Женихом был заграничный дипломат – граф Мориц Карл Линар. Но до бракосочетания, увы, не дошло…
Но это мы несколько забежали вперед. Да и при чем же здесь искомая нами Княжна?!


Рецензии