Иглобрюх. Рассказ для детей

Я много раз встречал под водой этих забавных серых в белую крапинку рыб с круглыми слегка навыкате глазами и постоянно открытым как будто от удивления ртом. Названий у этих рыб несколько: колючий иглобрюх, рыба-собака, аротрон.
Однако самое удивительное название иглобрюха — рыба-шар. Его эти рыбы поучили потому, что в момент опасности они раздуваются как шар. Я, однако, ни разу не видел ни одну из этих рыб в раздутом состоянии, и мне было совершенно непонятно, как способность раздуваться спасает иглобрюхов от хищников.
И вот однажды мне, вместе с группой дайверов, довелось принять участие в погружении в Красном море на сайте Рас Умн Сид у побережья Египта.
Открывшийся перед нашими взорами сайт оказался поистине замечательным. Риф буквально кипел жизнью. Каких только его обитателей мы не встретили! Это и аляповато во все цвета радуги раскрашенная рыба-попугай, и растопыренная чем-то глубоко озабоченная рыба-крылатка, и самовлюблённая красавица радужная вариола, и не менее красивый павлиний группер, многочисленные рыбы-бабочки и рыбы-ангелы, и ещё огромное количество красивых и самых разнообразных обитателей Красного моря.
Ближе к концу погружения я увидел торчащую из рифа зловеще улыбающуюся серую в чёрную крапинку морду мурены. Она по-хозяйски и  с интересом пристально оглядывала окрестности рифа своими маленькими немигающими глазками, ритмично открывая усыпанную большими острыми зубами пасть.
Насмотревшись на мурену, я поплыл дальше. Примерно через пять-шесть метров навстречу мне откуда-то из расщелины рифа медленно выплыл задумчивый, как будто кем-то обиженный среднего размера иглобрюх. На меня он не обратил никакого внимания, и я сумел хорошо разглядеть его.
Казалось, что на его тело надет толстый чехол, в котором, в месте где находятся плавники и глаза, вырезаны аккуратные круглые отверстия, окаймлённые несколькими белыми полосками.
Всё его тело было почти неподвижным, и только мягкие на концах жёлтые полупрозрачные плавники совершали быстрые, небольшие по размаху движения, за счет которых он передвигался. При этом хвостовой его плавник был сложен и как-то понуро провисал под своей тяжестью. В целом его вид показался мне печальным и одновременно отрешенным.
Постепенно иглобрюх доплыл до того места, где я несколько минут назад видел мурену, и хозяйка рифа не заставила себя долго ждать. Она схватила иглобрюха своими страшными челюстями и стала трепать его из стороны в сторону.
"Да... Пропал иглобрюх, — подумал я. — Из таких челюстей теперь уже вряд ли вырвешься".
Но иглобрюх раздулся как шар, ощетинившись колючками, и мурена отпустила его, скорее всего, от неожиданности. Опомнившись, мурена продолжила яростные попытки полакомиться приплывшей к ней прямо в пасть неосторожной рыбой. Широко раскрывая свой зловещий, усеянный острыми зубами рот, хищница пыталась схватить иглобрюха, но это у неё не получалось — не хватало размаха челюстей.
Несколько раз мурена пыталась ухватить свою жертву боком рта, но тоже безуспешно.
Воспользовавшись преимуществом, иглобрюх поплыл прочь, отчаянно работая расправленным хвостовым плавником. Мурена еще некоторое время преследовала раздувшуюся рыбу, но вскоре, убедившись в бесполезности своих попыток, явно недовольная, вернулась в свою нору.
Тогда я и понял, в чём смысл столь необычного защитного механизма рыбы-шара.
Тем временем воздух в наших баллонах подошёл к концу, и нам пришло время подниматься на поверхность.
К сказанному следует добавить, что если бы атака мурены всё-таки увенчалось успехом, то, скорее всего, она была бы для неё последней. Мясо иглобрюха содержит очень сильный яд. Ведь ещё одно имя иглобрюха — тетраодон. Это имя дало название тетродотоксину, сильнейшему природному яду нервно-паралитического действия.


Рецензии