Записки пожарного добровольца. Глава 8
Борьба с огнем - дело серьёзное. На любом пожаре присутствуют опасные факторы, в той или иной степени угрожающие жизни и здоровью людей. На ландшафтном пожаре это пламя, дым, искры, тепловое излучение, скрытые очаги тления в углублениях, ямы и канавы... Если горит дача, то сюда добавляются осколочные поля, обрушение конструкций, ударная волна от взрыва газового баллона, неснятое напряжение на оборваных проводах, острые гвозди, торчащие из обгорелых конструкций, погреба, колодцы и выгребные ямы, куда можно провалиться...
Все это прямо указывает на то, что прежде чем бороться с огнем, надо защититься самому. Без боевой одежды и снаряжения на пожаре можно только стоять в стороне и наблюдать за происходящим. Даже те, кто искренне готов помочь терпящему бедствие соседу, почти всегда вынуждены отступить, дабы не стать жертвой огня, а правила охраны труда прямо запрещают нахождение в зоне пожара без боевой ожежды и снаряжения.
Итак, мне предстояло обзавестись боевой одеждой, каской, подшлемником, рукавицами, сапогами с бронестелькой, пожарным поясом с карабином и топором в кобуре.
Все это мне удалось постепенно раздобыть. Постепенно - потому что рассчитывать приходилось только на свои весьма скромные финансовые возможности.
Работая на пескоструйке, я имел возможность получать спецодежду, пошитую по индивидуальной мерке. Сначала нам шили робу из авизента, но в 2017 году стали делать
брезентовые костюмы с кожаными вставками, как у сварщиков. При снятии мерок я попросил сшить костюм на два размера больше, "чтобы на телогрейку налазил", а штаны сделать шире, "чтобы на валенки сверху натягивать". Честь и хвала ОМУСовским портниха - как впоследствии оказалось, покрой штанов был как у советской брезентовой боевки, какие применялись полвека назад, только брезент был тогда поплотнее... Для усиления защитных свойств я обработал его обувной пропиткой на основе фторированных смол, предварительно испытав контрольный образец на горючесть.
Каска нашлась на сайте "Авито"за 250 рублей. Вернее, это был стальной шлем армейского образца, когда-то использовавшийся в пожарной охране, о чем свидетельствовал покрывающий его толстый слой красной краски. Под стать шлему оказался и топор, случайно доставшийся мне от хороших знакомых. На клейме можно было различить год изготовления - 1954. Деревянная рукоять, высохшая и пошатывающаяся, была укреплена с помощью супер-клея. Кобуру для топора я старательно сшил из куска прорезиненного рукава, установив на застежку пуговицу от джинсов, впоследствии заменено на более удобную застёжку.
Рукавицы для пожарного имеют очень большое значение. Они должны не только защищать руки от огня, воды и
всех остальных неблагоприятных воздействий. Современные пожарные перчатки стоят недешево, так что, опираясь на опыт старших поколений, руки свои я защитил брезентовыми крагами, внутрь которых я поместил широкие прорезиненные перчатки.
Для защиты ног были приобретены резиновые пожарные сапоги "фарадей", тяжелые и негнущиеся, которые верой и правдой прослужили мне два сезона.
Пожарный пояс, входящий в состав снаряжения, предназначен для страховки на высоте и ношения на нем карабина и кобуры с топором. Кроме того, пояс предотвращает попадание в подкостюмное пространство пламени и горячих продуктов горения. Первое время я подпоясывался монтажным ремнем,
но через год на Хитром рынке мне попался на глаза советский пожарный пояс с двухштыревой пряжкой. На внутренней стороне его красовалась надпись "ВПЧ-8". Хоть мне и не светило подниматься в нем на высоту или спускаться в колодец, но карабин на пояс я прикрепил - пусть будет, раз положено. По крайней мере, рукавицы будет на что прицепить.
Поскольку выдвигаться на пожары мне предстояло преимущественно пешим порядком, боевка и снаряжение были уложены в мягкий авизентовый рюкзак, из которого они извлекались по прибытии на место. Бежать в боевке было бы гораздо тяжелее, чем с рюкзаком того же веса.
Вопрос, чем вооружаться, требовал основательного подхода. С одной стороны, позволить себе что-то дорогостоящее я не мог, с другой - инструмент должен быть полезен и в повседневной жизни. В то время у меня была возможность изготовить по ГОСТовским чертежам два пожарных лома, чем я , конечно же, воспользовался. Легкий лом, правда, оказался чуть легче, а тяжелый - чуть тяжелее, чем положено, но это было не критично. Позже мною был изготовлен и цельнометаллический багор.
В хозяйстве эти принадлежности оказались очень полезными, также как и изготовленные мною лесопожарные грабли о четырёх зубцах, насаженные на мощный черенок от лопаты. Не один травяной пожар был потушен с их применением! Не одна яма была ими заделана на аллеях моего садоводства! Удивляет тот факт, что этого инструмента нет в табеле положенности ПТВ на АЦ, хотя при разборке и проливке они были бы очень полезны.
Не стоит обходить вниманием и такой инструмент, как лопата. Одну из двух имеющихся у меня усиленных лопат я насадил на укороченный черенок, позволяющий перевозить ее в багажнике автомобиля. Там же были размещены легкий лом, маленькая кувалда, ИРАС и пила-ножовка. Пока что это все, что я мог себе позволить, но что-то все же лучше чем совсем ничего. До 2019 года включительно изо всего этого на пожарах довелось применять грабли, лопату, поясной топор и оба лома.
Со временем я изготовил командирский крюк и "хулиган", а СШ-68 на моей голове был заменен на ШКПС, выписанный по умеренной цене из Рязани. "Фарадеи", перенесших несколько ремонтов на шиномонтажках, сменились на "Элиоты", в которых я чувствовал себя как в копытах,а в октябре 2022 в расчет были поставлены кожаные сапоги "Гидрант", производства г.Киров, также купленные на "Авито". Таким образом, я смог хоть как-то одеться и вооружиться, избежав серьезных затрат, причем без ущерба собственной безопасности.
Свидетельство о публикации №219111900596