Развалины херсонеса. сборник рассказов великая илл
Продолжая знакомиться с Крымскими достопримечательностями, мы на автобусе поехали смотреть
развалины древнего города Херсонеса Таврического, построенного в VI веке до нашей эры, выходцами из греческого города Гераклеи. Затем Херсонес стал крупным городом-портом, присоединив к себе прибрежные поселения. Затем после войны со скифами он попал в зависимость от Босфорского царства. Там в Херсонесе в 988 году принял крещение князь Киевский Владимир. К середине ХV века из-за нападения ардынких полчищ, жители покинули его. Стены древнего города высотой доходили до четырех метров.
Туристы вошли в городские ворота, и пошли вдоль стены к оборонительной башне Зенона диаметром 23 метра. Затем подошли к развалинам античного театра III века до н.э., от которого осталась часть стены, сцена и полукруглые каменные скамьи для зрителей. Внутри, слева от алтаря, стоял жертвенник с бассейном, вырубленным из монолитного каменного блока. Стенка бассейна украшена изображением кипарисов. Позднее внутри двора был построен христианский храм. Театр в то время был большим развлечением для эллинов и вмещал более 1000 зрителей. Они размещались в театроне, музыканты и хор в оркестре, актеры – на сцене
Когда я вошла в театр и прикрыла глаза, как вдруг увидела разношерстную толпу, очень ярко и богато разодетую, да так как будто они надели весь гардероб на себя. Это уже были не аборигены эллины, а собрание разных народностей, приехавших в Херсонес. На сцене шел какой-то спектакль, в дальнем конце сцены я заметила клетки со зверями, видимо там показывали временами и цирк. Стена возле сцены была украшена огромной смеющейся маской. Занавесей видимо в то время еще не было.
Зрители громко кричали, вскакивали с мест, неистовствовали и очень бурно себя вели. Со сцены доносились отчаянные вопли, будто кому-то живьем отрывали голову. Эти звуки оглушили меня. Сильно удивленная, я отключилась от видения и пришла в себя. Дочь, с которой я приехала в Крым, тащила меня за руку дальше осматривать развалины. Позднее в 1 веке нашей эры в этом театре стали проходить бои гладиаторов и травля диких зверей. Много позднее, когда театр был разрушен, была построена небольшая церквушка на территории театра, которая неплохо сохранилась.
Дальше мы пошли к остаткам «Монетного двора», находящегося в подвале под усадьбой конца IV до н.э. В Херсонесе уже чеканили медные, золотые и серебряные монеты. Напротив двора было расположено здание античного музея. Внутри него был расположен музейный дворик, окруженный мраморными колоннами, сохранившимися после средневековых храмов. Тут же лежит мраморный лев, а в центре дворика стоит фонтан. Сегодня Владимирский собор возвышается над прочими строениями. Собор этот был заложен в 1961 году в память о крещении Владимира, в присутствии самого императора Александра II, построенный на бывшей главной площади Херсонеса античного времени.
Там же стояли языческие храмы и стела с выбитым текстом присяги граждан на верность городу. Там же там стояли статуи, богов, героев и обожествленных императоров. Как жаль, что вся эта красота канула в лету. Собор бы взорван фашистами в 1944 году, и только в 1999 году его начали восстанавливать. Перед Собором установлен памятник апостолу Андрею Первозванному, которой был в этих краях с проповеднической миссией. Когда он вернулся в Малую Азию, то был распят на кресте римлянами, а позднее, как и положено, был признан Святым.
Затем, идя по главной улице античного Херсонеса, мы подошли к следующим развалинам. Рассматривая фундамент бывшего здания, я заглянула в подвальное помещение, из которого вел вход куда-то вниз. Поднеся к нему ладонь для считывания информации, как это я обычно делаю, то почувствовала, что подвал уходит в глубину до четырех-пяти этажей. Там сидели и ходили люди тепло одетые во что-то темное, и от толстой одежды казались неуклюжими. Но это видение длилось лишь мгновение. От большой глубины у меня закружилась голова, хорошо еще, что я не упала в подвал на камни. Это было лишь видение, а не реальная глубина, и
потому, казалось бы, голова не должна кружиться. Пройдя немного дальше, я увидела табличку с надписью о том, что здесь был пещерный храм, где пещера уходила в глубь земли, и расширялась в стороны. В этом подземном храме жили монахи, представители первых христиан.
Дальше мы очутились у руин базилики, построенной в шестом веке, ставшей кафедральным храмом и резиденцией епископа. А вот перед нашими глазами предстал «туманный колокол», отлитый в 1778 году из турецких пушек. Огромный колокол стоял на краю высокого берега моря. Вдруг перед моим внутренним взором мелькнул розовый храм средних размеров и мне подумалось: «Бывают ли храмы розового цвета?». И тут я увидела вдали догорающий закат, который и окрасил храм. Побывав во в Франции, колокол был возвращен на Родину. Одно время он служил звуковым маяком для кораблей, так как стоял на высоком берегу Черноморского побережья. Возле колокола стояли здания, построенные в средние века: тут и жилые дома, и культовые сооружения, и общественные бани. Одним словом древностью дышала каждая развалина, каждый камень, здесь жили и наслаждались жизнью эллины, греки и прочие народы. Пройдя далее, мы увидели сохранившиеся каменные стены усадьбы с арочным входом, весьма похожей на постоялый двор. Еще сохранились красивые колонны базилики, построенной в шестом веке.
Затем мы подошли к храму, от которого осталась часть стены и арочный вход. Я ощутила некую святость, и, оглянувшись назад, увидела остаток мраморной плиты с выбитым на ней крестом. Здесь явно был похоронен святой, а могила его разорена. Рассматривая арочный вход, мне вдруг привиделся очень высокий человек в белых блистающих одеждах, похожий на священника, он стоял в арке, загораживая проход. Я, конечно, понимала, что могу пройти сквозь его тонкое (иллюзорное) тело, но из уважения обошла стену стороной, понимая, что здесь он хозяин. И как видно, охраняет могилы святых. Дальше мы не пошли, так как устали, и решили покинуть этот разоренный древний город.
Если бы не война, многие здания Херсонеса могли сохраниться во всей своей красе до наших дней. Но Севастополь был разбомблен фашистами, людям негде было жить, не на что строится, и потому древний город был разобран и каменные блоки вывезены для восстановления Севастополя. Война не только уничтожила миллионы людей, культурные и исторические ценности, но и самой божественной Любви в людях сильно подрезала корни.
Свидетельство о публикации №219111900895