Вне очереди

               

Спортивные комментаторы советского времени любили повторять: «В танцах надо дождаться своей очереди». Для зрителей, которые не знают всех тонкостей, и все воспринимают, возможно, упрощенно и эмоционально, это именно так и выглядело – ведь в этом виде спорта нет прыжков, таких рискованных элементов, как в парном катании. Падают крайне редко – это уже что-то из ряда вон, когда падают В ТАНЦАХ… Все выглядит достаточно спокойно, как будто это – праздник или показательные выступления, острого нерва невероятной борьбы и конкуренции в такой степени, как в трех других видах фигурного катания, не ощущается. Поэтому люди привыкли, что одна пара, увенчанная лаврами, мирно уходит из любительского спорта, и ее место так же спокойно и мирно занимает та, которая до этого была на втором месте… и так далее. Самая настоящая «очередь».

Но Оксана Грищук и Евгений Платов нарушили привычный ход вещей. Популярных пар тогда было четыре – Бестемьянова и Букин, Климова и Пономаренко, Усова и Жулин, Грищук и Платов. Я не была поклонницей Бестемьяновой и Букина (при всем уважении к их тренеру), на мое восприятие они перебарщивали со страстными эмоциями – переигрывали, все было чересчур, особенно у партнерши. Климова и Пономаренко, напротив, отличались благородной классической сдержанностью, я им симпатизировала, но им не хватало каких-то оригинальных интересных находок, так же, как и Усову и Жулиной, но Климова и Пономаренко вызывали больше симпатии из-за большего обаяния партнерши. Марина Климова многим казалась привлекательнее, милее Майи Усовой. А это очень важно для восприятия пары.

Когда, желая выиграть Олимпиаду, после ухода Бестемьяновой и Букина, Климова и Пономаренко ушли к Тарасовой и сделали свою самую знаменитую программу на музыку Баха, это было невероятным эмоциональным потрясением – учитывая чувство меры этой пары, вот они не перебарщивали никогда.

Подошла «очередь» побеждать Майе Усовой и Александру Жулину. Но, на мой взгляд, Жулину не повезло с партнершей. Она, несмотря на то, выглядела как классическая балерина, была лишена огонька, искорки, в ней не ощущался темперамент… все их выступления казались блеклыми, тусклыми. Не знаю, были ли у этой пары фанаты – но сомневаюсь… Ходили слухи, что и в жизни они не очень ладят, в конечном счете они развелись. Впрочем, это, конечно же, к делу не относится, потому что отнюдь не мешает другим парам на льду выступать удачно.

И вдруг (неожиданно для многих!) молодая пара Оксана Грищук и Евгений Платов обходят их, нарушая привычный для танцев «очередной» порядок. Их зажигательный рок-н-ролл произвел такое впечатление на судей, что им поставили более высокие баллы. И Жулин со своей партнершей так и не получили золото на Олимпиаде.

Евгений был классическим партнером, Оксана – огоньком в этой паре. Как раз той самой искрой, которая отсутствовала в Майе. У фигуристов тоже есть амплуа, как и у драматических актеров. Бывают романтические герои, склонные к трагике или комедии, бывают характерные… Вот Оксана была «характерной фигуристкой». Несмотря на то, что внешность ее не отличалась классической правильностью, в ней была изюминка, которая делала ее интереснее иных классических красавиц. Озорство, харизма сильного характера, драматизм – все это было в ней. Когда они выиграли первую Олимпиаду, люди не предполагали, что еще предстоит этой паре.

Когда их тренеры (Линичук и Карпоносов) стали делать ставку на других спортсменов, Оксана и Евгений ушли к Тарасовой, она сделала им программу с сильной драматургией, и они выиграли вторую Олимпиаду.

Их показательные номера (особенно один из них под музыку Мадонны) были крайне яркими и запоминающимися. Я знаю, что многие очень хвалили Евгения, намекая на сложный характер Оксаны, а я считаю, что без нее, с какой-нибудь примерной пай-девочкой на льду он был бы пресным. Талантливые люди часто отличаются непростым характером, но это не умаляет их достижений. Ссорились Оксана и Евгений или нет – это их дело, важен результат, на льду ему нужна была противоположность, а не прилизанная примерная девушка. Иначе не было бы такого эмоционального эффекта от этой пары, была бы некая «стерильность», как у Усовой и Жулина.

Я нашла в Сети выступление Оксаны и Александра Жулина под песню Тони Брэкстон Unbreake my heart. Впечатление было очень сильным. И я поняла, что с другой партнершей он мог бы и выиграть Олимпиаду. Оксана действительно прирожденная актриса – здесь в ней появилась трагическая глубина, невысказанность невероятных по накалу чувств…

Я не склонна копаться в личных недостатках человека, если он нравится мне как спортсмен или артист, считая, что лучшее, что есть в нем, он проявляет в своей творческой деятельности. А все остальное меня не касается.


Рецензии