стр. 211

Период от прагматического принятия старообрядцев Петром I-ым до создания единоверия и их интеграции при Александре I-ом можно охарактеризовать как начало легального существования с сохраняющимися ограничениями и особым обременением, как «ограниченное сосуществование» старообрядчества и государственной церкви. Тяжёлое влияние в течении длительного времени несли положения о налогах на бороду и правилах об одежде (1722 г.), учреждение «старообрядческой конторы» (1725 г.) - специальной канцелярии в Сенате для взимания налогов, которые староверы должны были платить в удвоенном порядке - и контроль государственной церкви (осуществляемый Синодом, основанным в 1721 году). В решающий период роста во время Второй Северной войны общины на северных и западных границах смогли сберечь своё право на существование при стратегически-политической лояльности и экономическом потенциале. Обе (общины) пережили это столетие и превратились в социально и религиозно авторитетные центры, которые освоили сельские районы и смогли сориентироваться в экономической, социальной и религиозной сферах. Когда Екатерина II предоставила старообрядцам в духе просветительской толерантности свободу расселения в центре России с 1762 года, это привело к миграции в огромных масштабах, в результате чего появились три новых центра: Иргиз (приток Волги, Саратовская губерния), Петербург и Москва. Во второй половине века крупные общины на периферии имели представительства в Москве. Правовое установление Старой Веры в мегаполисах дало движению новое качество. Общинами были созданы коммуникационные и транспортные сети для самозащиты и самообеспечения, а также в крупных городах и коммерческих мегаполисах для миссии и экономического самосохранения. Однако первоначальные общины на периферии оставались авторитетными центрами. Именно из напряженности и коммуникационного контекста между центром и периферией, городом и деревней Старая Вера черпала силу и инновационный потенциал. В этом контексте нельзя недооценивать важность общин за пределами государственной границы в конкурирующих или политически либеральных зарубежных странах - в Польше (Волынь, Латгалия), Пруссия (Мазуры) и Габсбургская империя (Буковина) или в значительной степени в (даже при правлении царя) автономном анклаве - Риге, пристанище старой веры.


Рецензии