Л. Баяндина-Гизингер Мемуарные наброски-1. Семья

Мемуарные наброски-1. СЕМЬЯ

Имею я право на мемуары? Кому это будет интересно? Или полезно?

Я бы очень хотела прочитать мемуары своих незабвенных родителей. Но … они молчали. Не могли, не имели права говорить. Переживали за мой неуёмный язык, из-за которого можно было схлопотать 20 лет каторги.

Решаюсь. Попробую написать. Дочери просят, чтобы я оставила свои воспоминания.

Лев Толстой считал мемуары ценнейшим литературным жанром, и в конце жизни сам обратился к нему («Воспоминания», 1903 год). Он провозгласил высшим законом мемуаров честность и правдивость, решительный отказ от смешения правды с выдумкой. «Я думаю, - писал он, - что самое важное и полезное людям, что может написать человек, это то, чтобы рассказать правдиво пережитое, передуманное, перечувствованное им».

Я попробую.

Родилась я в городе Саратове в 1934 году, 19 февраля.  (В 1861 году, в этот день, император Александр Второй подписал Указ об отмене в России крепостного права).

Папа – Виллибальд Феликсович Гизингер. Передо мной – подлинник его «Послужного списка», составлен 1 декабря 1932 года.
«Командир РККА (рабоче-крестьянская красная армия) запаса 82-го Кавалерийского Туркестанского Краснознамённого полка. Родился 5 июня 1908 года в г. Саратов. Немец. Родной язык – немецкий и русский. Профессия до поступления в РККА  – инженер-мелиоратор. Образование  - высшее. Окончил Саратовский сельскохозяйственный институт в 1930 году. Отец – учитель…» (родной отец в то время умер, был отчим – Л.Б.).

Вот так. Как и все советские молодые мужчины, папа служил в Красной Армии. Позже он ещё окончил пединститут, физико-математический факультет. Не успел защитить кандидатскую – началась война. А ещё он окончил музыкальную школу по классу скрипки. Папа был умён, обаятелен, прост в общении.

Мама – Валентина Георгиевна, урождённая Реш,  – родилась в том же 1908 году, 22 апреля (в один день с В.И. Лениным) тоже в Саратове, и тоже немка; по роду занятий - акушерка.
В семье её родителей было 11 детей, в том числе 9 дочерей, каждая из которых (впоследствии) имела профессию (без высшего образования). Все они выходили замуж. Мужья сестёр были пяти национальностей:  русский, украинец, еврей, немец, поляк. Образование у большинства из них было высшее.

Поженились мои родители в 1933-ем голодном году, в следующем родилась я. Помню себя с четырёх – пяти лет.   Когда мне было четыре года, родилась моя единственная родная сестричка Маргарита (имя нашей бабушки Маргариты Христофоровны, рождённой в Великом Новгороде).

Детство моё было просто великолепно: я «купалась» в любви родителей, бабушек (дедушки уже умерли), соседей.
Мамин папа Реш Георгий Осипович меня нянчил последнюю, и в декабре 1934 года скончался от «жабы» груди.
После него ещё рождались внуки до 1948 года, а всего нас, двоюродных по маминой линии, 15 человек. Осталось семь, и все живут в России. По папиной линии – восемь человек, связь есть только с его родной сестрой по матери и племянницей, живут в Германии.

Жили мы до войны в большой (длинный коридор и большая кухня) квартире, где четыре комнаты занимал известный в СССР хирург, депутат Верховного Совета РФ, Миротворцев Сергей Романович с семьёй, а одну небольшую комнату - мы вчетвером. Жили мы по улице Ленина (ныне Московская), дом 85.

Немецкой речи я не помню до войны. Подружкой по детскому саду была Люба Самойлова. Бабушки разговаривали по-русски чисто. Все ходили друг к другу в гости. Дети читали стихи и пели, получали подарки в день рождения, на Новый год и Первое мая.
Летом собирались у нас на даче, ходили в лес на пикник (с самоваром). Мы с папой по выходным ходили за грибами.

Но однажды … в выходной случилась война.


Дальше: Мемуарные наброски-2. ВОЙНА
http://www.proza.ru/2019/11/20/1029

В начало (предисловие): http://www.proza.ru/2019/11/20/983


Рецензии