Мысли о северокавказской цивилизации

Кор.: Асланбек, я бы хотела получить ответы на те вопросы по статье Е.Б. Бесоловой и А.Х. Хадиковой «Об особенностях северокавказской цивилизации» ( Известия СОИГСИ, №20, 2016 г.), чтобы получить более углубленное понимание (СКИ). Ведь когда, речь заходит о цивилизации, мы, обыватели, непременно ассоциативно соотносим это с монументальной архитектурой, грандиозной империей, ну, и т.д. и т.п.. А что здесь, в данном случае?
А.Б.: Начнём с того, что статья была написана в 2016 г., теперь, самое время «собирания камней» , но хочу я начать с того, надо ли соглашаться с этим определением. Если применить покадровый, фрагментарный подход из классического определения «Цивилизация» ( лат.  civilis- «гражданский, государственный»), то, отвечает ли оно скажем на вопрос- является ли С.К.И. самодостаточным обществом- на мой взгляд- да, кавказские общества, на протяжении сотен лет вполне подходили под это определение. Что касается культурных ценностей (архитектура мифология и т.д.)что тоже признаки цивилизационности, то она представлена в своём богатейшем наследии.
Кор. Т.е. ответ утвердительный?
А.Б. Более чем.
Кор. Но ведь столько народов, разных языков…
А.Б. Древний Рим- тоже много народов, причём имевших даже свою государственность, разный уровень развития, много языков и т.д. и т.п., но однако же, никто не сомневается в том, что Рим есть цивилизация. Единственное, чего не было на С.К.- это централизованного управления, не было т.н. единого государственного языка, письменности, чиновничьего аппарата и др. составляющих цивилизации? Тем не менее, отсутствие вышеперечисленного, соответствующие общепринятому представлению о цивилизации функции в северокавказском обществе выполнялись без создания имперского сооружения (аппарата).
    К примеру, есть этнос и есть неписанные правила и законы, есть традиции.
    Их знают, чтят и соблюдают. И абсолютно не важно перенесены они на письменные носители или нет.
Кор. Но есть и случаи их неисполнения, - скажем, угнали скот, кого-то убили. Какой есть барьер подобным проявлениям, что должно заставить человека этого общества не делать зло?
А.Б. Вот как раз мы и подошли к тому самому главному, чего не объяснили в своей статье Бесолова и Хадикова.
    Начнём с того, какие есть особенности геоландшафта (климата), Главного Кавказского хребта и равнины Предкавказья. Как влияли на социально- экономическую и политическую составляющую тех этнических образований, которые, начиная скажем, с неолита населяли данные районы.
    Не вторгаясь в детализацию историко- демографических процессов, остановимся на его основных моментах.
    Земледелие (примитивное) появляется на С.К. примерно в 6 тыс. до н.э. Животноводство, возможно, в это же время, допускаю, что оно могла появиться и раньше.
    Насколько можно судить из исторической литературы, животноводство преобладало над земледелием, но суть не в этом, а способах его ведения. Дело в том, что на С.К. практиковалась и, даже, практикуется до сих пор, одна из его форм- отгонное животноводство. Т.е. летом- это выпас в горах, а зимой на равнине. Зимние пастбища- это то, что заставляла скотоводов или бесконечно сражаться за них, либо договариваться. Проявляется прецедент к договороспособности должен заметить важность этого момента, и здесь неважно, с какого ты ущелья, на каком языке говоришь и какого- ты вероисповедания. Экономика животноводства была сильным  инновационным, в плане возникновения, традиций импульсантом к постепенному выравниванию взаимоотношений. 
Кор. По всей видимости, этому способствовали войны, стычки, которые в конце концов изрядно поднадоели, да и, сколько, при этом, крови было пролито.
А.Б. Разумеется да, перед горцами стояла дилемма; либо  изолироваться, а стойловое содержание скота ведёт к существенному ограничению поголовья в условиях высокогорья. Если скот, летом съел траву, то что косить на зиму. Это обстоятельство могло делить альпийские угодья на те же летние и зимние (под покос), а это ограничение площадей и соответственно скота. Мало скота- мало людей. Например, в своё время Нил «заставил» египтян объединяться в одно централизованное государство т.е. здесь выход был найден не в договороспособности Верхнего и Нижнего Нила, а в альтернативе, создании царства т.е. , либо надо проводить интеграционистскую политику во взаимоотношениях с равнинными жителямиЮ либо кому-то надо было организовывать полноценное царство (централизованное объединение), а такого этноса в те времена не было на С.К.
Кор. А почему на С.К.- это стало невозможным? Я имею ввиду пример Египта.
А.Б. Хорошо, давайте перечислим причины по которым не возможно было создать имперское образование.
    Во- первых, геоландшафт Главного Кавказского хребта, весь изрезанный ущельями, а каждое, ущелье- это изолированная территория, во всяком случае, почти отдельная этническая единица. Например в лингвистическом аспекте она выражается в отдельном языке, чаще, в диалектических различиях.
    Во- вторых, что касается Предкавказья- это равнина, которая входила как составная часть евразийской степи, а как мы знаем, в ней господствовали скотоводческие кочевые племена, у которых централизованное правление возникало, но на короткий период, пока была жива та личность, на которой была завязана данная «кочевая империя»: А в остальное время- это были конкурирующие, меж собой, племена номадов. Горы для номадов ни какого интереса не представляли, а война с горцами… как говорится, «овчинка выделки не стоила»-единственное, что их привлекало это стратегические перевальные дороги, и то, во время масштабных военных компании.
Кор. Т.е. не было социально- экономических причин, для возникновения политической мотивации к имперскому постронию.
А.Б. Совершенно верно. Но теперь, мы подошли к самому главному моменту нашей беседы- обсуждения.
    И это то, мимо чего, всё же, прошли наши уважаемые дамы (Бесолова, Хадикова)- это морально- нравственный и духовный мир северокавказцев. Об их истоках и причинах такого долгого существовании в этом уникальном цивилизационном пространстве. Мы сейчас не будем повторяется о том, что и так хорошо известно- это об Адате, об Агъдауе, об этикете, кодексе части и т.п.
    Итак, истоки. Многим это кажется фантастичными, но истоки, а точнее, идеологию равноправия, уважения к старшим, к женщине и т.д., надо искать в древнейших культурах мало- азийского неолита, а в частности-в Чатал- Гююке.
Кор. Да, в своём интервью, в прошлый раз, Вы говорили об этом. («Асланбек Бязыров об истоках происхождения народа ир»
А.Б.  Так вот, напомню, в Нартском Эпосе есть упоминание об этом неолитическом «мегаполисе». Вход в дом через крышу- уникальность (особенность) в этой специфике, но теперь добавлю, что это не единственный «след» из Малой Азии, есть ещё другой «след» (миграция), но уже с верховьев Тигра и Евфрата. Как Вам говорил, на данный момент работаю над монографий об этой уникальной цивилизацией, которая была основным звеном нашей мировой цивилизации, должен заметить, это не преувеличение.
Кор. В прошлых интервью Вы говорили о царциатах.(«Дуальный характер архаичной осетинской идеологии» «Царциата- этническая субстратная память народа Ир») , Вы их имеете ввиду?   
А.Б. Да, именно их. Эта общность охотников, создавших Гёбекли- Тепе и ещё аналогичных 6 культовых сооружений 12- 13 тыс. лет назад, восьмой так и не достроили.
    В царциатских легендах есть прямое указание на тот факт, что эти «центры» были искусственно засыпаны. Я взял смелость назвать их (афтохтонов) по месту их нахождения- это берег реки Евфрат, поэтому назвал их- евфратионы. В 6 тыс. до н.э. когда Ближний Восток поразила масштабная засуха часть евфратионов мигрировали на Центральный Кавказ- это были люди с высоким интеллектуальным багажом. Например, в селении Лац и не только, есть заккурат- это, и ещё такая технология левитации, в наших легендах как «Хонг; дур» и др. «царциатские чудеса» (Царциаты диссагт;)
    Таким образом, нельзя себе представлять то, что происходило на С.К. чем-то, спонтанным, стихийным. Здесь было кому направлять и создавать тот идеологический фон, на основе которого была создана Северокавказская цивилизация.
Кор. Для цивилизации очень много определений. Что в данном случае здесь можно отметить особо?
А.Б. Ту налаженную систему взаимоотношении этих многочисленных этнических групп, без создания особой карающей составляющей, которая имеется в иных цивилизациях (армия, полицейские силы и т.п.)
Если, внутри то, что тебя останавливает от преступления, от недозволительного поведения и т.д., то зачем, в принципе, эти органы. Особо подчёркиваю- вот в этом и состоит главная отличительная особенность.
Кор. Но, что же это такое может быть которая останавливает человека от соблазна, агрессии и т.д
А.Б. Повышенные показатели нравственности и морали. Это тот полицейский который находится внутри тебя. Это собственно и есть одна из основ- функция Агъдау. Например, хиуыл х;цындзинад (воздержанность) останавливала от негативных действии. Небывалое уважение к женщине заставляла воинов останавливать сражение и т.д. Всему этому много примеров. Вот что есть Северо- кавказская цивилизация.
    И она работала. Конечно случались исключения из правил. Нельзя всё это идеализиривоть, но тем не менее все жили, работали и, полагаю, были счастливы, но тем временем большие империи набирали силу: с севера Российская империя ,с юга Османская и Персидская.
    После, присоединения, в добровольно- принудительном порядке к Российской империи, та основа, на которой держалась С.К.Ц., начала постепенно трансформироваться до тех идеологических построений, которые были присущи обычным имперским этносам, со всем тем положительным и отрицательным, которая она несла с собой: письменность, наука, технологии и т.п., а также раболепие угодничество, не уважения к личности, пьянство и т.д.
Кор. Т.е. проходили кардинальные изменения. Конечно, я задам очень наивный вопрос, а нельзя было сохранить прежние морально- нравственные устои при том положительном и вместе с тем, что пришло к нам с приходом империи?
А.Б. Для этого каждый член северокавказского общества, должен оставаться экономически независимым  и самодостаточным . А теперь встречный вопрос. А можно быть личностью независимой и самодостаточной, когда твоё экономическое положение зависит от того, кто даёт тебе работу. Да, можно, но тогда ты оказываешься перед выбором: либо быть гордым, но голодным, либо идёшь на сделку с совестью, но при этом при хлебе с маслом.
Кор. Т.е. Агъдау обречен, а вместе с ним и С.К.Ц. «приказала долго жить»?
А.Б. Я бы не был так категоричен. Есть положительные тенденции в плане охраны чести и достоинства личности и они прописаны в Основном Законе. Я предполагаю, что не ровен час, когда к этому вопросу подойдут с двух сторон: Основной Закон и Агъдау станут «преследовать» одну цель- создание высоконравственного одухотворенного общества людей.
    С экономической точки зрение такое «создание» обоснованно выгодно, если напомнить, сколько это же общество тратит финансовых средств на содержание карательной составляющей нашего общества. Выгода диктует правила.
Кор. Большое спасибо за беседу. 
17.11.2019 г.
      


Рецензии