Тяжёлый вопрос по изданию книги
Одним из авторов сайта, человеком несомненно талантливом, работающим в очень специфическом и трудном жанре поэзии - рубаи , был задан вопрос:
- Помогите найти или посоветуйте , где и как найти художника книги, хочу издать памятное издание ?
Начиная с древних рукописных книг и заканчивая современными подарочными изданиями, структура и основные ее элементы остались неизменными.
Не вдаваясь в подробный разбор и рассмотрение этапов,структуры книги, её параметров, которых около 20и, остановлюсь на тех вопросах, которые наиболее часто возникают перед желающими издать своё произведение отдельным , памятным изданием.
Если останавливаться подробно на каждом из параметров книги, то это уже искусствоведческое исследованием и явно вне рамок и данной статьи, и цели.
Хотя фрагментарно возможно и коснусь.
Обычно такие вопросы ставят в тупик, т.к. любое издание это траты и чем дороже издание , тем траты больше и зависят от исполнения.
У задавшего вопрос автора стихи.
И это уже сложность.
Стихотворная форма это ассоциативный, образный , яркий , сжатый в своей образности ряд.
Подчас философский.
Это не проза, с её неторопливостью. , текучестью повествования, медленным разгоном сюжета.
Но каждый из нас считает , что он тоже имеет вкус несмотря на такую специфику предмета , как оформление книги , и знает , как должно быть и никак иначе.
Отсюда у автора , у читателя , у художника свой взгляд и свои ассоциации.
Хорошо , если они совпадают, а если нет ?
Если нет , то это беда и морока для всех участников творческого процесса.
В этой ситуации большая вероятность , что художник пойдёт своим путём в понимании оформления книги, ибо образное ощущение ему близко, есть приоритетность творческого решения, склонность к ретро или наоборот к современному дизайну и современным технологиям.
А если его образ мышления не совпадёт с сложившемся образом книги у автора , и автор будет недоволен , начнёт считать деньги, проклиная художника, тогда возникнет конфликт , художник будет делать работу , чтобы побыстрей её закончить и забыть весь тот кошмар от автора с его бесконечными претензиями в который влип.
Единства и гармонии не получится.
Читатель нутром почувствует что-то не то, и пролистав её на прилавке в магазине поставит обратно на книжную полку.
Либо получив книгу в качестве подарка, сделает благодарное лицо , поздравит автора и, подумав про себя, скажет : « Какую-то ерунду и вкусовщину подарил».
Однако есть то, что первоначально главное и ускользает от внимания желающего издать свою книгу при появлении самой идеи это сделать.
То , на что надо прежде всего обратить внимание… определиться с планируемыми тратами и тиражом.
Сначала о технологии полиграфии вкратце.
ПОЛНОЦЕННАЯ ТИПОГРАФСКАЯ ПЕЧАТЬ.
Это ёмкий полноценный полиграфический процесс.
Остановимся на нём вкратце.
Только по технологии и опуская предпечатную подготовку- формирование макета художником, спуски, изготовление печатных форм и пр.
Всё это время и деньги.
Их не рассматриваем..
Только технологию.
1
Современные полиграфия – это в массе своей быстро скоростные и качественные машины рассчитанные на большие тиражи. Отсюда и скорострельность.
К примеру...
РОМАЙЕР... только при выходе на режим полноценный по протеканию краски «выплевывает» около 1500 печатных листов./ по –российскому стандарту (А0=600х900 / см/...или по по-европейскому В0= 1000х70/мм/ ).
ХЕЛЬБЕРБЕРГ меньше.
Если это качественный и многотиражный журнал, и достаточно дорогой, то продажная цена затраты окупает, а если нет?
То стоимость экземпляра резко поднимается в цене, ибо все затраты падают на стоимость каждого экземпляра.
Но в любом случае придётся платить за бумагу при начале печати , ибо она входит в стоимость печати.
2
Типографии.
Они могут быть современные и иметь в производстве только новые машины, а могут быть и работать на машинах уже б.у., по лизингу, а то и отремонтированные.В чём разница?
В первом случае....
при печати цвет не уходит , и это подтверждает остановка машины и проверка полиграфическим прибором контроля цвета денситометром, то ...
во втором случае
цвет начинает плыть уже на 100м оттиске. Могут поплыть и кресты.
И требуется снова подстройка, остановка, подгонка и прочее.
Конечно есть и сигнальный оттиск, который вы подписываете.
Но... подписав его скорее всего вас попросят уйти и не мешать процессу печати, а ,если без вас по лени или недосмотру произойдёт сбой, недосмотр и цвет «уплывёт», или произойдёт сбой крестов сопряжения форм?
То..
Никому ничего не докажите.
А платить за тираж придётся. В том числе и за сигналы.
Печать тоже может быть разной .
Полноцветом или в монохроме, в один цвет.
Но нелепо думать , что монохром проще.. , например, чёрный.
Чёрным бывает только гуталин .
В полиграфии чёрный цвет самый сложный.
И , если вы хотите получить и раскрыть его волшебство,сделать издание торжественным , то печать его нужно тоже полноцветом.
Каждый цвет идёт печатью розеткой, она называется полиграфической или растровой.
И всё определяется разворотом одной розетки одного цвета по отношению к другому.
В классическом случае - при четырёхцветном синтезе- наложением четырех растровых изображений.
В стандарте ISO-12647-2 описан принцип, на основе которого рекомендуется устанавливать углы поворота растров.
Угол поворота должен быть определен для каждой краски или цветовой сепарации.
Непериодические растровые структуры углов наклона, естественно, не имеют.
В соответствии с ISO 12647-2 в случае двухосевых периодических растров, то есть с круглой или квадратной точкой, разница между углами поворота растра голубой, пурпурной и черной красками должна составлять 30°, а угол наклона желтой краски — отличаться на 15° от двух остальных. Угол поворота растра краски, доминирующей в изображении, должен быть равен 45°
Доминирующую краску необходимо ставить под углом 45°. Здесь возможны три варианта:
• если доминирующим цветом в издании является цвет кожи или другие цвета, содержащие пурпурную краску (основная масса глянцевых журналов), то под 45° ставят именно пурпурную краску;
• если в издании иллюстрации отражают разгул зелени или воды, то под 45° выводят голубую сепарацию;
• во всех остальных случаях можно под 45° ставить черную краску.
Не буду влезать в технологию полиграфии в связи со спецификой, её сложностью и ненужностью подробного разбора технологии полиграфии для данной статьи.
Единственно что хочется сказать, что , если при полноцвете нужно будет 4е формы, а для монохрома , при печати только чёрным цветом , кажется что одна, но это не так.
Там тоже потребуются четыре.
В полиграфии самый богатый чёрный получается при полном наборе цветных форм, и особенность его получения в создании разворотов розеток при печати.
Тогда чёрный цвет получает волшебную торжественность.
От страницы к странице он начинает « дышать».
То он чуть зеленоватый, то синеватый, то как виноградная чёрная краска в живописи, то с теплотой живописной сажи, то чуть красноватый оттенок , ... но всегда торжественный.
И изменение цвета будет по всему изданию.
То есть в итоге раскладка цвета по формам увеличивается по дороговизне и тоже за счёт заказчика.
Это вкратце.
ЦИФРОВАЯ ПЕЧАТЬ
Цифровая печать получившая в последнее время большое распространение обладает одной очень выигрышной особенностью.
Она позволяет печать 10,20,50 экземпляров и т.д., даже ОДНОГО экземпляра.
Причём очень скорострельно.
Т.е это создание файлов, перевод ,если есть цветные иллюcтрации в CMYK, в формате TIFF и передача в типографию.
НО...... есть самое главное.
Это понятие холодной и тёплой гаммы.
Всегда есть приоритет у художника к той или иной гамме.
Предположим , что монитор у художника настроен в холодной гамме, а в Центре печати в тёплой, тогда алый цвет становится на выходе морковным, синий сдвигается в чуть филетовый, яркая травяная зелень майская превращается в зелень августа,..в чуть с желтизной.
Устроит это заказчика ?
Художника ?
Нет.
Почему это происходит ?
Из-за отсутствия корректности и сквозной калибровки приборов всего процесса., включая монитор у самого художника.
Предположим, разработка макета книги делает художник в самом Центре, тогда это решаемый вопрос.
А , если нет ?
И ещё особенность цифровой печати... сборка блока книги.
Как правило это вклейка, на термоклей.. в торец.
Без традиционного переплёта и вшивки, крепления в него тетрадей.
Прикиньте цели своего издания и уверен, просчитав поймёте , что даже 100 экз. уже много.
Практика показывает, что 30 шт.. предел.
Значит... только цифровая печать.... и склейка в торец.
Кстати при этом при самой ненадёжной конструкции в итоге, такие книги не любят распрямления страниц.
При резком распрямлении страниц при чтении, склейка может сломаться и вся книга распадётся на изломе.
ТИРАЖ.
Очень сложный вопрос и многозначный по рассмотрению.
Почему?
1.
Рассмотри ещё раз традиционную печать. И напомним о взаимосвязи между тиражом и себестоимостью книги.
Чем дороже издание по качеству, и меньше тираж, тем стоимость самой книги в её производстве многократно возрастает.
2
Большой тираж книги в дорогом издании, как правило, приводят к расходам просто немыслимым, и чтобы уложиться в смету придётся либо идти на компромисс по качеству издания, экономя на бумаге, или обложке и упрощать издание, либо увеличивать сумму предполагаемых вложений.
3
Имеет смысл потратить время и провести собственный маркетинг по анализу продаж на книгорынке.
Уверен, что результаты вас разочаруют.
Книги теперь покупают мало.
Исчезает само понятия дома наполненного книгами.
С одной стороны это вследствие появления электронных книг, с другой нехватка средств у среднего читателя, с третьей искривление статуса самого понятия быть знающим, осведомлённым в культуре человеком.
Та традиционная культура, в которой росли наши родители и сегодняшнее старшее поколение постепенно стала анахронизмом.
Если оглянуться назад и разглядеть в прошлом на четыре столетия значимость книги , то увидим, что её наличие в доме свидетельствовало о богатстве и образованности её обладателя.
Не случайно иметь собственную библиотеку позволяли себе только богатые монастыри и знать.
Сегодня же книга в массовом понятии скорее стала обременением и сборщиком пыли, необходимостью наличия ненужной мебели в виде книжного шкафа или стеллажей.
Собственный маркетинговый поход в 3х часовом отрезке времени в книжном магазине в центре Петербурга показал, что поэзия почти не востребована, классика тоже, если интересуются, то либо тем писателем, который раскручен и на слуху, либо историей.
4
Для чего вы хотите издать книгу?
Для собственного тщеславия?
Для подарка близким вам людям, друзьям, сотрудникам?
Если для рассылки по библиотекам ?...
Это очень спорно.
Библиотеки сокращены.
Национальные и государственные вряд и возьмут их в свои фонды, ибо тираж ваш будет мал, и кроме того, автор широкой массе читателей не известен.
А сколько вам нужно экземпляров 10, 20, 50,100?
Предположим ваша книга около 200 страниц.
При бумаге 80гр/печ.лист.
Обычная.
Толщина книги при мягкой обложке будет примерно 15 мм.
Это при 100экз. в итоге 1,5 метров длины… выложенных книг в один ряд.
А , если обложка картон , твёрдая , да ещё в коже или в её имитации, да и для изыска с мягкой под кожу подложкой, то все 20мм, да и бумагу взяли большей плотности до 120 гр, … тогда больше 2х метров.
Вы уверены , что вы всё раздарите ?
А каким должен быть тираж ?
В Союз Писателей России , не путать с РыСыПы... – РСП местного разлива,, который к профессиональным Союзам отнести невозможно, принимаются к рассмотрению работы для вступления в него только при наличии 2х книг при тираже каждой не менее 5000 экз.
Много это или мало ?
Предположим толщина книги 2 см... тогда это лента 10 000см... почти 100 метров.
Вы уверены , что весь тираж продадут ?
Скорее всего нет.
А как тогда вернуть затраченные деньги ?
Никак.
Предположим , что за вашими произведениями с ночи стоит очередь в книжный магазин.
И они улетают с книжнго прилавка, как горячие пирожки.
Вы днями проводите время за шитьём мешка в качестве будущего своего кошелька.
А вы уверены , что он понадобиться?
Скорее всего нет.
Почему нет ?
Потому , что вся информация, файлы, формы остаются в типографии.
Вы конечно их потребуете, а копии.У вас есть уверенность , что нет копий?
Статьи об авторском праве почти не работают.
Повторный тираж можно сделать с выходными данными первого и доказать , что он повторный вам не удастся.
Для издателя вы никто, с вами так и нужно поступать, ибо прибыль и есть бизнес.
Кроме того, понимая коньюктуру рынка и спрос, тираж скорее всего будет выброшен с анонсами уже со ссылкой на предшествующий успех в другой , далёкий от вас регион.., который вам недоступен.
Итак , к деньгам второго издания вам доступ будет перекрыт.
Нет... не имущественные права автора будут сохранены, во избежание неприятностей.
Вашу фамилию укажут.... в заглавии книги.
Кому нужны суды?
А вот про имущественные ...вряд ли вспомнят , как и о выплате доп.гонорара .
Они будут выполнены только при первой волне тиража в соответствии с вашим первоначально составленным договором.
И всё.
Но вам хочется вернуть хоть часть денег,как быть ?
Следует отметить , реализация , продажа вашей книги идёт только после договоров о продаже с юр.лицами – магазином.
Просто договориться с вами , как с автором , такого в природе нет.
Так что.... придётся становиться ИП - индивидуальным предпринимателем, открывать банковский счёт, или находить псредника и делиться процентом прибыли с кем-то за «шапку».
Путей много.
Учтите магазин накинет наценку на вашу книгу.
Практика показывает.
В центре города наценка 100%,.. на периферии 25%, это по Петербургу.
Иного нет.
Плюс.... придётся доплатить ещё и продавцу, чтобы выгодно поставил на полке , а не заложил чем-то, или поставил в самый верхний , или в самый нижний ряд на стеллаже.
Однако вернёмся к созданию памятной и дорогой для вас книги,.
Если ваш ориентир на дорогое издание, то тогда только типография , традиционная сборка по тетрадная , сшивка в переплёт.
И бумага 95-120грамм/печат.лист, мелованная с повышенной белизной на 98%.
Или в зависимости от решения может и с нарочитой желтизной, под старину.
И пр. , пр, пр.
По традиционной технологии.
С полным её циклом…
Формы , машины, обрезка спуска, сборка тетрадей книги. Пр.
А ещё переплёт или переплетная крышка.
ПЕРЕПЛЁТНАЯ КРЫШКА, или ОБЛОЖКА, или ЛИЦО и СПИНКА,
Она обычно составлена из толстого картона, может быть покрыта одним материалом, либо комбинацией материалов. Для покрытия используются натуральная кожа, искусственные материалы, ткани, бумага, матовая и глянцевая плёнки. Тексты и изображения на переплетную крышку наносятся с помощью печати красками, тиснения фольгой, рельефного тиснения, использования наклеек.
И её сборка… а , если по самой высшей пробе и конгрев, с давлением по коже….Да и кожа может быть и настоящим сафьяном, и его имитацией, это тоже разница в деньгах, и сборка всей книги только мастером по ручной сборе…, да и обрез книги можно вызолотить… для пижонства и собственной значимости.
Это всё ручная работа при эсклюзиве.
Обложка - лицо книги.
И оно может быть разным.
Красочным, показывающим и раскрывающим как бы содержание книги.
Интригуюшим.
Или... аристократически достойным.
НЕ броским, но останавливающим внимание.
Это как грубый , или мастерски сделанный макияж у женщины.
Кому-то нравится одно, кому-то другое.
Дело вкуса.
Вариантов столь много в исполнении , что останавливаться на всех просто бессмысленно.
Остановимся на первоначальном.... рассмотрим вариант дорогого , подарочного издания.
Ясно , что обложка для эсклюзивного издания д.б. не бумажная, даже не картон, а скорее как бы « кожа» .
А какая по цвету?
Не чёрная, не коричневая , это прерогативы... библии, корана, и т.п.
М.б. тёмнозелёная, но скорее темно вишнёвого цвета.
И с фактурой как можно дальше от простого дерматина.... скорее ближе к имитации крокодила, но с мелкоузорчатым рисунком, змеи или наоборот с гладкостью и лайковостью сафьяна.
Может быть и протяжка конгрева для создания либо по абрису книги в виде орнамента, либо организация герба, монограммы автора по центру, и деликатно, с чёткой , но не навязчивой глубиной, либо для акцента названия книги.
Может быть и введение «золотого» тиснения.
Но не грубо.
В любом случае деликатность и мера всего основа.
Только минимум средств способны создать элегантность объекта в целом.
Это самый тяжёлый момент – обложка.
Заказчик может иметь плохой вкус, не понимать стилистику книги., быть далёким от тенденции современной полиграфии, либо быть слишком продвинутым в дизайне и требовать то , что совсем вне темы книги , её характера, сюжета, жанра, или общего литературного строя.
Либо вообще быть вне требований дизайна.
Либо быть амбициозным.
Как поступать художнику?
Если это замечаешь, и заказчик знает , что лучше для него и он далёк от твоих предложений то от такого заказчика правильнее отказаться.
Работа иначе превратиться в ярмо.
Корешок, который тоже может быть парадным… и исключительным , в конце концом на полке именно корешок привлекает внимание.
Затратно ?
Да.... может оказаться даже очень.
Деньги , деньги, деньги...
О СТИЛИСТИКЕ КНИГИ
Следует напомнить , что каждый период времени обладает модой.
На всё.
На одежду, мебель, интерьер, чулки, бельё, на всё....в том числе и книги.
По шрифту можно определить время здания книги в плюс, минус в пять лет.
По тому ,как оформлена книга можно понять в какое время она была издана.
Книги начала 19 века отличаются от своих собратьев его средины, или конца, или начала 20го, и от середины 20го..
Мода есть и её отменить невозможно.
Что объединяет всех заказчиков?
Одно.
Сакраментальная и постоянная фраза при выдаче заказа- СДЕЛАЙТЕ МНЕ КРАСИВО!!!
А как это при том наборе компонентов , которые надо решить в одном ключе?
А , если ещё и заказчик лишён вкуса?
И для него главное, чтобы было всё « Дюже гарно!»
А пишет стихи хорошие,... тонкие , умные, философичные.
Но лишён вкуса в изобразительном искусстве и искусстве книги.
И странно это... при мастерстве в одном , непонимание стиля и особенности задачи в другом.
Книга, это симфония, концерт, сложная инструментальная пьеса.
Это не тех.инструкция, или брошюрка на скрепке.
Вкратце рассмотрим её составляющие.
КОМПОНЕНТЫ КНИГИ
ФОРЗАЦ
Нем. Vorsatz)— элемент конструкции книги, лист, соединяющий книжный блок с переплётной крышкой.
Обычно выполняет декоративно-оформительскую функцию: скрыть «изнаночную» сторону переплетной крышки и место крепления последней с книжным блоком.
Он может быть выполнен из дорогой бумаги, иметь фактуру, или текстуру, ритмическую сетку, включать в себя декоративные элементы....Быть не просто бумагой.
АВАНТИТУЛ
Первая страница, содержит, как правило, некоторые сведения о книге - это может быть название серии, название издательства.
Но кое-что можно перенести и на последние страницу.
Мы же говорим о парадности книги.... может оставить самый минимум?
КОНТРТИТУЛ
Вторая страница. Она может остаться незаполненной, либо представлять название книги на языке оригинала.
В массовых изданиях авантитул и контртитул могут отсутствовать, в то время как в элитных, подарочных изданиях эти части присутствуют почти всегда.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержит основные данные о книге: фамилию автора, название, жанр произведения, фамилию переводчика, название издательства, год издания.На обороте титульного листа размещают менее значимые сведения о книге: краткую аннотацию, знаки охраны авторского права, библиографические индексы.
Титульный лист – это увертюра книги...таинство, отражённое в мастерстве и чувстве стиля самим художником. Графикой подачи уже как бы раскрывающей суть издания.
Это , как фрак....
Минимум и изящество .
ФРОНТИСПИС
Он может быть прикреплён к авантитулу или титульному листу может быть приклеен, на котором часто помещают портрет автора.
ШМУТЦТИТУЛ.
Элементы книги могут отделяться друг от друга шмуцтитулами - страницами с названиями частей.
Шмуцтитулы особенно были распространены при ручном изготовлении книг, со временем они исчезли, но являются убедительным дополнением при издании приключенческой или исторической литературы.
При наличии в книге иллюстраций оформление их и часто употребление может привести к общему зрительному перегрузу издания.
СПУСКОВАЯ ПОЛОСА
Каждая новая часть начинается со спусковой полосы, которая может быть украшена заставкой, буквицей.
С ней также... главное не перегрузить зрительный ряд книги.
СТРАНИЦА
Это потребует более глубокого разбора.
Откуда появился формат страницы в формате А4?
Это целая история.
Раньше бумагу раскатывали по лотку.
В частных небольших типографиях небольшие листы.
Со временем по громадным лоткам и вручную.
Например, на ГОЗНАКЕ,... бумагу акварельную ГОЗНАК с фирменным знаком Гознака , катали вручную на лотке метров 150, при качественной массе, пркатически из кости, да таукую, что один и тот же лист можно было даже вручную стирать щёткой.
Она не лохматилась, т.к. тряпки в ней практически не было.
Высыхая она звенела, как цинковый лист.
Промышленная революция начала 19 века внесла коррективы.
Бумагу стали изготовлять рулонами, перевозить, разрезать .
Появились железная дорога и открытые грузовые платформы.
Рулоны стали изготовлять под форматы платформ для плотной их загрузки.
Они назывались роллеями.
Но чем определялись размеры платформ?
Колеёй.
Конки тащились парой лошадей.
А откуда пошёл размер колеи на Западе?
От лондонских конок.
В Лондоне они появились впервые, как рельсовый транспорт.
От свободного хода лошадей , с учётом упряжи , оснастки и пр.
То есть.... колея железных дорог пошла от размера зада двух рядом идущих лошадей.
Отсюда и все жел.дороги запада стали и опираются на исходное....конские зады.
Поэтому при покидании России поезда приходиться переобувать, меняя у вагонов осевые каретки, кажется они так и называются.
Платформы грузовые стали диктовать и высоту, и массу ролеев бумаги для последующей резки на печатные листы уже в типографиях.
А что же с форматом?
Любой предприниматель не заинтересован платить за изящество листа, книжного или бумажного.
Ему нужен минимальный обрез, технологический для ровности издания и всё.
А4 при крое ролея происходит именно от этого.
Хотя....он отнюдь не верх изящества.
Среди художников этот формат называется формат-гермофродит.
Почему?
Многие знают или слышали у рядах Фибоначчи.
0 1 1 2 3 5 8 13 21 34 55 89 .... и т.д.
Каждое последубщкк чмсло ряда равно сумме двух предыдущих.
Это цифровая последовательность , в которой деление последующего числа на предыдущее даёт соотношение золотого сечения, самого гармоничного размера.
Широко используемого в архитектуре, искусстве... и даже в ритмической музыке.
Так вот... крой печатных листов при размерах роллея не позволял по размеру безотходно выходить на этот золотой формат.
Безотходно он выдавал размер несколько больший.
Близко к золотому , но не золотое соотношение сторон.
Так размер формата листа А4 среди профессионалов получил название листа –гермофродита.
А как достичь гармоничное и приятное соотнощение листа такого формата?
Построим пятиугольник.
От основания , считая за него нижний обрез листа построим прямоугольник, чтобы его верхняя граница ограничивалась верхушкой пятиугольника.
В этом построенном прямоугольнике проведём диагональ из нижнего левого угла в верхний правый угол.
Далее всё построенное при соблюдении параллельности сторон к уже построенному прямоугольнику с сохранением диагональности, любого размера от самого маленького до невероятно большого будет по соотношению сторон в золотом сечении.
Наложим поверх формат А4.
Что происходит.... оказываются вне его около 6 мм. (Рис.1.)
Можно попробовать и самим.
Возьмите лист А4 и отрежьте от левой его стороны примерно 6 мм...
Чувствуете, как похорошел и постройнел формат зрительно?
В нём появилось изящество.
На практике об этом из заказчиков не думает никто.
То ли от незнания, то ли из-за жадности , что оплаченная бумага пойдёт в обрез.
То ли просто от наплевательства.
Но вы же хотите памятный раритет... и своё произведение на века?
Отсюда и формат должен быть никак не журнальный, а более интимный, человечный, м.б. удобный для кармана, чтобы подарить или уже подаренный мог бы одаривемого не обременять , а позволить взять в дорогу почитать.
Или откровенно нестандартный , но с изрядной потрей при обрезке бумаги. И при её оплате.
Или очень близкий к формату А5... но не им.
Издания квадратные, вытянутые прямоугольные , другого формата , как правило приводят к большому расходу бумаги.
Они практикуются, но редко.
Хотя открывая фолиант, дорогой по исполнению, в полный размер почти А4.... он явно вызовет уважение.
А как формировать страницу?
Есть такое понятие , как полиграмма листа.
Это сетка для расположения информации.
В каждом формате, квадратном, прямоугольном, вытянуто прямоугольном, любом доли по размеру разные. (Рис.2.)
Надо учесть , что работать со страницей нужно либо в чётных, либо в нечётных порядках.
Либо кратные доли , например, делящиеся на 2, либо на 3, 4,5,6,7 и т.д.
Форматы могут быть разные и в каждом будут по размерности свои доли размерности.
Именно по долям и следует формировать текст.
Да и не только его.
Надо учесть и то , что человеком восприятие зрительной информации идёт снизу вверх, и слева направо.
Значит...?
Правильно для разгона взгляда нужно всегда слева или снизу оставлять зону разгона большую, чем справа или вверху.
Т.к.зрительный центр не совпадает с геометрическим и это определяется физиологией человека.
Художнику необходимо понять массив знаков, найти их плотность и размерность а площади страницы.
И уже к массиву печатных знаков решать всё остальные параметры страницы, включая и колонцифры.
ИЛЛЮСТРАЦИИ
В книге иллюстрации могут печататься на той же бумаге, что и текст, но часто их печатают на бумаге другого вида и располагают в книге в виде вклеек и вкладок. Страницы для удобства поиска обычно пронумерованы.
В особо элитных изданиях иллюстрации часто прокладывают ещё и папиросной бумагой.
Во-первых, они лучше сохраняются, во-вторых возникает торжественность, т.к. рассмотрение их предполагает интимное движение-поднятие полога...
Здесь тоже возникет вопрос стиля.
Цветные иллюстрации часто могут своей активностью вредить стихотворному произведении, отвлекать внимание от красоты произведения.
В то же время, чёрно-белая графика способна более раскрыть драматургию или философию работы, т.к. позволяет не отвлекаться на цвет.
А на самом деле что более параднее и значительнее ?
Фрак или яркий костюм Арлекина?
А на какой стороне располагать иллюстрацию?
На левой или на правой?
Тоже вопрос.
Если с предохранительной калькой , то на правой, иначе при расположении на левой при перевороте страницы калька будет отходить от страницы.
Но при этом пропадёт ощущение от стиха.
Он окажется при первоначальном ощущении как бы вторичным, а первоначальное внимание будет направлено на правку кальки.
В конце концов ...что для автора важнее,его произведение или иллюстрация?
Всё решается в каждом конкретном случае.
ОГЛАВЛЕНИЕ
В конце книги помещают содержание или оглавление, исключением могут быть справочные и учебные издания, там содержание или оглавление ингда в начале книги, после титульных элементов.
ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ
На последней странице располагаются выходные данные книги: фамилия автора, название книги, фамилии и должности лиц, принимавших участие в создании книги, адрес издательства и типографии, где книга была напечатана.
ОБРЕЗ КНИЖНОГО БЛОКА.
Он может быть закрашен, кроплён либо украшен золочением, цветной печатью, даже тиснением.
КАПТАЛ.
Сверху и снизу корешок блока украшается капталом.
Это элемент книжного переплёта, используемый для крепления книжного блока к переплётным крышкам.
Придаёт конструкции книги дополнительную надёжность.
Располагается в верхней и нижней частях корешка книги, представляет собой поперечный жгут или шнур, соединённый с тетрадями блока шитьем и закреплённый на ребре крышки. Средневековые капталы обычно оплетались цветными нитями для красоты.
ЛЯССЕ.
В некоторых изданиях к корешку блока крепится ленточка - ляссе, исполняющая роль закладки.
ПЕРЕПЛЁТ.
Это все элементы скрепления книжного блока, крышки с блоком и переплетная крышка.
КОРЕШОК
Он может быть прямым или округлённым, с использованием специальных рельефных украшений - бинтов.
Бинты могут также вызолочены.
Присутствие их на корешке создают архитектуру издания.
И само название книги тоже должно быть ... Или фамилия Автора.
На полке именно корешки привлекают внимание и служат поводом взять книгу....
В них может быть сама интрига.
Прямые корешки , иногда жёсткие при закладки внутрь картона, наиболее часты при цифровой печати, т.к. клеить их к массиву склейки всей книги просто и удобно.
СУПЕРОБЛОЖКА
В качестве защиты переплетной крышки и дополнительного украшения издания нередко используется суперобложка.
В изданиях, рассчитанных на более короткий срок службы - брошюрах,или книгах при цифровой печати и торцовой склейкой - блок покрывается бумажной обложкой также имеющей своё художественное оформление.
Более того... супреобложка может быть более оформлена, чем сама крышка книги.
СТИЛЬ.
В каком стиле может быть решена книга , если задача стоит , как памятной?
Ясно , что не в современном дизайне.
Не в современных технологиях.
Традиции должны быть на первом месте.
Проверенные традиции и классика.
А у художника собственная уверенность в том, чт его собственные знания, опыт, мастерство не подведут и издание оценит самый привередливый библиоман.
А автор примет безоговорочно решения художника?
Вопрос на который ответа нет.
Вроде всё просто – просто книга.
А сколько троп в решении и сколько возможностей!
Как-то в советское время , зайдя в магазин Мир с зарубежной литературой, был заинтригован одним корешком книги на полке и попросил книгу посмотреть.
Это был квадратный «кирпич» примерно со сторонами 20х20 см.
Без супера, в ярко красной обложке.... и частью какого иероглифа чёрного цвета.
Автор читался лаком на матовой обложке при боковом падении света , а в упор не был виден вообще.
Вот она японская изысканность.
Открываю.
Глянцевый , рояльно глянцевый форзац... с фрагментом уже белого иероглифа... где-то
В верхней правой его части, масштабный к количеству чёрного на всём форзаце.
Открываю дальше...
Белый , ослепительно белый разворот, белизна процентов под 99!!!
Кусок чёрного иероглифа..и что-то мелко..иероглифами... вертикальными.
Открываю.
Титул.
Большой красный иероглиф. На весь разворот!
Дальше..
Разворот... все страницы заполнены на 2/3.. текстом ..иероглифами.
Это была не книга...
Симфония.
Стоял завороженный дизайном.
- Сколько стоит?- спрашиваю.
- 600 рублей- отвечает продавщица.
- Так.... с собой нет, придётся приехать завтра, но какой дизайн потрясающий!- уже про себя.
Приехал.... и с вопросом к продавщице.
- А кто автор, чему посвящена книга?
- Эта?.... – запомнив меня , узнав и показывая рукой на книгу, - « Болезни японских насекомых»..
??????!!!!!!!!!!...... книгу я тогда не купил.
**
Часто возникает вопрос ... « Порекомендуйте выбрать художника, хочу издать эсклюзивную, памятную книгу своих произведений. Как выбрать?»
Никак...
Нет рецептуры.
Найти можно только по убедительности его доводов и предложений , по диапазону представленных им вариантов, по его уже сделанному, по рекомендации и понимании , или ощущении стиля в целом, по интуиции, просто по доверию, которое объяснить трудно.
Да и по деньгам тоже.
Эта работа стоит денег.
Художник знает, умеет, понимает возможный диапазон решений задачи, знаком с технологией, обладает собственным приоритетом к тому или иному стилю и подаче, живёт в своём только ему или его коллегам интересном и завораживающем мире, доступ которому среднему человеку недоступен.
Заказчик же в массе своей от этого мира далёк, он спец в другом деле, в своей специальности.
Можно ли найти художника способного сегодня работать за идею без гонорара?
Сегодня нет.
Художественный Фонд СХ РОССИИ уничтожен, заказов центролизованных нет,заработки случайны, а создание книги -это время.
Рассчитывать на студентов желающих создать книгу,в ранге дизайнерского опыта, тоже вряд ли получится.
Стипендия у студента меньше , чем нужно на месячный прокорм кошки,да и обучение при всех декларациях о доступности образования в стране, верно лишь на 50%.
Об искусстве книги , о работах художниках книги писать можно много и интересно.
В конце концов книги – это спутники человечества и часть его культуры.
Как ответить автору на вопрос- « Не подскажите , как и где найти художника для книги, которую я бы хотел издать?».... можно ответить только:
НЕ ЗНАЮ.
------------------------
РС.
Так случилось , что в жизни около трёх лет проработал гл. художников в российско-финской типографии МУЛЬТИПРИНТ.
И глубоко признателен человеку, который многое объяснил в понимании особенностей полиграфического производства, знатоку книгопечатного дела, Президенту Союза Полиграфистов Северо-Запада страны Радванецкому Сергею Владимировичу.
И приношу извинения за огрехи иди неточности , которые возможно в статье допустил.
Свидетельство о публикации №219112001593
Владимир Шамилов Георгиев 27.04.2023 15:38 Заявить о нарушении
Владим Филипп 27.04.2023 15:50 Заявить о нарушении