Блиц 4

      Работа начальника уголовного розыска районного отдела милиции включала в себя и обязанность периодического выезда в МВД республики для предоставления отчетов, получения указаний и корректировки планов работ.

      В один из таких выездов, в дежурную часть МВД поступила телефонограмма из моего районного отдела о разыскиваемом преступнике, объявленного в федеральный розыск.

      Одним из сибирских УВД разыскивался уроженец нашей республики, совершивший убийство. Наш дежурный, как только получил сообщение от инициатора розыска, сразу же сообщил об этом в «дежурку» МВД, зная, что я нахожусь там с отчетами. По приметам, указанным в «телеге» можно было полгорода задержать. Славянской национальности, рост средний, среднего телосложения, особых примет не имеет. Фото почтой. Попробуй найди.

      И тем не менее, зная фамилию, имя и отчество, решил после окончания «бумажных» работ, не возвращаясь в район, провести первичные мероприятия по розыску, так как разыскиваемый был ранее прописан у родителей в республиканском центре.

      Еду по адресу родителей. Оказалось, что родителей разыскиваемого уже нет в живых, дом продан. Новые владельцы пояснили, что дом купили у сестры разыскиваемого, но где она живет сказать не смогли. 
 
      Походил по соседям, и одна соседка, которая была раннее вхожа к родителям, дала адрес сестры. 

      Приезжаю по адресу. Дома никого. Сестра с мужем торгуют на цветочном рынке, дети в школе.

      Еду на цветочный рынок, нашел мужа сестры. Разговорились.

      Он мне поведал, что наш разыскиваемый в настоящее время находится в городе. Определенного места жительства не имеет. Пьет каждый день. Замучил и друзей, и сестру.

      - Моя жена, - говорит муж сестры, -  не спит по ночам, плачет.

      - Этот гад, - так он называл своего шурина, - ждет, когда мы уйдем на работу. Залезает в окно, и берет из дома все, что под руку попадется.  Деньги, вещи. Недавно украл у нас видеомагнитофон и пропил. Еще раньше кожаную куртку. То же самое он делает и у тех, где он ночует. К нам уже приходили люди с претензиями. Знаем, конечно, что в розыске за убийство, но… Как на него заявить? Какой никакой, но все же родственник.

      От него я узнал пару адресов друзей разыскиваемого и решил наведаться к ним под предлогом покупки дома.

      Приезжаю в ближайший адрес, зову хозяина. Выходит мужчина, лет 35-ти, по пояс голый.

      - По возрасту подходит, - подумал я.

      И тут возникла дилемма. Если спрошу, как зовут то, естественно, если это разыскиваемый скажет, что он «Петров Коля», законопослушный гражданин, пришел только с работы, отдыхает, и все мои претензии к нему беспочвенны. Предложит показать паспорт, вернется в дом, сиганет в заднее окно и ищи его потом.  Если же это не наш разыскиваемый, то естественно, он ничего не захочет говорить, закроет ворота и уйдет – опять не то.

      Так и стоим мы вдвоем, смотрим друг другу в глаза и молчим. Продолжалось это секунд 30. Нужно было немедленно, и с абсолютной точностью, прямо на месте выяснить, кто передо мной.

      Нельзя же хватать, в конце концов, первого попавшегося. Если это не разыскиваемый, то доставишь человеку массу неудобств. Кому охота отдуваться за другого, да еще в милиции. Презумпция невиновности – право любого гражданина.

      - «Я конечно, не херувим. У меня нет крыльев, но я чту Уголовный кодекс. Это моя слабость», - говорил Остап Бендер. Нас тоже учили Уголовный кодекс чтить.

      Ранее, я задерживал разыскиваемого, который был в федеральном розыске 5 лет. Когда я его задержал, то первое, что он сказал:

      - Слава богу.

      Я был тогда очень удивлен. Ему светит минимум «десятка», а он говорит «слава богу». Потом, в беседе, я спросил его, почему он так сказал?

      -   Понимаешь, - сказал он, - это очень большая нагрузка на психику, быть в розыске. Боишься каждого шороха. Боишься окружающих, что «сдадут». Перестаешь всем верить. Спишь в полглаза. Лишний раз никуда не выйдешь. Живешь как загнанный зверь. Нервы на пределе. Самому, зная, что светит немалый срок, духу не хватает сдаться. Хотя, считай полсрока уже бы отмотал. А там может и по УДО (условно-досрочное освобождение) вышел бы.  И когда ты меня задержал, я вздохнул с облегчением. В первую ночь после задержания, я спал как младенец, и не поверишь, был счастлив, что все это, наконец-то, закончилось.

      Помня тот разговор, решил сыграть на нервах разыскиваемого.

      Первая подходящая под этот случай фраза сама родилась в голове, и оказалась единственно верной.

      - Долго будешь на меня смотреть? – спросил я, - иди одевайся.

      Если это обычный гражданин, не имеющий к делу никакого отношения, то естественно он возмутится от такого «наезда» незнакомого человека, даже может в драку полезет.

      Реакция же человека, находящегося в нервном напряжении и который ждет, что его в любую минуту могут задержать, в общем то, должна была быть совершенно иной, и сразу бы выдала его. Если не считать, конечно, что он может держать себя в руках. Но, исходя из рассказа зятя, вряд ли наш разыскиваемый был человек с «железной» волей. 

      Все эти мысли пролетели в голове за те самые тридцать секунд.

      Взгляд мужчины, который стоял передо мной, после моей фразы, вдруг потускнел, сам он как-то съежился.

      - Как же ты меня нашел? - прозвучал вопрос.
      


Рецензии