Спасибо, Университет, за крах иллюзий

В материале "Прививка от высшего образования" я много чего не сказал. Сейчас дополню.

Итак, поступил я в этот самый ЛГУ имени Жданова на биолого-почвенный факультет. Благодаря рабочему происхождению в том числе. К радости родителей, особенно белорусской матери - в Беларуси высшее образование детям идёт как программа-минимум для матерей, номинирующих себя на порядочные, как я узнал уже позже, эмигрировав на историческую Родину. Короче, взлётная полоса, и не в двух шагах, а реально под ногами.

Университет - кузница научных кадров. Как сказал один мой сокурсник, реально будущий учёный, без вопросов: "Вот работаю со старшеклассниками, про науку им рассказываю, и вроде все неглупые ребята, а вот бывает задаст кто-нибудь вопрос: "А какой практический смысл всего этого?" И сразу становится ясно - ничего из такого не выйдет путного, лучше ему сразу к нам не соваться."

Уже мне неуютно стало, стыдно даже - меня ведь тоже в первую очередь практический смысл всего этого знания интересует. А тот же товарищ добивает меня очередной цитатой: "Нельзя рабочее быдло допускать к управлению страной! Их место - у станка или где они там работают" (сейчас бы он сказал чётко - возле параши, но время было ещё советское, да, кстати, советское время ещё было!!!).

Я, правда, не выдержал, и спросил мудрого оратора - а его родители случаем не из этого же быдла? Ну его это не сильно смутило - сын за отца с матерью не отвечает, кто был никем - тот станет всем, и прочие большевистские лозунги. Ну в принципе большевики из примерно такого же общественного слоя вышли, так что не удивился я сильно.

Другая тема - нравственность. Понятно, что на заводе дядя Вася пэтэушника Петю за водкой гоняет. "Это все знать, все знать" - цитирую служанку Дейнерис из Игры Престолов. На заводе много лет отработал - хрестоматийных Васю и Петю не встречал. Может, раньше были? А вот как страдал один мой знакомый от того, что его любимую девушку за год споил научный руководитель от состояния трезвенницы до законченной алкоголички - это я помню. Делал ли научный руководитель с ней ещё что-нибудь - врать не буду, и мой знакомый не в курсе тоже был. Помню имя и фамилию обоих, но вам не скажу - я не интеллигент, слава Богу...

Да и мной когда-то любимая девушка, с которой, как часто по молодости бывает, остались друзьями, об одной научной экспедиции рассказывала мне довольно подробно: "И после пятого, кто во мне на этой пьянке побывал, я подумала - если что, аборт надо делать, после такого забуха здорового ребёнка быть не может..."

Таки вы всё ещё спрашиваете - почему я бросил Университет и не жалею, и почему я вижу во сне питерские заводы?

20. 11. 2019


Рецензии