Позднее лето

          ПОЗДНЕЕ ЛЕТО


   Я совсем не думаю, что это продлится слишком долго. Последние годы я бывал на даче день или ночь. Но в эту осень, превратившуюся в позднее лето, я почти поселился здесь. Появились привезённые кубометры дров, насос у радиаторов отопления, и появилась возможность планировать какую- то деятельность, наводить порядок, обустраиваться.

   Где- то я уже упоминал о синице, «с которой» мы мастерили беседку- кладовку. Здесь на каждом шагу встречаешь неведомых прежде обитателей- просто не до них было. Только что я подбросил дров в печку и встретился со своим знакомым паучком, он всегда выползает откуда- то на тепло и держится на почтительном расстоянии от топки. Бывает, я даже замечаю, что его нет на месте и начинаю беспокоиться, не наступил ли на него. Это не из сентиментальности, об этом позже.

   Мне пришлось снимать внушительный слой грунта- фактически несколько гряд- и перевозить на другое место. На это ушёл целый день. Червякам (слово «червь» звучит как- то отталкивающе, а «червяк»- это что- то из детства, когда мы все копошились в песочницах или на лужайках, да и с рыбалкой тоже связано) червякам я говорил обычно: «С новосельем!»- и отправлял с тачкой к новому месту. Где- то на поверхности, оставшейся после срезанного лопатой грунта, открылось торчащее мохнатое брюшко сладко спящего майского жука, вернее, его задняя оконечность. Я присыпал его песком и прикрыл плиткой- думаю, не замёрзнет. Место это было выбрано под скверик, описывать который я не стану, дело будущего.

   Наводя порядок под липами, рядом с горой камней, оставшейся после копки колодца, обнаружил забытое когда- то ведро с отсеянным щебнем. Непорядок! Решил убрать. Приподнимаю, а под ним… ну очень уж крупная личинка гусени… бабочки, что ли? Присмотрелся- ящерка, свернувшаяся в кольцо, спит. Коря себя за «фанатизм», опускаю ведро на то же самое место. Да тут просто ночлежка какая- то! Невозможно ничем заняться. Они все видят в снах своё будущее лето. А я копошусь в своём позднем нынешнем. В самом деле неловко как- то. Спустя день, отсортировав, как уже говорил, для сквера крупные валуны, решаю растащить мелочь граблями, выровняв тем небольшую низинку здесь же, под липами. И снова приходится отпрянуть: из – под граблей выкатываются два копошащихся комочка- это совсем рядом с тем ведром- ещё две разбуженные и полупьяные ящерки. Приподнимаю ведро и кладу их аккуратно рядом с той первой. (Тысяча извинений!)
 
   Как медведь- шатун, не впавший в спячку, ощущаю себя варваром. И не только, к этому мы и подходим.

   Вылизывая, вычищая, украшая, изобретая свой участок, едва ли не каждый раз, приезжая сюда, натыкаюсь на некое разочарование, граничащее с отчаянием: то ворота кто- то не запер, то Камаз грязный въехал на общую территорию и «сжевал» всю дорожку, то забор снесли ради каких –то коммуникаций, то вместо обещанных милых коровок, похоже, организует кто- то нечто вроде автосервиса…

   Как- то я убирался на крыльце за стеклом и заметил у пруда (или маленького бассейна) необычную фигуру, размером с курицу, но на коротких ногах и с короткой шеей. Она шла по дорожке и собирала травку по обочинам. Я видел их только в зоопарке, но внутри сразу же протрубило: куропатка! Несколько минут я оставался недвижим, но наконец подумал: «В конце- то концов!»- и приоткрыл дверь, чтобы выйти с мусором. Стрёкот, будто кто- то принялся вытряхивать сразу несколько пыльных тряпок- такой оказался взлёт у этой тяжёлой птицы. И это всего в 15- 20 километрах от ближайшего дорожного обозначения «Москва»...

   Мне давно известно, что «домохозяин», грихастха, на санскрите, прежде должен был непременно совершать пять видов жертвоприношений, так как постоянно в своей хозяйственной деятельности кого- то убивает: возжигая огонь, подметая пол, употребляя воду.
Честно, я извинился перед «ребятами». Я причинил столько беспокойства! И я пожинаю лишь часть причинённого. Кто- то по- своему хорошо и старательно устроился на зиму, а тут- я. Без шуток.

   А воробьи и синицы, которым я «пожаловал» целый пук пакли, подвесив его на приставной лестнице, подарок мой не оценили. Они всё так же пытаются выдрать клок обязательно из- под облицовки дома, которую я так старательно заколачивал и прятал от них. Сила традиции! Как говорят, кто на что учился.

   Моё лето, захватившее самые последние недели осени, заканчивается. И мне очень жаль. Я не ощущал себя здесь в одиночестве. И мой слегка шутливый тон продиктован именно общением с этой нашей меньшей братией.
   Пора подбросить дров. Или проведать паучка?

     20.11.19


Рецензии
Как же приятно - единомышленник! Я с весны
стараюсь поскорее повесить вычищенный с осени
скворечник, нацепить на сетку ограды всякую ветошь
и пучки пряжи и навести хоть какой-то порядок
вблизи ёлки и кустов, чтобы уже и близко не подходить:
пусть строят гнёзда. И строят! В этом году было пять и
я горжусь собой. В машине поселился паучок и
иногда повисает перед лицом, отвлекая от дороги.
Ваш рассказ так близок мне и моему отношению
к живому. И погружает в заботы и особую атмосферу
ладного одиночества и природы.
С уважением, удачи,
Ирина

Ирина Манырина   23.10.2022 23:29     Заявить о нарушении
Очень рад Вашему визиту, Ирина!
Мы в единомыслии со всеми, о ком пытаемся заботиться.
Спасибо! Блаженного Вам сотрудничества!

Александр Чатур   24.10.2022 12:31   Заявить о нарушении