Мистика в походах и путешествиях

За пятьдесят лет проживания в Приморском крае мною совершено несколько тысяч походов и путешествий, как по нашему краю, так и за его пределами. Преимущественно походы мои были однодневные и двухдневные. Но были походы и до десяти дней. Путешествия- до двух- трех недель, иногда до полутора месяцев. Больше половины походов совершено в одиночестве. И не потому, что мне так хочется ходить одному, а из-за целесообразности. В походах я всегда фотографировал. Фотограф приспосабливается к погодным условиям, к рельефу местности. Выпал ночью большой снегопад, значит, рано утром фотограф едет или идет к тому месту, где снимок должен быть более красивым, чем в ином месте. Искать напарника почти всегда бесполезно. Мало найдется желающих выходить ночью и идти по глубокому снегу, куда-то на вершину горы. Кроме того, фотографу необходимо сделать снимки именно на закате или на рассвете и в определенном месте. И это чаще всего не совпадает с желаниями туристов.  Даже в групповых походах или в путешествиях приходится уходить от группы. Например, поднявшись в январе месяце на вершину горы Фалаза в Приморском крае, все участники похода после установки палатки, тут же залезли в нее, где горела печка, и было тепло, а фотографу надо дождаться заката и стоять на ураганном ветру при температуре ниже пятидесяти градусов. Утром же, когда все еще спят, кроме дежурного, фотографу надо набраться храбрости, вылезти из спальника, а затем и из палатки на еще более обжигающий мороз и сделать в первых лучах необходимые снимки. Порой после первого же снимка приходится бежать в палатку и отогревать пальцы у печки. Зато снимки на закате и на рассвете совершенно отличаются от дневных.
Конечно, не могло не произойти за эти пятьдесят лет разных происшествий, в том числе и необъяснимых с точки зрения материалистической науки, то есть загадочных, или, как сейчас модно говорить,- мистических. Вот о нескольких таких случаев и попытаюсь рассказать.
Лет тридцать тому назад мой товарищ Григорий Лебедев работал в пароходстве. Приходя с рейса, старался сразу же уйти со мной в тайгу. Ходили либо на вершины гор, либо к водопадам. На побережье его не тянуло. Однажды он привез из рейса подержанный микроавтобус, который купил в Японии. Предложил мне съездить в тайгу «к какому нибудь интересному месту». Вспомнив, что давно не был у водопада Неожиданного на Шкотовском плато, предложил Григорию этот вариант. Он охотно согласился. При подъеме по серпантину на плато, двигатель машины закипел. Чтобы не терять время напрасно в ожидании, когда он остынет, рассказал Грише местонахождение водопада, а сам пошел к нему, в надежде, что Григорий по дороге меня догонит. Ночью выпал небольшой снег. На восточной стороне он уже начал стаивать, но на вершине плато лежал двухсантиметровым слоем. Кроме следов зайца, других следов на дороге не было. День был будничный. Туристов в эти дни в тайге не бывает. Кроме того, в то время этот водопад туристам был почти неизвестен. На плато ездили лишь лесозаготовители и охотники. Вот и знакомый сворот с дороги к поляне. От поляны к водопаду ведет тропа. Григорий обязательно увидит мои следы и свернет к этой поляне. Солнце только-только поднялось над вершинами елей и осветило поляну необычно серебристым блеском. На фоне темно-зеленых елей она была сказочно прекрасной. И настроение, соответственно было радостное. На середине поляны стоял стол и две скамейки, сколоченные из тонких жердей. Недалеко от стола было кострище. Все это было также присыпано снегом. На вершинах деревьев сидело несколько ворон и о чем-то каркали. Толи рады были моему  прибытию, толи нет. Но скорее всего, рады, так как после туристов есть чем поживиться. Григория все не было. Значит, поломка существенная. Ждать, конечно, Григория на поляне не стал. Это было бы глупо. В октябре в крае прошли сильные дожди, и водопад мог быть с большой водой, каким  его никогда не видел. Мне скорее хотелось его увидеть. Рюкзак положил на стол. Подумав, снял и куртку. Солнце начало припекать, да и лазить в ней там было неудобно. Куртку положил на рюкзак. Григорий, увидев мои вещи, пойдет по следу к водопаду. Идти по тропе от поляны до водопада около сотни метров. Подошел к месту, где начинается спуск к реке. Цепляясь за камни и корни деревьев, легко спустился. Вот и водопад Неожиданный. Как и предполагал, воды было значительно больше в реке, чем летом. Но вода была грязная. Да и сам водопад оказался неинтересным. Вода закрыла красивые рельефные черные скалы. Оказывается, не всегда водопад бывает красивым, когда много воды в реке. Это относится особенно к водопадам «Звезда Приморья», что у села Беневского и к водопаду «Неожиданному». Именно вся прелесть в том, когда чистые струи воды летят на черную, полированную стену и при ударе о нее разлетаются тысячами брызг и капель, образуя в лучах солнца радугу. Этого явления как раз и близко здесь не наблюдалось. Тем не менее, сделав несколько снимков, вновь поднялся на берег и пошел к поляне. Решил к приезду Григория разжечь костер и вскипятить воду для чая. Когда шел к поляне, то кроме карканья ворон, больше никаких звуков в лесу не слышал. Значит, Григорий еще не приехал. Конечно, беспокойство было. Какая поломка в автомашине? Не придется ли мне шагать обратно? Потом еще будет упрекать меня- «сам сходил, а меня бросил». Выхожу с тропы на поляну. Машины нет. Делаю еще несколько шагов и вдруг вижу, что на столе  моих вещей нет. Мороз по коже. Украли!? Подхожу к столу. На нем след от рюкзака. Вороны продолжают также каркать, как и каркали до этого. Но кто мог украсть? Только тут до меня дошло, что могу найти вора по следам. Осматриваю снег вокруг стола, а затем и всю поляну. Кроме меня к столу никто не подходил. Но как же так? Как это понять? Утащили вороны? Маловероятно. Был случай, когда на Чандалазе  они унесли пачку доширака и пачку чая. Но чтобы поднять рюкзак и куртку…Нет. Это воронам невозможно. Оглядываюсь по сторонам. Словно деревья мне могут подсказать, кто взял мои вещи. А Григория все нет и нет. Удрученный, вновь зачем-то поплелся к водопаду. Словно он мне скажет, кто взял мои вещи. Иду по тропе. Но это уже совсем другой человек, который шел здесь двадцать минут назад к водопаду. Где-то в глубине души начинает расти тревога. Оглядываюсь назад и по сторонам. Загадочное исчезновение вещей заводило ум в какой-то тупик. Выхода из него не видел. Подходя к водопаду, где река обрывается, метрах в пяти от тропы на большом камне вижу свои вещи. Первая реакция- оцепенение. Как так? Что происходит? Следов к камню нет. Это сразу же замечаю. В испуге, подбегаю к своим вещам, хватаю их, и быстро иду к поляне. Григория нет. Ждать его здесь даже и речи быть не может. Быстро выхожу на дорогу и по ней чуть ли не бегом навстречу Григорию. Пройдя метров сто, увидел микроавтобус Григория. Слава Богу! Едет. Сев в машину, рассказал Григорию о случившемся. Григорий, молча, выслушал, и поехал на поляну. Остановился у столика. Вышел. Осмотрел следы. Затем спросил: Где ты обнаружил вещи?  Повел его по тропе к водопаду. Показал на камень.
-Ты сфотографировал это место?- спросил Григорий.
-Даже в голову не  пришло фотографировать. Испугался я.
-Жаль. Видно, что к камню только один твой след. И обратно один. Если бы ты положил на него свои вещи, а потом забрал, то было бы четыре цепочки следов, а не две. Как же ты, фотограф, а не догадался сфотографировать это место?!  На снимках было бы видно, что никто к камню не подходил, а вещи на нем лежат. Это было бы доказательство работы Духа Водопада.
-Растерялся я. Совсем о фотоаппарате забыл. Подумал, что надо бежать с этого места.
-Еще лучше, если бы ты до моего приезда вообще эти вещи не брал. Но я тебе верю. Это шутка Духа Водопада. Я читал о подобном. Жаль, что ты не сфотографировал это место.- Еще раз Григорий упрекнул меня.
-Теперь-то я понимаю, что надо было сфотографировать. Тогда даже и в голову это не пришло. Испугался.
Нечто подобное произошло в Тибете. Это случилось в 2005 году. Подлетаем к столице Тибета- Лхасе. На табло загорается информация- в Лхасе плюс 35 градусов. Я сижу в самолете между своими товарищами Геннадием Козловым и Борисом Хершбергом. На мне спортивная куртка. Борис произнес: В Лхасе жара. Я снял с себя куртку, так как она синтетическая- не «дышит» и положил ее на сумку, в которой лежал фотоаппарат. Рюкзаки наши в багажном отделении самолета. Приземляемся благополучно. Выходим в здание аэровокзала. Получаем рюкзаки. В здании нас встречает представитель турфирмы. Рюкзаки грузим в автобус. Руководитель группы туристов А.В. Мечетин предлагает сделать общий снимок на фоне здания аэровокзала и стоящих за ним красных гор. Так как фотограф в группе я, то автоматически достаю из сумки фотоаппарат. Мгновенно пронзает мысль- где куртка?  Она же находилась сверху сумки. Понимаю, что она выскользнула где-то по дороге из самолета в здание аэропорта. Говорю о потере куртки нашему переводчику Владимиру Львовичу Безверхнему. Он подходит к представителю турфирмы и на английском языке объясняет ему о случившемся. Тот тут же уходит в здание аэровокзала. Возвращается минут через десять. Лицо обеспокоенное. Куртку не нашли. Мечетин спрашивает: -Что было в куртке? – Отвечаю- небольшая сумма юаней. Он командует: -Поехали!. Конечно, жаль куртки. Новая была. Да и неприятно начинать с этого путешествие по Тибету. Приехали в гостиницу «Як». Нами  забронировано и оплачено два номера в пятизвездочном отеле. Поселили нас всех пятерых в одну небольшую комнату без всяких удобств. Администратор- женщина объяснила нам, что других мест в отеле нет. Мечетин с Безверхним долго с ней ругались, пытаясь убедить ее или предоставить два нормальных номера, или вернуть разницу в деньгах. Все было напрасно. Обманули нас почти на одну тысячу долларов. Поднявшись на третий этаж в свою комнату, как сказал Борис- «на крышу», все стали разбирать свои рюкзаки. Я тоже расстегнул рюкзак, развязал горловину, которую на всякий случай в Пекине завязал на узел, и стал искать полотенце, тапочки и еще что-то по мелочам. Неожиданно в середине рюкзака нахожу свою куртку. Достаю ее и всем показывая, произношу- Как это понять? Наступило какое-то замешательство. Мечетин с Безверхним сказали мне, чтобы я не морочил головы. Затем Мечетин добавил- Ты уже заболел горной болезнью, при этом покрутил у виска пальцем. Спорить не стал. Козлов и Хершберг промолчали. Сам же понял, что произошло нечто необычное, совершенно не объяснимое. Да и сам я в эту группу попал каким-то чудом. Не появись Мечетин на открытии моей фотовыставки в музее, ни в какой Тибет бы я не поехал. Эту дорогую поездку оплатила фирма «Синергия». Мечетин, осмотрев мои фотоработы, подошел ко мне и сказал, что он набирает группу туристов для путешествия в Тибете. Ему нужен хороший фотограф. Затем добавил- Вы подходите. Конечно, я был на «седьмом небе». Тут необходимо добавить следующее. Совершенно не предполагая, что когда-то  поеду в Тибет, за каких-то полгода купил в магазинах города более десяти книг о Тибете. Среди них  книги Мулдашева, Николая и Юрия Рерихов, Кордашевского, Портнягина, Рябинина –книги всех участников Центрально-Азиатской Рериховской экспедиции 1924- 1928 годов. Можно даже сказать- не читал, а изучал их с ручкой в руках. Выписывал все места в Монголии и в Тибете, где прошла эта экспедиция. Зачем это делал, сам не понимал. И вот такое таинственное происшествие случилось со мной  впервые же минуты пребывания в Тибете. Конечно, никакой горной болезнью я не заболел. Рано еще было болеть. Был в уме и в здравии. Кроме того, Гена и Борис видели в самолете мою куртку. Каким образом она оказалась в середине рюкзака, я объяснить не могу. Гена, когда вышли на балкон, сказал- Духи сыграли с тобой эту шутку.
Но случаются в жизни еще более загадочные и совершенно непостижимые события. Весна. С Камчатки прилетел фото-путешественник Юрий Калинин. Он попросил сводить его на Чандалаз. Собираю группу туристов, которые знают Калинина. Едем вечерней электричкой. Под Чандалазом моя дача. План такой: ночуем, а утром идем к вершине утеса, с которого открывается красивый вид на «хвост» Чандалаза, на горы Чантинза и Смольную. Чандалаз—это хребет, длиной около десяти километров и максимальной высотой- 750 метров. Рядом с моим домом дача Владимира Трофименко. Там детские крики, смех. Оказывается, Трофименко завтра ведет группу школьников к опорам ЛЭП. Строители взорвали часть вершины хребта, и поставили на этой вершине опоры ЛЭП. В осыпавшемся грунте на западной стороне хребта он обнаружил большое количество кристаллов кварца. Решил приобщить к поиску кристаллов школьников. Вечером в доме заговорили о ЛЭП. Все единодушно согласились, что строители ЛЭП могли и должны были провести линию мимо хребта, не взрывая его. Зачем было лезть на высоту 400 метров, когда до конца хребта оставалось всего один километр? Не надо было взрывать, прокладывать дорогу на хребет. Проект тем самым удорожили на многие миллионы рублей. Да еще и приписали, как это обычно делается. Во время этих разговоров мне пришла мысль сделать снимок Чандалаза с последней его вершины через опоры ЛЭП. Калинин эту идею одобрил, но сам решил идти на утес. Так и порешили. Все, кроме меня, идут на утес, а я, сделав снимки опор ЛЭП, по вершине хребта к ним подойду. В пятом часу утра, когда было еще темно, пошел к Чандалазу. Когда подошел к месту, где линия ЛЭП проходила над хребтом, увидел последствия взрывов. На ширине более ста метров до самой речки лежали камни, которые скатились сверху. Внизу камни были крупные, а чем выше на склоне меньше и меньше. Было два варианта подняться к опорам ЛЭП, которые стояли на вершине хребта: первый- обойти его по дороге и подняться с западной стороны, и второй- подниматься лесом. Оба варианта меня не устроили. Первый- это три лишних километра пути. Второй- почти непроходимый кустарник в лесу, перевитый лианами. Выбрал третий вариант, а именно- подниматься по камням. По осыпям приходилось ходить много, поэтому посчитал, что это самый лучший вариант. Склон крутой, но камни лежали прочно, и подниматься было безопасно. Но чем выше лез, тем камни становились мельче и мельче, а затем и вовсе их не стало. На мерзлом грунте скалы были вмерзшие мелкие камешки, по которым, как посчитал, можно лезть вверх. До вершины хребта оставалось не более полсотни метров. Но крутизна склона именно с этого места достигла до 80 градусов. Конечно, надо было уходить с этого места к лесу. До него было не более двадцати метров. Но что-то заставило меня ползти вверх. С огромным трудом, поднявшись метров на десять, неожиданно вижу, что выше цепляться не за что. Ни одного камешка, или выступа на склоне нет. Передо мной гладкая стена, как зеркало, до самой вершины хребта. Только тут осознал, что совершил страшную глупость. Спуститься вниз было уже совершенно не возможно. Под ногами опоры не видел. Холодный пот окатил все тело. Да это же верная гибель!  Лежу, опираясь ногами на два небольших камешка и держась пальцами  за такие же маленькие камешки. Сорвись…и конец. Лететь вниз сотни метров. Постепенно стал приходить в себя. Вверх лезть совершенно не возможно. Вправо- такая же голая стена, как и вверху. Слева от меня метрах в восьми небольшая полянка кустов. Только туда! Стал изучать скалу. Вижу некоторые выемки и вмерзшие камешки. Перемещаю левую ногу на один такой камешек. Правой рукой цепляюсь за камешек, за который держался левой. Перемещаюсь. Теперь я со скалой, как одно целое. Прилип к ней всем телом. Ищу дальше малейшие выступы. Нахожу. Продвигаюсь таким же образом дальше. Вот уже можно было бы и допрыгнуть до кустов и ухватиться за них, но это глупость. Надо ползти. Когда ухватился за ближнюю ветку куста, понял, что спасся.  Полежав, осмотрел свой проделанный путь. Каким образом преодолел его, было совершенно непонятно. Ведь голая скальная стена. Чудо произошло, да и только. Осмотрелся. Вниз спускаться невозможно. Гладкая стена. К лесу, до которого оставалось около двадцати метров, также невозможно. Стал изучать скалу над собой. На ней была небольшая трещина, которая уходила вверх. Что делать? Здесь, в кустах, можно было бы и дождаться Трофименко. Он поведет школьников по дороге. Я эту дорогу вижу. Но чем он мне поможет? Веревки у него нет. Он побежит за ней на дачу. Это значит, сидеть мне здесь не менее трех часов.  Нет. Это не выход. Надо попытаться подняться по трещине. Хватаясь за ее края руками и опираясь ногами, считаю можно попробовать. Если выше будет невозможно лезть, то по трещине можно будет возвратиться к кустам и тогда уже ждать Трофименко и кричать о помощи. Полез. Трещина имела зигзаги. Это облегчало подъем. Сантиметр за сантиметром продвигался вверх. Где-то у самой вершины трещина исчезла, но здесь висел толстый корень дерева.  Ухватившись за него, подергал. Держится крепко. Полез по нему, не имея под ногами никакой опоры. Жизнь моя зависела от этого корня. Он оборвется, значит и жизнь оборвется. С огромным трудом и с большой тревогой поднялся к дереву. Ухватился за его ствол и долго лежал, восстанавливая силы. Потом поднялся и на «ватных» ногах пошел к опорам ЛЭП. Еще посидел, боясь подойти к краю обрыва. Но надо же фотографировать. С площадки, на которой стояли опоры ЛЭП, поднялся на вершину. С нее открылся вид на половину хребта. Сделав несколько снимков, спустился на площадку. Подошел к краю обрыва. Осмотрел свой путь. Конечно, надо быть полнейшим идиотом, чтобы лезть по этому склону. Пора было идти к утесу. К пещере Сквозной решил не спускаться. Прошел мимо бывшего озера, и спустился в грот пещеры Мечта спелеолога. Находясь в гроте, услышал детские крики. Трофименко со школьниками верхней дорогой идти не могли. Только по нижней. Но крики раздаются с того места, где я начинал подниматься по осыпи. Вдруг меня осенило: не полезли ли школьники по моему пути? Есть отчаянные. Но это же верная гибель! Быстро спускаюсь к дороге и быстрым шагом иду к осыпи. Так и есть. Трое молодых ребятишек в возрасте 13-15 лет уже карабкаются по осыпи к вершине хребта. Кричу им, чтобы немедленно спускались вниз. Нехотя возвращаются. Объясняю, что вверху голая скала, а склон почти отвесный, можно сорваться и разбиться. Спросил: Где сейчас Трофименко? Отвечают: Трофименко с группой пошли вокруг Чандалаза. Мы отстали. Решили их опередить. Подняться к опорам напрямую. Посоветовал им подниматься к вершине хребта лесом. Это совершенно безопасно. Вы, говорю им, намного опередите свою группу. Они так и поступили. При мне полезли вверх лесом. Я же пошел по дороге к утесу. Шел и думал над тем, что произошло. Если бы я пошел к опорам ЛЭП, легким путем -по дороге или лесом, я бы не остановил этих ребят. Они бы могли погибнуть. Они бы сорвались даже много раньше, так как солнце стало припекать, земля отмерзать, и камни, за которые они бы хватались руками или опирались на них ногами, стали бы срываться. Спуститься они бы не смогли. Началась бы паника. Дальше- гибель.  Выходит я, проделав этот путь, тем самым спас им жизнь? Безрассудство мое было вовсе и не безрассудством, а необходимой целесообразностью? Встретившись со своими товарищами на утесе, рассказал им о происшествии. Все согласились, что в этом происшествии имеется тайна. Разгадать ее, нам не дано.
И еще об одном таинственном случае хочу поведать, который произошел со мной в Чугуевской тайге Приморского края. К какой категории его отнести? Приехали мы на пасеку, которая находится между селами Ново-Михайловка и Минеральное в нескольких километрах от горы Синей/942м./. Ульев на поляне не было. Судя по траве, пасечник снялся отсюда совсем недавно и, скорее всего, уехал ближе к морю на таволожку. Николай Николаевич Матафонов- крепкий мужчина 80 лет, заверил нас- меня, Григория Лебедева и художника Виктора Маслова, что на склонах горы Синей сорок лет назад он нашел большую плантацию женьшеня. Молодые корни оставил, а ягоды с выкопанных корней, рассадил. Пора, как он сказал, собирать урожай. Он показал рукой, куда нам завтра предстояло идти. Маслов, сославшись на больные  ноги, сказал, что он остается на поляне. Будет охранять машину, рисовать, собирать грибы и лимонник.
Рассвет нас встретил густым туманом.
-Время терять не будем. Быстро собираемся и вперед.- объявил нам Николай Николаевич, как только мы вылезли из палаток. Перекусывать на месте будем. Гриша понесет продукты, посуду, топор. Сергеич налегке пойдет к вершине. Я там под вершиной тоже нашел несколько корешков, но выкапывать не стал. Ищи там у скал. Тебе скалы были нужны. Вот и совмещай полезное с приятным.
Собственно, я и поехал с товарищами искать оригинальные скалы и сфотографировать стебель женьшеня с красными ягодами. За сорок лет походов по тайге так и не сфотографировал это легендарное растение. Через час подошли к ключу. Завтракать будем позже. Сейчас прогуляется.- объявил Николай Николаевич. -Я иду вверх по ключу. Григорий метров на триста выше по склону горы. Сергеич идет к вершине.
Я тут же устремился вверх.
-В лоб в гору не ходи. Выходи на отрог хребта и по его вершине поднимайся. Иногда кричи. Да смотри под ноги и по сторонам.- крикнул мне в догонку Матафонов.
Чем выше поднимался, тем туман становился гуще. Вышел на вершину отрога горы. Здесь хорошо набитая тропа. У тропы валяются банки из-под пива, обертки от сникерса, пакеты. Лес –сплошной кедрач. Кто тут ходит? Охотники? Корневщики? Шишкари? В любом случае все эти люди давно уже, наверное, тот женьшень, что видел Матафонов, выкопали. Через час поднялся на вершину. Скалы, действительно, у вершины были, но они были между деревьями. Крикнул. Кто-то из них отозвался, но совсем с другой стороны, как мне показалось. Пошел осматривать скалы.  Оригинальных скал не нашел. Да и те, что были, сфотографировать было невозможно. Стал искать около вершины женьшень. И тут следы цивилизации- бутылки, пакеты. Походив, поднялся вновь на вершину горы. Крикнул. Тишина. Крикнул во всю мощь. Тишина. Даже эха не было. Крик вяз в тумане. Достал свисток. Свистнул несколько раз. Никто не откликнулся. Надо идти, подумал я, в ту сторону, откуда услышал ответ. Это значит, спускаться не по вершине отрога хребта, а просто по склону горы. Матафонов заверил нас, что через пару часов туман должен разойтись, но он расходится и не думал. Солнца видно не было. Фактически шел не знаю куда. Лес не знакомый. Впервые в этой тайге. Надо спускаться до ключа. Вспомнил наставления Матафонова. Если заблудился, выходи к ключу. Он тебя выведет к речке, а речка к дороге. Вот и ключ. Но куда идти? Вверх или вниз? Опять в гору идти не хотелось. Пошел вниз по течению ключа./Это была моя роковая ошибка. Надо было как раз идти вверх, и я бы вышел к тому месту, где мы разошлись. Стал уходить в район болот, где летом люди не ходят/. Как жаль, что солнца не вижу. Смог бы сориентироваться. И компас, как специально остался в кармане рюкзака. Все одно к одному. Ключ неожиданно соединился с другим более широким ключом. Уже шел вдоль небольшой речки. Неожиданно вышел на тропу. Тропа старая. Она пересекала речку, но откуда шла и куда, не имел ни малейшего понятия. Что делать? Конечно, надо было бы идти по тропе, но в какую сторону? Решил еще немного пройти вниз по речке. Вновь выхожу на тропу. Значит, она идет снизу вверх. Куда идти? Решил идти вниз. Где-то, значит, должна быть дорога. Ведь тропа идет только от дороги. Местность явно пошла болотистая. Стали появляться кочки, болотистые кустарники, вода. Кроссовки мои давно были мокрые. Тропа то отходила от речки метров на сто, то вновь приближалась к ней. У речки тропа исчезла. Сколько ее дальше не искал, не нашел. Куда она могла исчезнуть? Речка значительно стала шире и глубже. Около нее появились завалы из деревьев и старицы. Продвигаться стало значительно труднее. Даже не заметил, как рассеялся туман и появилось солнце. В стороне от речки, примерно в километре, увидел большой просвет. Дорога! Обрадовался я. Но чем ближе приближался к просвету, тем непроходимей становилась местность. Кочки стали едва ли не в мой рост, а кусты в два-три метра высотой. Между кочками вода до колен. Встав на одну высокую кочку, увидел озеро. Вот он и есть просвет. Надо выходить к ближайшему лесу. По нему идти легче. Двинулся к лесу. Неожиданно вышел на тропу. На грязи четкие мои следы. Неужели я по этому болоту сделал круг? Видимо, так и есть, если вышел на свои следы. Но что это? Поверх моих следов большие круглые следы. Да это же тигр за мной шел! Он где-то недалеко от меня. Наверное, и видит сейчас меня. Молниеносно достал из сумки свисток и начал свистеть. Когда свистнул очередной раз на ходу, запнулся о ветку и плашмя упал в воду. Свисток из руки вылетел. Долго его искал, но не нашел. Вновь по тропе дошел до речки. Там она исчезла. Это я уже знал. Значит, с просветами в тайге надо быть осторожнее. Теперь только идти вдоль речки или по речке, и как можно быстрее. Время четыре часа. В походе с семи часов. Значит, иду уже девять часов. Только сейчас понял, что я ничего с вечера не ел. Все продукты остались у Григория. Надо было бы хоть шоколадку положить в сумку. Идти становилось все сложнее и сложнее. Речка начала делать большие петли. Эти петли приходилось срезать. Попадались  старицы, которые надо было обходить. Берега все были сплошь завалены упавшими деревьями. Совершенно непроходимые места. Все чаще и чаще брел по воде. Сначала по колено в воде. Потом до пояса. Но иногда вода достигала и груди. Стал замерзать. Вот и солнце уже стало подходить к горизонту. При переходе через бревна, упал, а встать не смог. Судорога ног. Вот это самое страшное. Кое как дополз до возвышенного места, где стояло несколько кедров. Задрал ноги, как учили старые таежники, вверх на ствол дерева и стал охлапывать икры ног. Постепенно боль ослабла. С трудом поднялся. Закружилась голова. Толи от усталости, толи от голода. Вновь лег у кедра. Что же делать? Решил остаться здесь на ночь. Дрова есть. Идти не могу. Сейчас соберу сухих дров. Разожгу костер. Лягу рядом с ним. Поднялся. Собрал охапку сухих кедровых веток. Сделал домик. Полез в сумку за спичками. Спичек в кармане сумки нет. Всегда коробка лежала в этом кармане. Вспомнил, что вчера отдал ее Григорию. Он разжигал костер, но спички не вернул. Не беда. У меня есть зажигалка. Достал зажигалку. Щелкнул. Огня нет. Щелкнул еще несколько раз. Огня нет. Ничего не могу понять. Газ есть, а огня нет. Еще пощелкал. Нет огня. Что же делать? Без костра оставаться в тайге нельзя. Это верная гибель. Одежда на мне вся мокрая. Через час-другой я буду замерзать. Нет. Надо немедленно вставать и идти. Боль в ногах к счастью рассосалась. Надо засветло выйти на дорогу. Иначе- пропаду. Откуда- то нашлись силы. Вновь по воде, по берегу, по воде, по берегу. Сотни раз то в воду, то из воды. Вот уже и солнце давно ушло за горизонт, а конца моего пути не видно. Завалы, кочки, кусты, старицы преодолеваю не сознавая. Речка уже превратилась в реку. Все чаще перехожу ее по грудь. Вот уже и в лесу стало темнеть. Мысль только одна- идти вперед. Спасение- в движении. Когда уже совсем потемнело, увидел впереди большое белое пятно. Подхожу- дорога! Упал на нее от радости и долго лежал. Но надо идти. Но куда?  В какую сторону? Пошел наугад. Влево. Прошел километра два. Вышел на кладбище. Тут дорога и закончилась. Значит, надо идти было вправо. Село не должно быть далеко от кладбища. Это успокаивало. Нашлись силы даже для бега. Вот и место, где вышел на дорогу. Бегу дальше. Периодически перехожу на быстрый шаг, чтобы отдохнуть. И вновь бегу. Вижу где-то далеко свет. Это явно свет электрической лампочки. Все! Село рядом! Спасся! Иду уже неспеша. Вот и первый дом. В окнах горит свет. Захожу во двор. Собаки нет. Стучусь  в дверь. Открывают. Вхожу в комнату. В ней полно людей. Сидят за столом. Выпивают. Увидев меня, все замерли в изумлении. Мой вид и мое состоянии их повергло в шок. Кто-то из них, наконец спросил: Откуда батя?- С горы Синей.- Едва выговариваю эти два слова.- Откуда, откуда?- удивленно спросили сразу несколько человек.- -С горы Синей. –Вновь едва провернул во рту эти два слова. Затем, как мог, рассказал им историю своего путешествие по Чугуевской тайге.
-Этого не может быть!- Засомневались сразу несколько человек.- Это невозможно. Ты батя что-то путаешь. Нельзя с Синей сюда придти. Там болото. Там летом люди не ходят.
-Я в основном шел по речке. По берегу действительно идти нельзя.
-Да, знаешь ли ты батя, сколько ты маханул?
-С утра иду. Не знаю.
-Ты маханул больше тридцати километров. Ни один человек еще летом там не ходил. Все знают, что места там непроходимые. Ну, ты батя и даешь!
Хозяйка дома,- постарше в два раза парней, сказала мне идти в другую комнату переодеться. –Пока будете ужинать, я постираю на машинке вашу одежду и просушу. Пока одентесь в одежду мужа. Прошли с ней в другую комнату. В комнатЕ-кухнЕ начался спор. Спорили о моем путешествии по тайге. Одни твердо говорили, что болото это пройти невозможно, тем более, городскому. Другие доказывали, что если постараться, то по речке действительно можно пройти. Переодевшись, прошел на кухню. Мне тут же уступили место у стола. Хозяйка налила полную тарелку борща. Есть совершенно не мог. Поэтому сказал, что хочу только чая. Хозяйка подтвердила, что когда муж приходит из тайги такой же уставший, то кроме чая ничего в рот  не берет. Даже сладкие пироги есть не мог. Пил только чай и рассказывал свои похождения по тайге. Узнав, что мы остановились на пасеке, они назвали эту пасеку и окончательно мне поверили. Сказали, что если бы я там остался на ночь, то почти сто процентов был бы задран медведями. В это болото из Хабаровского края пришли бурые медведи. Были уже нападения на людей. -Вот тигр бы на тебя точно не напал.- сказал один из парней.- В лесу сейчас для него корма хватает. Медведь бы напал. Даже если бы ты сидел у костра.
Наконец, выпив несколько стаканов чая, смог поесть борщ. Хозяйка принесла мою одежду. Она была чистая и сухая. Пока переодевался, парни на кухне о чем-то совещались. Когда вышел, один из них сказал, что они отвезут меня на ту пасеку, где находятся мои товарищи. Они сейчас там ночь спать не будут. Попрощавшись с хозяевами дома, вышел из дома с двумя парнями. Сел в автомашину Нива, и через полчаса приехал на пасеку, где уже давно спали мои товарищи. Услышав шум автомашины, вылезли из палаток и крайне были удивлены моим появлением. Я, конечно, отблагодарил парней, как мог. Уезжая, они все еще повторяли: -Ну, ты батя и даешь!
Лежал в спальном мешке и в палатке, а согреться не мог. Дрожал. Судорога хватала то одну ногу, то другую. С огромным трудом освобождался от боли. Все тело болело. Как бы сейчас сидел или лежал у костра в мокрой одежде? Да и набрал ли бы дров на всю ночь? Ведь у меня даже и  ножа не было. Почему не зажглась зажигалка? Поймав эту мысль, тут же полез в сумку. Достал ее и щелкнул. Мгновенно появился огонь. Еще несколько раз щелкнул. Зажигалка работала исправно. Почему она там не работала?
Фото-путешественник,член Российского Союза Писателей Владимир Маратканов


Рецензии