Сталинградские соколы на моей земле. 1 часть

 
Посвящается 75-й годовщине  Победы в Великой Отечественной войне.


Сталинградские соколы на казахстанской земле.

История авиации Кустаная
http://aviaengeneer.ru/istoriya-aviatcii-kustanaya

Ближайший тыл Сталинграда.


На днях  проезжала мимо школы расположенной в районе Наримановки и вспомнилась информация о Сталинградском военном авиационном училище.
 
Наш город знаменит многими событиями и плотно связан с историей  нашей Великой  страны под названием СССР .

Одна из памятных страниц Великой Отечественной войны – история пребывания на кустанайской земле с 1942 по 1946 год Сталинградского военного авиационного училища.

Вплоть до начала 1980-х годов эта информация не предназначалась для разглашения, согласно инструкциям Управления по охране государственных тайн в печати (Обллита), запрещающим экспонирование в музеях любых материалов о дислокации воинских частей и военных училищ.

Цензурный запрет был снят только в 1985 году.

И   сотрудники Костанайского областного историко-краеведческого музея смогли, наконец, показать землякам собранный по крупицам комплекс материалов о славной истории училища – приказы, списки личного состава, фотографии, альбомы наглядных пособий, а также награды и офицерский кортик начальника училища П.М. Афанасьева.

В дальнейшем, в фонды музея передали свои личные вещи, фотографии, летные книжки бывшие курсанты, инструкторы, авиатехники СВАШ № 7 - Герой Советского Союза А.Парадович, Н.Белаш, Ф.Нездойменко, Ф. Здоровец, Н.Глазков, В.Краморов и др.

Историческая справка из архивов нашего областного краеведческого музея:

Сталинградская военно-авиационная школа № 7 имени Сталинградского Краснознаменного пролетариата была основана в 1929 году. Первоначально на учебу принимали только по партийным и комсомольским наборам молодежь с заводов и фабрик. Авиашкола была в числе ведущих в стране по освоению новой техники и одна из первых в стране 25 мая 1938 года преобразована в авиационное училище. Однако угроза войны заставила уже в марте 1941 года снова вернуться к статусу военной авиационной школы со сроком обучения один год. 

 Однако угроза войны заставила уже в марте 1941 года снова вернуться к статусу военной авиационной школы со сроком обучения один год. С началом войны школа стала работать по ускоренной программе. Основная часть выпускников уходила на фронт, имея навыки пилотирования самолета И-16, и только небольшая часть - на самолетах Як-1, которых, к сожалению, было очень мало.

В 1942 году в результате сложившейся тяжелой обстановки на фронте, дальнейшее пребывание летного училища в городе Сталинграде с целью подготовки военных кадров стало невозможным.

Постановлением Государственного комитета Обороны 
«О перебазировании школ, училищ и ремонтных органов ВВС Красной Армии» было определено место передислокации Сталинградской авиационной школы пилотов – Уральский военный округ, город Кустанай.

«Количество самолетов – 220, личного состава – 3594 человека, вагонов – 77».

Одной из первопричин выбора Кустаная стали подходящие для первоначального летного обучения погодные условия: много солнечных дней в году, стабильное направление ветров, равнинная местность.
   
По приказу заместителя Наркома обороны по авиации генерал-лейтенанта товарища Новикова от 11 июля 1942 года Сталинградская военно-авиационная школа начала передислокацию в город Кустанай.

Лётные подразделения поднимались по тревоге, самолёты после взлёта группами направлялись на север вдоль Волги, делали посадки на левом её берегу у Николаевки или в посёлке Красный Кут Саратовской области, где тогда базировалась Качинская авиационная школа пилотов.

 Там производилась окончательная подготовка техники к перелёту, и самолёты продолжали следовать по установленному маршруту. Всего из Сталинграда убыло 214 машин: УТИ - 4 - 110, Як-1, Як -7 - 42, Ут-2 - 39, И-16 - 20 и других типов - 3.

До Кустаная долетели 212 самолётов, один попал в аварию, у другого произошла поломка».

Личный состав со школьным имуществом под бомбежками и обстрелом двигался сначала на баржах, потом по железной дороге.
Под бомбами в эвакуацию двигался и совхоз из села Россошка, прикреплённый к авиашколе в качестве военизированного подразделения.

В июле в Кустанай прибыли 4 авиаэскадрильи, а к 17 августа – 8 железнодорожных эшелонов с личным составом и имуществом. Первый наземный эшелон прибыл уже 7 августа. Сразу же личный состав приступил к строительству аэродромов, а на единственном уже имевшемся аэродроме начались полеты. К плановой теоретической учебе приступили 1 сентября 1942 года.

Подразделения школы разместились в земляночных городках:
1 авиаэскадрилья – в Затобольске,
2-я в Наримановке,
3-я – в Озерном,
4-я в Федоровке.

В Джаркульский МТС была размещена авиамастерская № 278, прибывшая из Воронежской области 15 января 1942 года с 367 рабочими и служащими.

Штаб, отдел учебно-летной подготовки, запасной батальон и другие службы были размещены в городе Кустанае. В городе для авиашколы были выделены здания от ул. Ленина (нынешней Аль-Фараби) до ул. Павлова, включая ул. Калинина (ныне Алтынсарина), ул. Толстого, Повстанческую (ныне Касымканова), Гоголя,
 школу «40 лет Октября» в Наримановке.
Казармы авиашколы заняли целый квартал. Отдел учебно-лётной подготовки школы оборудовал в гарнизонах 30 классов. А двухэтажное здание штаба авиашколы находилось на углу ул. Павлова и Повстанческой со входом с ул. Павлова.   

Аэродром «Наримановка» (территория современного аэропорта) готовили для зимней и весенней эксплуатации.
Районы, близкие к Кустанаю, с 1 февраля по 25 апреля отправляли на очистку от снега рулежных дорожек, стоянок самолетов, подъездных путей, летных полос по 20-40 рабочих, от 5 до 15 подвод с возчиками и двух-трех трактористов.
Прикрепленный к школе эвакуированный совхоз, где было до сотни коров, расположился «южнее города по реке Тобол, в посёлке Ударник». Совхоз сеял рожь, ячмень, откармливал скот - для питания курсантов и преподавательского состава. Зимой тогда вокруг Кустаная было страшновато - часто наведывались волки, рвали скот. Вызывали на помощь опять же лётчиков. Они приезжали на аэросанях и вели охоту на волков. 5-6 хищников - это был минимальный трофей истребителей. 

На фото:
Группа офицеров
Сталинградского авиа училища на летном поле.
Затобольск, апрель 1945 года.

Глядя на фото  можно видеть наши степи. Они ровные, как стол, который вы
видите перед собой.

До  настоящего  времени  лётное поле  Затобольска является действующим.

Продолжение  http://www.proza.ru/2019/11/26/840


Рецензии
Очень интересное повествование 👍

Татьяна Чайко   01.12.2019 17:23     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.