стр. 212

Образовывались различные формы старообрядческих общин. В первой трети века из единичных поселений образовались так называемые скиты и пустыни - монастырские поселения. К ним присоединялись лаицистские деревенские общины и дворы (келии). При Выге, Керженце и в Стародубьи возникли различные социальные структуры. Община в Поморье была сосредоточена вокруг двух монастырей - для мужчин при Выге и для женщин, на расстоянии около 20 км, при Лексе. При Керженце возникали децентрализованные одиночные поселения. В Стародубье доминировали светские поселения. Во второй половине столетия образовались центры в больших городах - Преображенское и Рогожское кладбище - среднее между монастырями, общежитиями, пунктами миссиионерской, административной и коммерческой поддержки, а также поселения (слободы) вблизи больших городов. В ходе этого развития сформировались общины в латгальских городах Резекне и Даугавпилсе, а также в московском пригороде Риги, светских поселениях и центре города, хотя, как в слободе у ворот старого немецкого торгового города, староверы и жили в компактных кварталах, в то же время они были интегрированы в этноконфессиональные смешанные муниципалитеты. О форме внутри сообщества существуют разные интерпретации и определения в исследованиях. Существуют также разногласия по поводу социального происхождения староверов, будь то это было сообщество мятежных низших классов (популистский вариант), союз угнетенных крестьян и старых, выживающих элит (священнослужителей, бояр, купцов), настроенных против современной эпохи или же "полное противодействующее сообщество" существующее параллельно с официальным обществом в царской России. В любом случае, общинное созидательство старообрядцев в российской истории само по себе не следовало согласно законам западноевропейской модели прогресса. Следуя диахронному анализу, эти сообщества изначально были сформированы как «поперечное сечение» общества. Позже, в результате преследования или маргинализации, они сократились до нижних слоев.


Рецензии