стр. 213

Дворянство было заменено купечеством как высшим классом. Оно переняло на себя функции финансового, а также политического обеспечения староверов, а также организации и модернизации их сообщества и социальных институтов. Существует также разногласие в отношении социально-политической конституции общин: было ли сообщество более патриархально-иерархическим по образцу церковной организации или всё же - как Крамми прежде всего приписывает выговскому сообществу - демократично как крестьянское сообщество (мир) и организовано как  русские монастыри? Наблюдения говорят о смешанной в разных дозах форме обоих - в зависимости от общины. Несомненно верно, что общность староверов была не более демократичной, чем окружающее её, в основном крестьянское, общество, однако более упорядоченной. Харизматичные мужи, также называемые 'отцами' или наставниками (предстоятели общин), такие как братья Андрей (умер в 1730 году) и Семен Денисовы на Выге, Илья Ковылин (умер в 1809 году), владелец кирпичного завода, купец и предстоятель Преображенского кладбище в Москве, чьим преемником видел себя Иван Заволоко в 20 веке. Интересным показателем степени демократии и цивилизации старой веры являются отношения между мужчинами и женщинами. С одной стороны, существовал патриархальный древнерусский уклад по Домострою. С другой стороны, старообрядческое  общество предоставляло женщинам свободное пространство, а также приюты сиротам, незамужним и вдовам; сделала возможным и свободным выбор молодых пар и позволила, при определенных обстоятельствах, ограниченную управленческую функцию женщины. Примером тому служит Лексинский монастырь под предводительством Соломонии Денисовой. Примечательно было то, что в общинах на Выге, как и на Керженце, было много женщин.


Рецензии