Господи! Прости Ты меня! Да хорошееенько!
***
…Петрович был коммунистом. В партию вступил, будучи молодым, но уже заслужившим уважение сельчан, механизатором. В совхозе его уважали за трудолюбие, любовь к технике и особенное чувство юмора. А уж он любил пошутить и умел это сделать так, чтобы всем было весело. Особенно ему удавались разные каламбуры. Многие из них были «с солью и перцем», некоторые – совершенно не литературными, а один выглядел, как шуточная молитва и звучал так: «Господи! Прости Ты меня! Да хорошеееенько!» При некоторых обстоятельствах этот каламбурчик и мог вызвать улыбку окружающих, но со временем даже те крохи юмора, что могли в нем быть, куда-то улетучились. Особенно тогда, когда молодость пролетела, колхозы и совхозы «канули в Лету», а КПСС исчезла вместе с Союзом. А Петрович, все чаще и чаще по всякому поводу и без повода прикладывался к бутылке, шутил все меньше и меньше. Новых каламбуров уже не придумывал, старые – забывал, зато эту, приевшуюся всем родным и знакомым шутку, повторял и в дело и не в дело. По-прежнему он считал себя коммунистом и атеистом, а когда его любимый племянник неожиданно для всех, после окончания института стал священником – то он на это известие отреагировал такой матерной тирадой, что казалось Небеса содрогнулись, а земля поколебалась!
Со временем мирные отношения с племянником восстановились, но еще многократно Петрович его упрекал за то, что какую несерьезную стезю тот выбрал для себя. Но критикуя Церковь, священников и вообще всех «богомольцев», Петрович всегда заканчивал свою речь фразой: «Господи! Прости Ты меня! Да хорошееенько!»
… Приближалась старость и пенсия. И хотя большую часть своей жизни Петрович заслуженно считался передовиком производства, получилось так, что последние два десятилетия перед пенсией ему довелось трудиться «как придется». Особенно он переживал, когда с любимых тракторов и автомобилей пару лет пришлось работать в животноводстве. И хотя в тот период в его трудовой книжке было записано, что он «принят скотником в третью бригаду» – он себя называл «водитель агрегата КПТ – 4», ну и привычно добавлял свою то ли присказку, то ли молитву.
…Протрудившись всю жизнь, он заработал мизерную пенсию. И ту, в основном, пропивал. Вскоре пришлось лечь «под нож» хирурга, и тогда племянник-священник хватился: любимый дядя не крещенный, а значит, и помолиться-то о нем в Церкви – не совсем уместно. Вообще-то и раньше, до болезни, он пытался этот вопрос с дядей решить, но Петрович обрывал всякий разговор. И тут, после достаточно тяжелой операции ничего не изменилось: Петрович по-прежнему то ли в шутку, то ли всерьез просил прощения у Господа, а насчет Крещения племяннику сказал прямо: «В детстве меня крестила бабка! И когда тебя твоя бабка крестила – то я, вместе с твоей старшей сестрой, тебя носил вокруг Купели! Вот умора то была: коммунист и комсомолка! Вокруг Купели строевым шагом! Господи, прости Ты меня! Да хорошееенько!» Все доводы племянника о том, что Таинство Крещения должно совершаться в Церкви, или, в крайнем случае – дома, но священником, а не «бабкой» никак не могли достичь нужного результата.
…А еще через пару лет здоровье опять резко ухудшилось. Консультация с врачом открыла страшный диагноз – рак. Причем, уже в такой стадии, что операция, или химия – бесполезны. Врач так и сказал: «Месяц, может два. Максимум – полгода». Полгода Петрович прожил. Только тут, чуть более чем месяц до смерти он, все-таки поддался на уговоры жены и согласился креститься. Из ближайшего городка приехал молодой священник, совершил Таинство Крещения, причастил умирающего…
… Стал ли Петрович христианином? Окончил ли он свою земную жизнь в покаянии и молитве? Внешне об этом ничего не свидетельствовало. Он так же мог и поругаться с женой. Мог и сказать какую-нибудь гадость и пошлость. Но свою полушутливую молитву – не забывал. И в результате – получил на нее ответ.
Он скончался в Великую Субботу, которая в том году, совпадала с Праздником Благовещения Пресвятой Богородицы. И когда, в Понедельник Светлой Седмицы племянник–священник совершал отпевание, то где-то в глубине сердца ощутил, что Человеколюбивый Бог, миловавший мытарей и блудниц, принимающий покаяние разбойников и предателей – ответил на такую незамысловатую, но, возможно временами искреннюю молитву раба Своего Виктора.
Свидетельство о публикации №219112000770
Действительно ли Крещение совершённое бабушкой в тазу?
По-сути, вопрос это древний, и многие из отцов утверждали категорично: да, действительно.
Про спасение же за один только призыв Имени Господня - я так думаю: может дело в том, что до такой глубины помрачения дойдёт большинство людей, что даже помыслить о Господе не смогут, а те, кто всё же помыслят, то и двух слов спасительных выдавить из себя будут не в силах.
С почтением, Порфирий
Порфирий Корнилов 21.03.2025 20:12 Заявить о нарушении
По поводу Вашего первого вопроса ... Не все так просто, как кажется.
С одной стороны господь говорит только одиннадцати ученикам: "Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мф. 28. 19) Одиннадцати!!! Значит, крестить (как и учить, должны только приемники этих Одиннадцати. Т.е. епископы и священники). Но с другой, с древнейших времен знаем и случаи крещения, совершенные не священнослужителем, но признанные Церковью.
Поэтому, в тех случаях, когда ребенок рождался слишком слабым, то повитуха, принимающая роды, могла его и погрузить в воду со словами крещальной формулы. Но потом, если ребенок выживал, то его приносили в Церковь, где священник восполнял Крещение, как миниму миропомазанием. При этом священник должен был подробно расспросить, как эта самая повитуха производила Крещение...
И тут начинается самое интересное: лично мне, еще в далекие 90-е годы, приходилось беседовать с двумя "крестительницами"...
Первая, хотя и была человеком церковным, время от времени приезжала в город, в храм, исповедовалась, причащалась. Но, решившись окрестить внуков, священнику ничего не сказала, но взяв Крещенской воды, просто трижды полила на ребенка, когда его купала... без всяких слов.
А вторая, родившаяся уже после революции, где-то раздобыла требник и выйдя на пенсию,подрабатывала, крестя малышей в своей и окрестных деревнях. Как выяснилось позднее - сама была не крещенной. А еще за день выкуривала по пачке "Беломора"...
И таких случаев сомнительного "крещения" было много. А главное, что вызывало смущение, так это то, что "бабки" зачастую крестили не во Имя Божие, а от "сглаза", "порчи", ну и просто, "на всякий случай"...
Поэтому "Погруженных", т.е. "крещенных" бабушками, но не пришел=дших к вере, принято крестить, как не крещенных.
Сельский Батюшка 09.04.2025 17:18 Заявить о нарушении
Но, по поводу второй Вашей мысли, могу только поблагодарить Вас за то, что Вы правильно поняли и то, что я хотел высказать в этом рассказе.
Спаси Вас Христос!
Сельский Батюшка 09.04.2025 17:21 Заявить о нарушении
Тема о Крещении совершённом в условиях форс-мажора - вообще очень интересна. Вопросы и вправду есть.
То, что в случае с "бабушкой и тазом" как, собственно, и во всех остальных случаях, произнесение правильной крещальной формулы - обязательно - это ясно, не поспоришь.
А вот что действительно интересно: может ли окрестить тот, кто сам ещё не сподобился участия в сем таинстве?
На мой взгляд, всё неоднозначно, потому что есть один святой (забыл кто именно), который во времена римских гонений окрестил себя сам, когда в театре разыгрывал сценку крещения, высмеивая христиан. И ещё, я не знаю точно, но вроде бы тот, кто умирает на поле боя - тоже может окрестить себя собственной кровью.
С почтением, монах Порфирий
Порфирий Корнилов 12.04.2025 20:35 Заявить о нарушении
Порфирий Корнилов 13.04.2025 09:22 Заявить о нарушении