Встреча

События, о которых  я рассказывал в своих заметках "Тризна" и "Свидетель", имели одну особенность.
Органы больше всего интересовал один человек, которого они считали лидером всего нелегального бизнеса, главным "дельцом" Республики, как тогда называли подобных лиц. Само по себе такое "звание" таило в себе угрозу. 
Насколько я помню, из всех арестованных никто на него прямых показаний не давал. Однако, все в Республике, и органы, в первую очередь, считали его негласным авторитетом всех нелегальных производств.
Бытовало такое мнение, что он и его два брата слишком зарвались и пора дать им по рукам.
В такой ситуации этому человеку не приходилось рассчитывать на какое либо снисхождение суда, который растянулся почти на год.
Как и ожидалось, ему определили максимально возможную меру наказания, без права на условно-досрочное освобождение.
15 лет ему предстояло отбыть где-то в Сибири.
В Республике произошло много изменений. Поменялось руководство. Изменилась структура предприятий. Я дважды поменял место службы.
После описанных мною событий прошло 17 лет.
Однажды, после сделанной мне операции, я улетал на лечение в Кисловодск.
В аэропорту меня провожал мой старший сын.
Вдруг в зале  регистрации ко мне по имени обратился один человек: «Здравствуй. Ты меня не узнаешь?»
Я ответил отрицательно, ибо на самом деле не узнал, обратившегося ко мне.
Он назвал себя. Это был тот самый ключевой фигурант. Мне стало невыносимо стыдно.
Я хорошо знал этого человека, и в силу своих служебных обязанностей даже был куратором подразделения, которое он возглавлял.
У нас были неплохие, близкие к приятельским, отношения.
Он увидел, что я крайне неловко себя чувствую и попытался сам вывести меня из этого положения.
"Ничего удивительного, ведь прошло уже столько лет" – сказал он.
Я не совсем хорошо помнил другие подробности этой встречи. Ведь после нее минуло уже больше 30лет. Но сын мне напомнил.
Оказывается, он прокомментировал события тех далеких лет. 
Обращаясь к моему сыну, он сказал: "Много тогда оказалось подлецов и негодяев. Но твой отец - молодец. Несмотря на жесткое давление, никого не запачкал, никому ничего не испортил"
Мы дружески распрощались. Больше наши дороги не пересекались.
Насколько я знаю, после своего возвращения он уже не обладал присущей ему творческой энергией и каких либо крупных проектов уже не осуществлял, ибо, если бы они были, я бы об этом знал. Республика небольшая и здесь все обо всех знают.
Раздумывая о всех этих событиях, я уже давно пришел к выводу, что этот человек попросту опередил свое время.
Лет через двадцать после того громкого суда, он бы наверняка стал одним из ведущих бизнесменов, пользовался бы авторитетом и уважением.
Он по своей натуре был талантливым человеком, умел держать слово, всегда фонтанировал новыми идеями, многие из которых успел осуществить.
Светлая память ему!


Рецензии