стр. 216

Разница между восприятием другими и самовосприятием имеет другой аспект. Она привела к расхождению между постоянным самопониманием и изменением движения в процессе истории. Нужно только рассмотреть преследуемых, мятежников и мучеников 17-го века по сравнению с постсоветским обществом, в котором староверие воспринимается и классифицируется как одна из многих конфессий в Латвии. Со времени принятия Указа о толерантности в Российской империи 1905 года и особенно после вступления в силу прав меньшинств в первой латвийской республике определение «Старой веры» как социально организованной социальной утопии альянса малообеспеченных и руководствующимися традициями слоев населения во время переворота с изменчивой социальной базой устарело. Кем же можно назвать староверов: традиционалистами или авангардом? Социологические размышления Макса Вебера о связи между капиталистической экономической системой и протестантской этикой были - с различным акцентом - перенесены на старообрядчество. Используя системно-теоретический подход Никласа Лумана, Ганс-Генрих Нольте указал на социальную функцию Старой Веры в процессе современности: она (Старая Вера) дала сложности русского общества в 17-м веке определение, а ее дифференциации направление, потому что протестное движение развязало в русском обществе, а также в рамках Русской православной церкви и конфессии конкуренцию и дала возможность недовольным проявить индивидуальные действия и возможности в общественной ориентации. Движение, ориентированное на ретроспективу, создало прогресс в смысле создания разнообразия. Исследование Пии Перы подтверждает влияние пиетизма на старообрядцев: в споре о таинстве брака старовер богослов Павел Любопытный (1772-1848) из беспоповского общества поморцев с начала девятнадцатого века отстаивал свободную волю в этом вопросе, а также в вопросе индивидуализма и глубинно усвоенной набожности. Со временем в Риге, возможно, преимущественно протестантская среда повлияла на старообрядцев. Кроме того, в недавней истории, между двумя мировыми войнами, этому способствовали кроме всего укорененные протестантскими немецкими балтами права меньшинств.


Рецензии