На конкурс К-8. Зеркало судьбы

ВНЕКОНКУРСНОЕ произведение на конкурс К-8 Евгения Говсиевича:
http://www.proza.ru/2019/11/17/363


     ЗЕРКАЛО СУДЬБЫ

     Жила-была на белом свете самая прекрасная принцесса Любава. Ей с детских лет хотелось кем-то быть, а не чем-то казаться. Её отец, почти король, служил во Владикавказе военным хирургом в Терском казачьем полку. Любава училась в гимназии и частенько ассистировала отцу при операциях. Они жили в доме на Артиллерийской улице.
 
     Дочь навсегда запомнила наставления матушки, известной в городе акушерки: «Не кичись дворянским происхождением. Будь не лентяйкой, а рабочей лошадкой. Не кричи на каждом углу о любви к родине, иначе прослывёшь дурой. Не мешай жить никому, даже собственной смертью. Не строй себе хоромы из лжи и притворства ради денег или успеха».

     После окончания гимназии отец отправил её в Санкт-Петербург для поступления на знаменитые Медицинские Бестужевские курсы. Благодаря его заслугам перед Отечеством дочь туда приняли. У курсистки сразу же появились поклонники – два блестящих лейб-гусара. Но она предпочла другого и влюбилась в скромного студента-разночинца Императорского Горного института. Юноша был тоже родом из Владикавказа.

     Наступили каникулы. На родину юные земляки отправились вдвоём. Там вечерами стояли на качающемся мостике над необузданным Тереком, грохочущим камнями и заглушающим ненужные слова, и целовались.

     Родители с трудом согласились на неравный брак. На свадьбу пригласили почти весь Владикавказ. Столы ломились от угощений, за ними места хватило всем. Была целая гора подарков: и столовое серебро, и золотые украшения с жемчугом, и три большущих текинских ковра ручной работы, и даже огромное зеркало в раме из драгоценного чёрного дерева.

     Но пришла пора возвращаться в Петербург на учёбу. Там неожиданно для себя на Невском проспекте они оказались в плотной толпе недовольных жизнью рабочих, которых разгоняли конные казаки.

     Молодожёну здорово попало нагайкой по спине, и волшебная сказка закончилась.

     Новобрачные хорошо помнили визит Николая Второго во Владикавказ. Он ехал в открытом автомобиле по проспекту Александра Третьего, и восторженная толпа бросала под колёса букеты роз. Царь ласково улыбался и отдавал честь восторженной толпе.

     В Петербурге же к нему относились иначе. Настало время революций.

     Странно, но даже Октябрьская словно обошла молодых супругов стороной. Они жили спокойно, у них родились дочь, а потом и сын.

     Выпускник Горного института стал известным инженером-нефтяником. Его назначили консультантом в Народный комиссариат нефтяной промышленности СССР и вручили ключи от огромной трёхкомнатной квартиры в Москве на Сивцевом Вражке, неподалёку от Арбата.

     Любава пришла в полный восторг и сразу же переправила в столицу самое ценное из Владикавказа, даже зеркало. Но в 1930 году всё изменилось. Мужа арестовали за «экономический саботаж» и как врага народа отправили в Воркуту, в Ухту, и, наконец, в Норильлаг на десять лет.

     Сначала он участвовал в строительстве дворцов для руководства лагерей, а затем работал по своей специальности на небольших бурильных поисково-разведывательных установках.

     Потом ему добавили ещё десять лет, опять непонятно за что.

     Жена почти никогда не разлучалась с ним. Она работала в концлагерях как вольнонаёмная. То прачкой, то врачом, то лаборанткой в химлаборатории, то уборщицей - в зависимости от капризов лагерного начальства.

     Супруги прошли все девять кругов ада вплоть до 1952 года. Жена частенько спасала мужа от урок, но они всё-таки убили его заточкой прямо в сердце за три месяца до смерти Сталина и грядущей амнистии.

     Вдова похоронила мужа в вечной мерзлоте и вернулась в Москву. Когда друзья называли её декабристкой, она возмущалась: «Какое сравнение – они капризные белоручки, а я - нет!»

     Деваться ей было некуда, несмотря на то что дочь и сын стали благополучными, обеспеченными людьми. Пришлось отправиться к внуку в одиннадцатиметровую комнатку коммунальной квартиры по адресу: Арбат, дом 35. Парень получил её в ИАЭ им.Курчатова за работу на реакторе. Они прожили там вдвоём в мире и согласии десять лет.

     Теперь в этом здании располагается Центральный Дом Актёра.

     И вдруг однажды Любаве захотелось навестить ту квартиру на Сивцевом Вражке, где она прожила с мужем самые счастливые годы молодости. И вот с внуком они отправились туда. Она шла впереди, а он - следом и всё время бубнил: «Зря это всё!»

     Поднялись на третий этаж, позвонили в дверь. Открыла забавная маленькая девчушка в кудряшках и закричала: «Папа, папа, к тебе пришли!»

     Появился респектабельный мужчина, с виду джентльмен: «А вы к кому?» Он заслонил мощной фигурой дверной проём.

     Незваная гостья нагло оттолкнула его и ворвалась в холл: «Я к себе! У вас сохранились мои текинские ковры? Ах, вот и моё зеркало, там, где я его повесила когда-то».

     «Пошла вон, сука! А то позвоню в милицию!»

     И моментально вытолкнул прежнюю хозяйку на лестничную клетку в объятия внука. Но она всё-таки успела в огромном зеркале увидеть в последний раз своё отражение. Оттуда на неё посмотрела не молодая красавица в шёлковом нарядном платье с жемчужным ожерельем, а сгорбленная старуха с мозолистыми руками в дешёвом повседневном ситце…

     Это была моя бабушка. Самая прекрасная сказочная принцесса на свете! Раз и навсегда.

     Её звали Любовь Константиновна Борисевич.


Подробнее в повести "Выпускница Бестужевки": http://www.proza.ru/2019/04/08/698


Рецензии
Царствие небесное Вашей бабушке, Юрий! Суровая, но очень достойнай жизнь. И написали Вы о ней очень тепло, мне понравилось! Как жаль, что совместная семейная жизнь была так тяжела т трагична!

Михаил Бортников   31.07.2020 17:11     Заявить о нарушении
Спасибо от имени бабушки!
Она была бы счастлива услышать это...

Юрий Рязанцев   01.08.2020 11:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.