Н. И. Рыленков Живописец в Поэзии
Что Русскостью, в объятиях тиши,
Нас единят с Природой Отца-Бога
Лампадой Слов своей пылающей Души! (Av)
===================================
/Николай Иванович Рыленков родился 2 (15) февраля 1909 г. в деревне Алексеевка Рославльского уезда Смоленской губернии (ныне Рославльский район Брянской области)/
Здесь краткое сказание о Жизни-биографии Поэта -
-====================================
Тем, кто ещё не прикоснулся собственной Душою к словесной живописи Николая Ивановича Рыленкова, рекомендую сборники стихов, чрез кои проникните в Одухотворённый мир Природы Русской и осознаете Поэзии Творца!
https://45parallel.net/nikolay_rylenkov/stihi/
Ёмкий и по-Русски меткий отзыв о поэзии, оставил в 1-ом томике стихов,
Евгений Осетров.
/Изд. «Художественная Литература» 1974 г. Москва / Из сказанного, несколько строк представить я хочу:
"… Чтобы не писал Рыленков – картины Родных мест, стихи о Любви, исторические баллады, шутливые песни, триптихи или сонеты, - во всех его произведениях рисуется Образ Родины.
… Рыленковские пейзажные миниатюры, словно написанные акварельными красками, невольно хочется сравнивать с творениями Саврасова, Левитана, Нестерова, Васнецова, Юона, Ромадина. …Трудно провести прямые аналогии между стихами и акварелями, офортами и картинами. Но, недаром раньше Поэзию назвали Движущейся «Словесной Живописью».
Рыленкова словесные среднерусские пейзажи, так же бесчисленны, как и морские виды у Айвазовского! Рыленковский пейзаж лишь изредка воспроизводит конкретные приметы местности, и в этом смысле нет в его стихах резких различий между миниатюрами посвященные ромашковому лугу под Смоленском, раздольям Волги или горам Кара-Дага, возвышающихся над Черным морем вблизи Коктебеля. Его пейзаж - отражение душевного состояния лирического героя, весёлого, грустного, ликующего, элегического… "
==============================================
Дополню и, возвышу тем Поэта, что Мудрость Он народную мог ненавязчиво подать. Пример -
С детской поры мы едим ежедневно свой хлеб,
Густо посыпанный солью родных поговорок.
- Кто за деревьями леса не видит – тот слеп. –
А тот, кто деревья в лесу не заметил, - тот зорок? (Н.Р. 1963 г. «Книга раздумий» Том-2)
Мастер художественной словесности, пропитанный исключительной Русскостью в передачи состояния восприятия Природы РОДИНЫ под разными взором его ока сердца, он детские переживания собою вспоминал, описывая красоту Земную!
Позабуду ль, как сладко мне в детстве спалось на соломе,
Как дарила мне юность луга, что душистее сот,
И теперь, и во век ничего не жалею я, кроме
Тех чистейших даров, что спокойная совесть несёт (1963)
Политики кричат – мол, нет Национальной идеи у России… Как же нет ЕЁ, когда Она в Душе каждого простого ЧелоВЕКа, веленьем Духа сердце к Любви пространству и влечёт. Ведь жила Русь Века и до Иисуса, и тянется Душа к Первоистокам, как к Первоосновам, о чём и речил наш ПОЭТ, стоя на береге Словутича- Днепра! (нет в электронном виде строк, что хочется явить?..
А по сему, Вам представляю то, что в книгах отыскал.)
Душа стремиться вглубь, к первоосновам
Всех радостей земных и всех забот,
Туда, где хлеб насущный наш растёт
И бродят сказки по борам сосновым.
Туда, где стыдно жить на всём готовым,
Где совесть отпущенья не даёт,
Коль промолчишь, воды набравши в рот,
Пред ложью, что святым прикрылась словом.
Зато припавши к струям родниковым
В свой лучший час там силу обретет
Нежданный не боится непогод,
Быть до конца и добрым и суровым.
Душа стремиться в глубь, к первоосновам
Всех радостей и всех забот. (1965 г. «Книга раздумий» Том-2)
* * *
Тот, кем взлелеян каждый плод,
С кем век глядит в глаза природе,
Нам заноситься не даёт
И учит при любой погоде –
Поменьше думать за народ,
Побольше думать о народе. (1965 г. «Книга раздумий» Том-2)
* * *
А вот Слог влекущий Душу в Храм Божий и РодНОЙ, для цензоров – наивный и простой.
На звон и все испытывает снова –
Высокая и чистая отрада,
Но больше, чем кому другому надо
Нам, чтоб с землёй не утерять родства,
Следить, как пробивается трава,
Как начинает зеленеть листва,
Как запевает зяблик в гуще сада,
И даже за лягушечьим ква-ква
Услышать всё, что слышать юность рада,
Иначе – сердце высушит досада,
Что звон и вес утратили слова! (1958. Том-2 «Книга признаний»)
Николай Иванович, в своих трудах нетленных, Истрии и памятник ваял, - от сути ПАМЯТЬ!
В слогах Смоленского Певца, история РЕКИ великой, в которой и мои босые в детстве мылись ноги. /Словутич – Слову-тич, - с украинского, Течь, т.е. Течение Слов от /У/ – источника энергии мысли! Затем, чтоб Суть Речей Великих скрыть, вкраплённые Ведруссами в названья, переименовали в некий Борисфен, с греческим звучаньем. //- https://ru.abcdef.wiki/wiki/Borysthenes - см. в рецензии ссылку.//
по Словутичу - http://proza.ru/2014/11/01/745
А после, в Днепр, что с Арамейского – (ДЕНАПИРИС) – голубая река, укрепилось по сей день, в Конце Времён.
КИЕВУ
(выдержка о Словутиче)
Уж не здесь ли при свечах каштана
Я шептал их в майский вечер белый
Той, что в жизнь мою вошла нежданно
И дыханьем сердце мне согрела.
Нет, не здесь, не здесь, но у истоков
Той реки, что разлилась широко,
Что Днепром-СЛОВУтичем зовём мы…
Не по ней ли мы с тобой знакомы!
Ни по ней ли мы с тобой родные…
В дни удачи и во дни невзгоды,
Всюду слышал плеск её волны я,
Что вспоила братские народы. (1954. «Книга признаний» том- 2)
* * *
(А сей слог чувств про Борисфен)
Пчела.
Уж не поднять поникшего чела,
Взгляд всё туманней, плечи всё сутулей,
Но я всю жизнь трудился как пчела,
Что мёд по капле носит в общий улей.
В угрюмой капле, где чуть взятый зов
Смущал мои разбумья не однажды,
Я изреченья древних мудрецов
Переписал для утоленья жажды.
И пусть всю ночь я не встаю с колен,
Когда душа сомненьями язвима,
Я внёс в твой мёд, мой Днепр, мой Борисфен,
Эллады аромат и горечь Рима.
Неужто лишним правнуки найдут
Мой безымянный, мой пчелиный труд? (1961. том-2 «Книга раздумий»)
А как Он Любовную лирику в ум охладевшего мира подал – как ФОРМУЛУ СЧАСТЬЯ!!!
Ты прошла по стежке летней,
Как по радуге гроза,
Где, когда я видел эти
Васильковые глаза,
Сквозь пушистые ресницы
Взгляд лукавый, с огоньком?
Почему мне стало сниться
Счастье в облике таком? (1949. Том-1. «Книга памяти»)
И вновь мне хочется коснуться метафор Одухотворения Природы и РОДИНЫ, что названо
ОТРЫВОК (в коим дал народную примету, как и Мудрость, нам, в уста).
В беспорядке жалось у откоса
Над речной излучиной село.
Там зимой снега лежали косо,
В мае густо вишенье цвело.
И смотрела из-за белой шали
Грусть-тоска соломенных трущоб…
Каждый год село опустошали
То, пожар, то что-нибудь ещё.
Помню я, как оклики трехрядки
Заглушали истошный бабий вой,
Разве ж можно жить нам без оглядки
На твоё былое, край родной? (1927. том- 1. «Книга юности»)
И малость ранее - (1924 г), в чём и словесность Велико-Русскую, потомкам оставил навсегда!
Небо в ночи облаками пениться,
Свет-заря по межникам идёт,
И поют, поют мои ровесницы,
Закликая милых в хоровод.
Каждый звук ловлю в родной сторонке
Принимаю сердцем каждый вдох!
Пусть меня подхватят песни звонкие,
Понесут над полем без дорог!
А пережитое Родиной, как и собственными чувствами, военное лихолетье, отражено в написанном в 1945- в РОДНОМ КРАЮ. Поэма. /«Книга памяти» том-1. Изд. «Художественная Литература» 1974 г. Москва/
Ну, и вершина Рыленкова, Труд сказанный в Поэме- ЗЕМЛЯ (1933-37//1956-66)
/«Книга судеб» том-2 . Изд. «Художественная Литература» 1974 г. Москва /
В Них, Оставленное Русскости ЖИВОЕ Слово
И Матери-Земле Знамение Благое, -
Коли живут в Отечестве Поэты
Черпающие из Родников сонеты!
Божественным Провидением уготовлена было судьба Н.И. Рыленкова, как и всему Букету выдающихся Личностей, коих Свыше воплотили в местность близкую к Истокам СЛОВУТИЧА
-
Сам Русский Дух и близость реченьки с названием Премудрым, и породило в Нём певучую, журчащую, понятную и милую сердцу словесность, как пение весенних ручейков в проталинах Отчизны, как и была речь на Руси ВСЕГДА, как и певучи наши голоса, как и поэта Рыленкова, многие слога!! !
=======================================
Если сердечно возгорелось, и нечто большее прочувствовать спешит, прими как ДАР, возвышенное Слово от Галины, что Армавир и «Мир Журнальный», с Поэзией Душевной Рыленкова единит!
А тем, кто в Мудрость Сказок не уверит, как на взор сердца Русского Народа, прими Чувства Его –
- Нет, волшебные русские сказки не лгали… (Н.И. Рыленков 1959 )
Свёл в едино А.В. /20-21.11.2019/
(рабочие ссылки в рецензиях.)
Свидетельство о публикации №219112101019
Нам всем нужно поучиться у такого отношения к Родине, к отечеству и к духовности, какое имел Николай Иваныч. И тогда обязательно выйдем из морока искуственности и мертвеннсти на простор естества и жизни.
С уважухой.
Владимир Радимиров 27.04.2021 10:13 Заявить о нарушении
Анатолий Ведов 27.04.2021 13:40 Заявить о нарушении