Детский Кукольный Театр

Глава 1

Актриса

Она была актрисой областного драматического театра в небольшом провинциальном городке. Направили её в этот городок по распределению после окончания театрального училища, на три года. Комнату дали в общежитии. Оклад — по тарифу, в соответствии с опытом работы и образованием. Роли тоже дали, аж целых три: Малыша в «Карлсоне, который живет на крыше», Пеппи в «Пеппи — длинный чулок» и Пьеро в «Буратино». Все — в детских спектаклях. Нет, конечно, во взрослые ее тоже ввели — в небольшие эпизодические роли, в основном - маленьких детей или подростков, а то и просто давали подработку в массовке и без слов, чаще - сказочных персонажей или фигур.
Да, ей была уготована роль травести. Других не предлагали. И ничего! Она привыкла выступать на всевозможных детских утренниках и различных массовых мероприятиях и давно уже смирилась со своей участью. « И такие актеры нужны. Как без них? Без массовки откуда и примы возьмутся!» - говорила она сама себе в утешение.
Так вот и началась ее взрослая самостоятельная жизнь. Тем и была довольна. Радости добавляло еще и то, что она была не одна в этом чужом городке — вместе с ней приехала и ее закадычная подружка, тоже по распределению и в тот же, один единственный на весь город, театр. Они вместе учились в школе с первого класса, потом поступили в одно училище, закончили его и теперь снова вместе будут служить в одном театре и жить в одной комнате!
Она вполне соответствовала своему амплуа травести - была маленькая, худенькая, да и красотой не выделялась. Так, серенькая мышка — как про таких говорят. С короткой стрижкой, она  действительно была больше похожа на мальчика. А вот ее подружка — так настоящая красавица! Ей было дано многое: и на лицо — просто куколка, и русая коса - до пояса, и фигурка такая, что все оборачивались. И как они, такие разные, сдружились — далеко не все понимали, а они и не объясняли никому. Подружки были настолько привязаны друг к другу, что их и не посмели разлучить, а направили на отработку в один театр. Только подружку сразу наделили кучей ролей и в основном — главных, а уж её саму — чем смогли... Так и сказали, не скрывая и не стесняясь, а молодые актрисы всему были рады, ведь они - вместе. Первое время не могли наговориться - впечатлений от новой жизни было более чем достаточно. Со временем  видеться стали все реже и реже — у каждой сложилась своя творческая жизнь. Только вот у красавицы-подружки и достаток складывался в соответствии с востребованностью, а она сама, как могла, концы с концами сводила — старые спектакли снимали с репертуара, а в новые её не спешили вводить. А жизнь такая дорогая...
Незаметно пролетел целый год. Первый год ее службы в театре.
Сидела она как-то раз одна в комнате, в довольно грустном настроении и перебирала свои вещи. На дне старого театрального чемодана, что достался ей в наследство от родителей, лежали две любимые куклы. Куклы не простые, а театральные. Давненько она их не доставала, совсем закрутилась в никчемной будничной суете. Бедные куклы, они тоже совсем залежались. Они молчали, когда их не брали в руки, но стоило только надеть их на руку, как они сразу оживали и начинали говорить на разные голоса. Совсем не простые были эти куклы. Куклы — артисты! Каждая из них сыграла не одну роль в своей кукольной жизни. Вот, например, эти самые, которых звали Клоун и Мальвина — папина и мамина любимые куклы...
Воспоминания унесли ее далеко-далеко, в другую жизнь, в далекое и невозвратное детство, в котором самым ярким воспоминанием для нее были ее родители и их счастливая семья...

 Папа и мама познакомились еще в театральном институте. Сразу влюбились, поженились и всю жизнь прослужили бок о бок в Детском кукольном театре. Долго у них не было детей и когда они совсем смирились и мечтать перестали, то Бог послал им наконец-то такого долгожданного ребенка — самую любимую в их жизни куклу. Нянчили дочку всей труппой, там не делили на своих и чужих. Дети таких артистов, у которых нет бабушек и дедушек, живут в одной театральной семье — за сценой, под сценой, спят и играют в гримерках или оркестровых ямах, трясутся во всех видах транспорта, колеся с родителями по гастролям. Когда девочка подросла и пошла в школу, то они перестали мотаться по городам и весям с гастролями, а прочно осели в своем городке. Им даже квартиру дали — весь театр хлопотал за них. У мамы подошло время выхода на пенсию  и ее перевели на должность костюмера, в том же театре, где она стала заботиться теперь об артистах как настоящих, так и кукольных. И дочка всегда была при ней, рядышком. Когда же и папа вышел на пенсию, то театр к этому времени реорганизовывали в какой-то другой и они оба уволились. Здоровье стало подводить: у папы болели руки и ноги, поднималось давление и его все чаще стали забирать по скорой в больницу; мама тоже стала быстро уставать, хвататься за сердце и пить капли. Жить стало сложнее, двух пенсий на все катастрофически не хватало. Но духом они не пали! С куклами тоже не могли расстаться. Папа сказал однажды:
- Куклы должны жить и работать. Это мы постарели, а они — нет!
И он придумал свой театр. Маленький детский театр кукол. В четыре руки - для них с мамой.
К тому времени у папы появилась машина — инвалидками их называли, но это было не важно. Папа шутил, что их предки  вообще были бродячими артистами, выступали на площадях и весь реквизит носили на себе, а   в лучшем случае - тряслись в повозках.  У них же — железный конь. В эту машину они помещались втроем, плюс их заветный сундучок с куклами, складной ширмой и прочим театральным реквизитом.  Их стали приглашать в клубы, школы, детские сады, детские дома, санатории, интернаты. Они стали выезжать со спектаклями всюду, куда позовут. Постепенно они приучили и свою дочь к этому нелегкому ремеслу, стали вводить ее в свои спектакли — сначала подручной, а потом и вовсе разрешили выступать с небольшими ролями. Когда же дочь подросла и окончила школу,то другого пути и не было, как поступать в театральное училище - семейная традиция.
И она поступила. Училась, а на каникулах помогала родителям в выездных спектаклях. Она знала все роли наизусть и часто заменяла мать, когда та себя не очень хорошо чувствовала. Родители не могли прекратить свою концертную деятельность, потому что это была их привычная жизнь и потому, что очень хотели помочь своей девочке прочно стать на ноги, ведь они уже очень не молоды...
Когда дочь  заканчивала второй курс, тяжело заболел папа. Вскоре его не стало. В память о папе, и просто потому,что надо было выживать как-то теперь самим, они с мамой еще время от времени продолжали давать представления, но и мама все чаще стала болеть и не могла уже выступать. Дочь стала давать представления самостоятельно, в каникулы или праздники — чтоб куклы жили, а главное - подрабатывать надо было, ведь маме требовались дорогие лекарства. Но мама без папы долго не прожила — она ушла ровно через год, день в день. Случилось это как раз накануне выпускных экзаменов. В напутствие она успела сказать дочери те же слова,что и папа:
- Не нажили мы богатств. Ты и наши куклы — вот наше богатство. Помни, дочь, что куклы — они живые и всегда будут с тобой. Они — это мы. Это твоя жизнь, твой хлеб. Люби их, как нас и они тебе всегда помогут — и в радости, и в невзгодах!
Дочь запомнила и усвоила родительское напутствие. Похоронили родителей рядом. Театральные помогли во всем. Горе было таким огромным, что дальнейшее все было, как в тумане — экзамены, суета, какая-то другая жизнь...
Когда предложили распределение в другой город - согласилась, не раздумывая. Тяжело было одной в квартире, где все напоминало о счастливом детстве с папой и мамой. Даже куклы не утешали, потому что они тоже сильно горевали... Уезжая, она взяла с собой  папин старый театральный сундучок и самых любимых кукол ее родителей — папиного Клоуна и мамину Мальвину.

Глава 2

Куклы Клоун и Мальвина

Целый  год прошел, а она их так не разу и не достала.  И, главное - прошел год, как не стало мамы и два года, как нет папы. А они, их куклы —  они же всегда были рядом с ней. Как хорошо, что она, наконец, снова с ними.  Точно, они как живые и непременно  ей помогут.
Как только она надела их на руки,  куклы тут же заговорили с ней. Они пожаловались, что совсем устали лежать в чемодане и им не мешало бы обновить макияж и почистить одежду. Она с радостью занялась делом,  хорошо зная и понимая, что и как надо делать и как с какой куклой надо себя вести. У кукол ведь тоже свой характер, свои манеры...
 Прежде, чем кукла оживет и станет актрисой — ей предстоит пройти нелегкий путь, а вместе с ней и ее мастеру. Так что делом она занялась привычным и любимым. Заодно и поговорила по душам, как с мамой и папой — рассказала все свои горести и проблемы за все  это трудное время.
С тех пор Клоун и Мальвина стали для нее еще роднее и ближе. Куклы  напоминали папу и маму, словно они, как прежде, рядом. Больше она их не убирала в папин сундучок — они занимали свое почетное место возле ее кровати, на тумбочке.

Тем же вечером она накрыла праздничный стол в честь своих кукол и они с подружкой долго обо всем говорили. Подружка вдруг предложила:
- Послушай.  Меня пригласили в школу, надо выступить перед младшими школьниками. Попросили, чтобы  как-то необычно было, чтобы детям было интересно. Давай вместе с твоими куклами что-то придумаем?
А что ей придумывать? Она помнила все выступления, все спектакли. Конечно, придумали. Целый спектакль. Детям очень понравилось и их попросили выступить еще несколько раз в этой же школе. А потом в другой школе. А потом и в детских садах...
И она уже не огорчалась, что мало занята в театре — жизнь наполнилась новым содержанием, новыми красками. Точнее, она просто вернулась в привычный мир, где все знакомо и все получается. Они поставили еще несколько новых спектаклей и успешно выступали на всех концертных площадках, куда их только приглашали.
Она сама изготовила  новых сказочных персонажей - это были уже ее собственные куклы! Любила она их, как своих детей. После выступлений она их укладывала спать в папин сундучок и говорила: «Спокойной ночи!», а утром доставала, отряхивала, поправляла макияж и снова говорила : «Здравствуйте, мои дорогие! Хорошо ли отдохнули? Пора снова на работу, порадовать детей и их родителей!»  и собирала всех в дорогу.
Первое время они долго еще выступали с подружкой в совместных концертах, но потом график стал все чаще не совпадать, приходилось самой выкручиваться: менять на ходу сценарий, вводить запасные варианты — рук-то у нее было всего две! Только и успевай — одну куклу снимать, другую куклу надевать... Но ничего, управлялась! Куклы ее тоже любили и не разу не подвели. Все у них получалось, но помощник все равно бы не помешал и она все чаще об этом думала... Так пролетел еще один год.

Глава 3

Её личная жизнь

Конечно, она мечтала - встретить бы, как мама-Мальвина, своего Клоуна и на всю жизнь!..
Личная жизнь у нее явно не складывалась. Не было кавалеров ни среди своих, театральных, ни среди других знакомых. Как не старалась подружка познакомить ее с с кем-то из своих многочисленных знакомых и друзей, а серьезных отношений так ни с кем и не случилось. Подружка ругалась, говоря, что она странная, сама всех от себя отталкивает своими дурацкими разговорами о своих,  якобы, живых куклах и  о том, что ей папа с мамой с того света помогают...
- Разве об этом надо с парнями разговаривать?! Ты скучная и неинтересная! И глазки не строишь, не привлекаешь к себе! Вечно смотришь куда-то мимо и о своем думаешь! Волосы отрасти! Химию сделай! Брови выщипай и красоту наведи на лице, а то только своих кукол каждый день красишь! А одета ты как? Юбка хоть одна есть? Ноги свои парням покажи! Что там у тебя есть еще показать-то? - ворчала подружка, пытаясь помочь изо всех сил, но как не крутили они ее перед зеркалом — ничего не получалось: со всех сторон было примерно одинаково ровно.
- Ну, подросток, да и только! Сплошная экономия с тобой — трусы, майка, брюки и свитер! Все наряды только для своих кукол! Когда уже повзрослеешь да покруглеешь,  хвостом крутить научишься? Так и проживешь - не целованная, не балованная! Что же мне с тобой делать? - сокрушалась подружка.
- Нет хвоста! Никак не растет! Не время, значит! -  шутя, утешала она свою подружку-красавицу, искренне желающую помочь в устройстве ее одинокой личной жизни. - Вот, ты у нас за двоих — красота неземная!
- А замуж тоже я за нас двоих буду выходить? А детей тоже я за нас двоих буду рожать? Нет уж, ты меня на целых три месяца  старше, так что старайся-ка ты тоже и желательно пораньше меня!
Подружка продолжала приводить новых знакомых парней, под всевозможными предлогами, но ни к кому из них никаких чувств за все это время так и не возникло. Она  все равно больше всех любила своих кукол, а они ее — такой, какая есть.

Как бы не считали окружающие, а она повзрослела и научилась жить самостоятельно. Теперь она была ответственна не только за себя, но и за своих кукол. И решения она принимала за себя и своих кукол. Вот и сейчас ей предстояло решить, как развивать дальше свое кукольное дело.
Прошлой осенью она ездила в свой родной город. В первый в ее трудовой жизни отпуск. Год до этого квартира стояла закрытой. Она навела там порядок и сдала по договору найма с театром молодым артистам. Это предложили друзья родителей и она согласилась. Даже очень была рада. Деньги ей должны были перечислять на книжку — пусть копятся, надо бы хороший памятник поставить родителям. А папину инвалидку купил его старый друг — ему, теперь тоже пенсионеру, очень даже сгодится в деревне до магазина и обратно съездить. Деньги тоже положила на книжку, под проценты. На свою же жизнь ей теперь вполне хватало того, что она сама зарабатывала. Подружка-красавица похвалила:
- Вот, ты у нас вроде и странная тихоня такая, а как сумела все грамотно решить! Ты прям точно у нас за двоих такая вот деловая!
Вот и в этом году, в свой очередной уже теперь отпуск, она снова хорошо все дела справила: и памятник новый поставила, и могилку обиходила сама. Жила во время отпуска в своей же квартире, с молодой семейной парой и очень с ними подружилась. Теперь они пишут друг другу поздравительные открытки с праздниками и новости из своей жизни. У квартирантов вскоре родился мальчик, еще один театральный ребенок и они были счастливы. А у нее рождались только новые куклы, а в личной жизни все оставалось по прежнему. Но куклы были, как дети — всегда такие любимые и желанные!
Изготовить свою куклу, да еще по старинным семейным рецептам - умели ее папа и мама, теперь вот и она. И в этом ее не понимали — зачем тащит в дом всякие тряпочки, коробочки, проволочки и прочий хлам? Не проще ли купить заводских? Может, и проще, но тогда они будут чужими и не живыми! Нет, она будет своих кукол сама изготавливать, своими руками, вселяя в них свою живую энергию, наполняя их жизнью! Как делали ее папа и мама, как делали их родители...
Подружка все чаще ругалась, что в комнате вечно воняет всяким разным, не пойми чем! Да и ее многочисленные гости вечно совались в таинство процесса, а это дело совсем не терпело чужих любопытных носов и вообще постороннего присутствия.

Глава 4

Дом Культуры

Если чего-то очень сильно хотеть — это обязательно случится. Вот и этот вопрос решился совершенно неожиданно, словно сам по себе, как бы случайно.
Последнее время она все чаще выступала в местном Доме Культуры «Строитель». Вот там ей и предоставили комнатку за сценой. Это было очень удобно, так как не надо возить на себе весь реквизит, да и собирать-разбирать все без конца. Теперь она все свободное время пропадала в этой комнатке за сценой вместе со своими куклами и была несказанно рада и благодарна.
Дом Культуры был очень старым. Его построили самым первым в этом городе, когда строили сам город, вот и название дали соответствующее. Сцена тоже была старая, довольно маленькая и, к тому же, открытая, без занавеса, что сильно ограничивало репертуар приглашаемых артистов. На ней можно было показать разве что какие-то мини-спектакли или организовать встречи со зрителем, но ничего более значимого. Вот и проводили, в основном, танцевальные вечера по выходным, после кино, убрав ряды стульев в сторону и освободив середину зала.
Комнатка за сценой — бывшая костюмерная и гримерная одновременно, давно использовалась как склад и чего там только не накопилось за много лет. Приглашенных артистов размещали в кабинете директора, как правило, а про назначение комнаты давно забыли. А вот ей — просто подарок, просто очень было удобно. И никто не мешал. Директор Дома Культуры дала ей ключи и полное право навести свой порядок, как ей удобно. В комнате нашелся большой стол, потом  огромное кресло-трон, которое   использовали раньше в каком-то спектакле, нашлись несколько стульев и даже обнаружилось окно за старыми плюшевыми портьерами. Она вымыла окно, постирала портьеры, поставила кресло-трон в углу комнаты, рядом с окном, а посередине комнаты — стол и стулья. Расчистила старый большой шкаф со множеством полочек, который оказался совсем новым, просто заброшенным и расставила на нем все интересные вещи, что она тут обнаружила: какие-то кубки, вазы, сувениры, картины, а так же развесила старые театральные костюмы, умело приведя их в полный порядок. А уж потом она разместила своих кукол и весь свой реквизит, которые так вписались в этот интерьер, что уже невозможно было и представить, что совсем недавно здесь было совсем по-другому...
Директриса, увидев такое преображение, была очень довольна и пригласила к себе в кабинет на беседу с чаепитием. Поговорили о том-сем и директриса решила,что надо ее оформлять на полставки, по-совместительству, руководителем кружка — вот эта комнатка за сценой и будет ее классом.
- Набирай детей и учи их, тому, что сама умеешь. Пару раз в неделю, часа по полтора, позанимайся с детьми, поучи их в свои куклы играть. Вот и будут у тебя помощники. Кружок так и назовем: «Детский кукольный театр». Я давно мечтала о таком. Помогу во всем. Лиха беда — начало! - решительно сказала директриса и дружески похлопала ее по плечу.
В тот же день она написала объявление о наборе в кружок «Детский кукольный театр» и вывесила его на доску объявлений Дворца культуры. Написала еще несколько небольших и расклеила по дороге домой — так научила директриса. А после очередного детского спектакля она вышла к первоклашкам и сказала им всем уже лично, своими словами:
- Дети! Кто из Вас хочет научиться выступать с куклами, как я - приходите ко мне на занятия в кружок. Желающие могут подойти и записаться прямо сейчас, у меня!

Глава 5 

Девочка

    Я в тот год заканчивала первый класс. Уже были освоены палочки-крючочки, выучен алфавит и счёт до ста. Буквы складывались в слова и мы сами, без посторонней помощи, умели писать,читать и считать.
После зимних каникул нас повели всем классом в местный Дом культуры «Строитель» на кукольный спектакль. Мы смотрели сказку «Про Зайчика и Лисичку» - как у Зайчика была избушка лубяная, а у Лисички — ледяная. Весной избушка Лисы растаяла и она стала проситься к Зайчику хотя бы хвостик погреть, а в итоге - сама забралась и стала жить, а Зайчика выгнала. Так жалко было Зайчика... Хорошая такая сказка. Куклы были, как живые артисты — они и смеялись, и плакали, и говорили на все голоса. Нам очень понравился этот кукольный спектакль. Мы долго хлопали и совсем не хотели уходить домой. Хотелось еще чего-то - хотя бы поговорить, обсудить!..
И вдруг, прямо перед сценой появилась такая маленькая девушка - сама как кукла, и спросила нас:
- Ребята, а есть ли у вас свои любимые герои сказок? Назовите их. Если они Вас услышат,то обязательно придут и что-нибудь расскажут!
Мы наперебой начали называть:
- Колобок! Бабка! Дедка! Буратино! Мальвина! Пьеро! Волк! Заяц! Медведь! Машенька!..
Она нас послушала и сказала:
- Молодцы! Как много сказочных героев Вы знаете. Очень хорошо. Ждите. Сейчас они придут к Вам!
И точно! Вскоре из-за ширмы выпрыгнул Волк и сказал:
- Я — Волчок, Серый бочок. Я сейчас Вам расскажу стишок!
И рассказал стих. А потом прикатился Колобок и спел песенку. Пьеро показывал нам фокусы с мячиком. Мальвина пела веселые песенки. Так здорово было и так интересно. Мы опять старательно хлопали во все ладошки, только бы представление продолжалось и продолжалось!
Но, к нашему большому сожалению, представление все же закончилось. На сцену снова вышла эта кукольная девушка и сказала нам, что набирает кружок, Детский кукольный театр — так он будет называться и что все желающие могут записаться у нее прямо сейчас.
Желающих набралось очень много: из трех наших классов записалось больше половины. А в классах у нас было человек по сорок, а то и сорок пять. Первое занятие назначили на среду, после уроков и попросили принести с собой тонкую тетрадку в клеточку и ручку, цветные карандаши для рисования.
Дома я долго не могла успокоиться от впечатлений и все рассказывала и рассказывала про удивительный кукольный театр, про кукол и эту маленькую молодую артистку, которая теперь будет и меня учить выступать с такими необыкновенными куклами. Еле меня угомонили в тот вечер. Я и во сне все мечтала и мечтала о волшебных куклах...
В среду на занятия я пришла самая первая. Бутерброды взяла с собой еще с вечера, чтобы не идти домой обедать, а сразу побежать в Дом культуры, на кружок!
Руководительница кружка, та самая маленькая девушка-артистка, внимательно  посмотрела на меня и спросила:
- Девочка! А тебя как зовут?
- Ирочка .
- Ирочка, а еще кто-нибудь придет?
Я кивнула головой, что означало «Да, придут». Ждали не долго и вскоре собралось человек двадцать пять — остальные передумали, наверное или родители не разрешили. Руководительница кружка радостно суетилась, рассаживая нас вокруг большого стола. Бегала сама за стульями к директору, усаживала каждого и говорила,что впредь все так и должны будут садиться, на свои места. Все долго шумели, возились и осматривались вокруг. Потом нам велели достать свои тетрадки и записать под диктовку название: Кукольный театр, поставить черточку и дописать напротив имя и отчество руководительницы. Все так шумели, а я так сильно волновалась,что не расслышала фамилию, а успела записать только имя и букву отчества. Думала, что и так все запомню. Имя я тоже сокращенно записала, оно длинное было и я полностью не успела, а переспросить постеснялась. Кажется, она была не то Марианна, не то Марьяна — и не расслышала толком в таком гвалте, да и сложное какое-то имя было, а отчество вообще не простое какое-то, мы таких и не знали до этого. Ну, как смогла, так и записала.
Затем мы рисовали Колобка и слушали, что нам рассказывала про этого сказочного героя наша руководительница. Она достала из своего большого старого сундука того самого Колобка, что нам песенки пел, только он был совсем не такой, как смотрелся со сцены и, вдобавок, молчал.
Руководительница взяла в руки какие-то верёвочки, одела их на пальцы и Колобок тут же заговорил и запрыгал! Мы от радости даже захлопали.
В конце занятий нас всех записали в журнал и она сказала:
- Ну, вот и познакомились. Теперь и я Вас всех знаю по именам. Мое имя-отчество вы тоже все записали, давайте еще раз проверим, как же меня зовут?
И она вопросительно посмотрела на меня. Я открыла первую страницу и увидела: «Кукол.Т. - Марья М» - то есть: кукол,точка, тэ,точка,тире,Марья,точка,мэ. Я и промямлила:
- Марья Мэ...
Она рассмеялась и переспросила:
- Как? Как? Ирочка! Повтори еще раз!
Я повторила вполне уверенно, подбодренная ее веселым расположением:
- Марьям!
Она заглянула ко мне в тетрадь, увидела сама мои каракули, радостно захлопала в ладоши и сказала:
- Точно! Точно. Про меня. Марьям я и есть. Марьям! Так и зовите меня все. Мне очень нравится и Вам будет легче запомнить и выговорить, чем Марианна Максимиллиановна! И даже Марианна Максимовна, если упростить. А тут — куда еще проще? Марьям и все тут!
Никто и не спорил. Ребята, те, что из моего класса, те хорошо знали, что я всем придумываю свои имена-прозвания или прозвища и что даже новенькие, придя в наш класс, сами просили, чтобы я им придумала их имя-прозвище. Мы так играли в свои игры, с тайными именами, которые знали только мы одни — так мы думали сначала, но все тайное становилось явным и многих уже звали не по их именам, а по прозвищам и все остальные. Я и сама не знала, как это у меня получалось так. Даже наша учительница, и та частенько называла нас, шутя, нашими же прозвищами. Вот и тут само собой как-то вышло, но она даже не обиделась, а наоборот, обрадовалась. Я успокоилась и перестала себя чувствовать неловко. А она, теперь уже - Марьям, помогала нам одеваться и весело напевала:
- Марьям-трям-трям! Марьям-трям-трям!! Марьям-Марьям! Трям-трям, трям-трям!!!

Глава 6

Кружок «Детский кукольный театр»

Так и начались наши занятия в кукольном кружке. Конечно, мы думали, что нам сразу выдадут кукол, научат, как ими крутить-вертеть, раздадут роли, как стихи в школе к празднику, мы их выучим и всё — сразу начнем выступать и все зрители будут нам хлопать, а кто-то даже и позавидует. Мы же артисты Детского кукольного театра!
Марьям сказала, что до выступлений еще далеко и попросила приносить нас из дома всякие мелочи,что родители разрешат: картонки,разную проволоку, ненужные коробки, пуговицы, нитки, клей, краску, старые вещи и даже муку.
- Кукол будем делать сами, каждый — свою. И будем учить сказку, обсуждать всех персонажей и их действия. Это все не просто - кукла должна вас знать и любить, как и вы ее. Вот когда сами сделаете свою куклу, своими руками — то и научитесь хорошо чувствовать ее, как живую.
И мы стали заниматься. Сначала слушали сказки, что читала нам Марьям, потом выбирали себе героев, кому какой ближе. Марьям нам помогала во всем разобраться, подсказывала. Сначала мы рисовали своих героев, как могли, как видели их в своем воображении, потом делали заготовки из картона или бумаги, из которых впоследствии собирали рисованных кукол, а потом уже с этими куклами разучивали роли. Еще надо было сделать и свою личную ширму — вот тут и пригодились все наши коробочки. Мы их склеивали друг с другом, наклеивая одну на другую, ждали, когда они просохнут и снова добавляли слой за слоем, пока не получали нужный размер. Марлей проклеивали сгибы, чтобы ширма не рвалась по швам. Когда ширма достигала нужного размера, то добавляли толщину добавочными слоями, чтобы она была основательнее и не падала. Когда были готовы куклы и ширмы, то из старых платьев мы сшили каждый свой занавес, а из проволоки сделали карнизы и прикрепили к ним наши занавесы. А куклам вместо глаз пришивали пуговицы, нос и рот рисовали. Клеили веревочки с обратной стороны, к соответствующим частям тела, а потом делали колечки на конце веревочки, которые и одевали себе на пальцы, чтоб управлять куклой. Марьям учила нас дергать за веревочки так, чтобы у кукол шевелились руки, ноги, голова.
Когда мы освоили картонных кукол, то Марьям объявила,что будем теперь делать кукол «на руку». Она лепила какое-то тесто с глиной, добавляла туда всякие порошки и еще что-то, только ей известное, а мы потом катали из полученной массы шарики, не подозревая, что это будущие лица и туловища наших кукол. Потом мы что-то клеили сверху — то марлю, то бумагу, то ткань, снова обмазывали тем же тестом и так несколько слоев. Варили клейстер и им промазывали слои ткани и бумаги. Из распущенных старых вязанных кофт и свитеров мы нарезали нитки и делали из них волосы своим куклам, а еще вязали одежду. Теперь мы знали, что ватой можно набивать сшитые из ткани трубочки и получатся руки или ноги. Так вот, от занятия к занятию, Марьям учила нас и шить, и вязать, и даже вышивать. Все предметы нужно было складывать в свои специальные коробочки, мешочки. Никогда не бросать иголки и булавки! Даже если на секунду — все равно надо воткнуть иголку в игольницу, которую мы тоже себе сами сделали своими руками. У нас появились свои сундучки — мы их изготовили из самых больших коробок, что довелось раздобыть дома. Особенно везло, если мама отдавала свою коробку от зимних сапог — такой хороший сундучок получался. Мы обклеивали коробку слоями ткани, чтоб сундучок был прочным. Вот в него мы и складывали потом , после занятий, свои творения и материалы.
С каждым занятием было все интереснее и интереснее. Занятия наши, конечно, длились не час или полтора, как детям положено — мы как приходили после школы, так и до вечера не могли разойтись, часто и домашние задания там же делали, а Марьям помогала нам и в этом. Бывало, что она сама нас и по домам разводила, если не заметим, как стемнеет. Все мы учились в параллельных классах и жили в соседних домах. Родители знали, что мы заняты хорошим делом и всячески нам помогали. Кто-то, да приходил к нам на занятия и тоже вместе с нами что-то шили, вязали, клеили, увлекаясь творением чего-либо, да и дома всегда помогали, чем могли. Теперь все знали,что нет бесполезных вещей — при изготовлении кукол в дело сгодиться все, что угодно.
К концу учебного года нас осталось человек пять — самых стойких. Остальные незаметно отсеялись, а мы и не расстроились.Марьям сказала, что это тяжелый труд и не всякий будет этим заниматься. Хорошо, что еще мы остались — она очень довольна, что у нее есть теперь помощники. Когда она сама давала представления, то разрешала нам помогать ей и мы очень гордились этим, ведь мы теперь сами понимали, как это не легко и ответственно.
В конце мая заканчивался учебный год и предстояли первые в нашей жизни летние школьные каникулы. К этому времени мы успели поставить свой кукольный спектакль, с которым выступили сначала на отчетном концерте в Доме культуры, а потом и в нашей школе. Каждый со своей куклой, изготовленной своими руками! Роли были небольшие, но очень важные для нас, ведь мы должны были понять главное — оживет наша кукла в наших руках и сможет ли ее принять зритель?
Спектакли прошли хорошо, нас хвалили учителя и родители, а те, кто бросил кружок — явно нам завидовали. А Марьям сказала, что мы прикоснулись только к самому началу и нам еще многому предстоит научиться. Но все же похвалила нас и мы были на седьмом небе от счастья.
После заключительного спектакля, что мы организовали в Доме Культуры для своих родственников и знакомых - было еще праздничное чаепитие. Мы накрыли свой большой стол в нашем классе, за сценой и всех позвали туда после спектакля. Было весело, радостно и совсем по-домашнему.
К нашему большому сожалению, кружок наш летом распускали на каникулы, до осени и начала учебного года. Нам предстояло все привести в порядок в нашем классе, что мы и сделали на следующий день. И попрощались с Марьям до осени.
Надо сказать при этом, что мы так привыкли к своей комнатке за это время, что она уже не казалась нам такой темной и неуютной, как в самом начале. Совсем не хотелось расставаться так надолго с такой привычной теперь для нас обстановкой. Теперь ведь комната была основательно обжита и наполнена нашей энергией, казалась нам такой родной и уютной, мы давно ее обустроили и теперь туда любили приходить все работники Дома Культуры. Директриса тоже частенько к нам заглядывала: посидит, послушает и тихонько, на цыпочках уходит, с радостной улыбкой на лице...

Глава 7

Директор Дома Культуры или С самого начала

Директор местного Дома Культуры Нина Макаровна — женщина серьезная, основательная и работу свою очень любит. И этот Дом Культуры тоже любит. А как не любить? Считай, полжизни отдала своему «Строителю»! Еще на целину приехала с мужем, когда только строительный поселок был. Жили в палатках, потом бараки построили. Молодые были, веселые! И тридцати лет тогда еще не было... Романтика! Сначала на стройке работали, потом ее библиотекарем перевели, после рождения первенца — в одной из комнат барака и организовали уголок просвещения для трудящихся, а она его возглавила. Так и увлеклась клубной работой, даже институт Культуры потом по направлению заочно окончила, с красным дипломом. Из барака людей стали переселять в строящиеся дома, а в этом самом бараке она и организовала первый клуб в их поселке, назвали соответственно - «Строитель»! Конечно, она и стала его директором и проработала там не одну пятилетку, пока детей вырастила и пока добилась строительства нового Дома Культуры. И ведь добилась! И построили прямо рядышком с клубом — бараком, под ее руководством опять-таки, чтоб не останавливать культурно-просветительный процесс в их маленьком, но теперь уже — городке. Барак еще использовали первые годы под склад, а потом снесли и на его месте сделали стадион. «Культура и спорт должны рядом, в ногу шагать!» - так говорила Нина Макаровна , уговаривая городские власти. Тоже уговорила. Стадион получился современный, много секций открыли разных, специалисты стали приезжать в город — все это с ее непосредственным участием происходило. Душу вкладывала во все, вот и любила свою клубную работу, вот и посвящала себя ей без остатка. Делом жизни стало все это для нее.
Много лет так и пролетело. И все было хорошо: центральное место в городе, все концерты и праздничные мероприятия проводились в ее «Строителе», начальство ничего не жалело — финансировали достойно. Все жители их города занимались в ею организованных кружках и секциях. Она всегда была в почете. Хорошо, одним словом, жили!
А потом город расстроился, разросся и стал областным центром. И построили в новом микрорайоне новый Дворец Культуры. Большой, современный. И Драматический театр там же открыли, на базе этого Дворца Культуры. И сразу для них все изменилось. Вся культурная жизнь города переместилась в новый культурный центр, а старенький Дом Культуры совсем теперь не баловали власти своим вниманием — так, что достанется от финансирования , тем и перебивались. Нине Макаровне предлагали перейти туда директором, но она не согласилась — не могла бросить свой Дом, корнями приросла, как говорят. На нее даже рассердились, вот и не балуют особо. Ремонт не мешало бы сделать, но власти денег не дают. Говорят, чтоб жили, как можем, а то и вообще закроют — снести грозились. Вот и не гневили судьбу, выживали, как получалось.
Конечно, много кружков и секций еще осталось — категорию удавалось подтверждать. Те, кто жили рядом и давно занимались — те так и продолжали ходить в свой родной Дом Культуры, что ее очень радовало. Кино ходили люди смотреть, лекции слушали. Особенно выручали танцевальные вечера для молодежи — посещаемость не падала и доход был стабильным. Тем и жили. Зимой — сначала лекция, потом кино, а потом стулья в сторону, к стене и - танцы! А летом — на открытой танцплощадке. Весь город ходил! Молодежь танцует до упаду свои умопомрачительные танцы под местный вокально-инструментальный ансамбль, а те, что не танцуют — вокруг обтянутой сеткой танцплощадки кругами ходят взад-вперед, вперед-назад... Те, что уже с колясками — катают своих детишек вокруг, вспоминая, как здесь же и познакомились или влюбились, а те, что еще постарше - тоже променад совершают, за детьми и внуками поглядывают, да свою молодость вспоминают...
В общем, работа у нее была налажена на должном уровне. Старалась Нина Макаровна и из-за любви и преданности к клубной работе и любимому делу, но еще и потому, что до пенсии хотелось бы доработать на своем привычном месте. Где потом работу искать, с чего начинать?..
Коллектив не очень большой остался, самые верные, все много лет вместе — сработались, как корнями срослись. Все знали и понимали друг дружку. Легко и свободно было им всем вместе в своем «Строителе», как в доме родном. Тут и все семейные торжества и праздничные даты отмечали — всем коллективом, все вместе.
Но время шло и все менялось. Открывались новые клубы в новых микрорайонах, строились школы, детские сады и прочие объекты социальной и культурной жизни города. Люди переезжали в новые дома, а их район стал совсем не респектабельным, как теперь говорили власти. Все меньше кружков и секций с каждым годом, все меньше преподавателей. Родители старались устроить своих чад в более престижные студии, ансамбли и спортивные школы. Преподаватели тоже стремились туда, где условия получше и зарплата повыше — в Новый этот Дворец Культуры теперь все шли ,как на праздник, но не к ней. Если кто и оставался работать, то только по совместительству, да по старой дружбе, разве что, не бросали.
А мечтала!.. И ансамбль народного танца, и народный хор, и театр свой... Увы! На полставки танцевальный кружок для детей, на ставку хор ветеранов, кружок кройки и шитья, чтецы и спортсмены... В общем, начальство требовало развития жанров, грозилось снести старый Дом Культуры и на его месте построить спортивный комплекс. На следующую пятилетку внесли в план города... Нет, не о спортивном комплексе мечтала директор Дома культуры, а о Детском Театре была ее заветная мечта!
Ну, а пока Нина Макаровна еще находила способы, как придумать что-то новенькое и начальство задобрить, да и сама судьба ей посылала подсказки и помощь.

Глава 8

Такая не случайная встреча

Вот, например, последний раз — вообще повезло несказанно. В школе, где внучка училась в первом классе, она смотрела вместе с детьми кукольный спектакль, по приглашению учительницы. Очень понравилась постановка, да и уровень очень профессиональный у артистов. Артисточки такие молоденькие, а такие умницы! Дети в восторге, хлопают во все ладошки, не отпускают.
- Так и что? Чего это они будут по школам разным бегать? Я их к нам в «Строитель» зазвала - пусть у нас выступают. - рассказывала потом Нина Макаровна своим коллегам-подчиненным, - С директорами школ, детсадов, интернатов, санаториев я уже договорилась. Будут к нам детей приводить на представления. У нас и сцена как раз подходит. И зал, что надо. Вот и славно! Все представления им расписала на полгода вперед, аж до летних каникул дети будут приходить на спектакли. И всем хорошо, всех все устраивает!
Нина Макаровна, окрыленная таким новым событием, с радостью помогала сама и всех работников подключила к процессу — только бы эти две артисточки не ушли от нее, только бы их не переманили в новый Дворец культуры! А то они могут, они такие...
К молодым артисткам присмотрелась: хорошие девчонки. Одна — местная знаменитость из Драматического театра, красавица, весь город афишами с ее изображением оклеен, почти во всех спектаклях прима. Говорят, талантливая, голос хороший и в кино уже пригласили сниматься. Нина Макаровна переживала, прекрасно понимая, что такая успешная актриса долго не задержится у нее в Доме Культуры — спектакли, съемки... А вот та, вторая — потянет ли одна? Эта девочка совсем неприметная, больно уж простая. Совсем серенькая мышка, хотя они из одного театра и даже подружки закадычные! Но так бывает, что все такое разное снаружи к друг другу и притягивается — значит, одинаково красивые внутри. Да, хорошая девчонка эта, скромная, трудолюбивая, хоть и со своими странностями — так это всем творческим людям свойственно. Такая точно будет работать, а не бегать с места на место. Такие люди умеют ценить добро и быть благодарными. Надо только ей условия получше создать.
Нина Макаровна придумала: "За сценой есть старая гримерка — костюмерная, давно уже там хлам один хранится и разобрать руки не доходят. Вот ,а эта девчушка сама все сделает, еще и рада будет! Приглашу-ка я ее чайку попить, вот и потолкуем обо всем..."
И потолковали, и чайку попили. Все получилось еще лучше, чем Нина Макаровна ожидала. Девчонка просто мастерица-волшебница! И такая ответственная оказалась. На редкость основательная такая и очень преданная своему делу, хоть и молоденькая совсем. Сирота уже, как выяснилось. Никого, кроме кукол, оставленных в наследство родителями, да этой вот красавицы-подружки — нет у нее. Но подружка-прима как-то быстро исчезла, у той другая жизнь.Разве что по-праздникам забегала, не забывала и тому были рады. Ну и ладно, главное — эта осталась. Эту серенькую мышку все работники сразу полюбили, как свою приняли, как всегда и была с нами. «Надо ей во всем помочь. Оформлю-ка я ее руководителем кружка на полставки, как совместителя, да еще смогу доплату провести за уборку класса — вот и ей будет хорошо, и нам. Показатели улучшатся, да и такого кружка, «Детский кукольный театр» - нет во всем городе! Нет даже в этом новом, хваленом Дворце Культуры. Так-то!!!» - говорила Нина Макаровна своим коллегам. Она очень была довольна и собой, и своей новой сотрудницей и тем, что теперь у них есть новое, интересное направление в работе, новое дело, о котором она давно мечтала.
Конечно, Нина Макаровна контролировала весь процесс создания кружка. Все подсказывала, за все переживала — пойдут ли дети? Зря переживала. Набрали сразу же, и по школам бегать не пришлось. На первом занятии вообще так много ребятишек пришло, что еле рассадили. Потом, конечно, отсеялись понемногу — да это нормально. Дети же всегда так — записываются во все кружки сразу, а потом выбирают, кому что больше по душе и по способностям. Вот и здесь не исключение, через месяц остались самые заинтересованные и увлеченные этим нелегким мастерством кукольного дела. А то, что это точно мастерство, а не просто кружок — Нина Макаровна сама воочию убедилась. Ходила на занятия, смотрела. Ох, не просто там все! Не просто на руку одеть готовую игрушку и говорить голосом персонажа — вовсе нет. Там все оказалось намного сложнее. И сама Нина Макаровна даже не подозревала о многих сложностях и тонкостях кукольного искусства, да и сама Марьям оказалась еще более талантливой в своем деле и во всем, за что только бралась, чем можно было и предполагать!

Глава 9

Марьям и Бусинка

- Ой, простите! Марьям? - рассмеялась от души Нина Макаровна, с гордостью и нежностью рассказывая своим коллегам, спустя полгода, на областной конференции руководителей клубных учреждений по обмену опытом работы, о своем любимом детище — кружке «Детский кукольный театр» и его руководителе — актрисе областного Драматического театра, Марианне Максимиллиановне Моисеевой.  Конечно, она - Марианна Максимиллиановна! С таким вот удивительно красивым именем и отчеством. А почему мы ее зовем Марьям? Я Вам с удовольствием расскажу, почему.
Прибегает она ко мне после первого же занятия — такая взбудораженная вся, веселая и давай меня кружить, да припевать: «Я — Марьям! Трям-трям! Я — Марьям! Трям-трям!» Вся сияет. Говорит мне:
- Представляете, Нина Макаровна, у меня одна девочка есть, Ирочка — славненькая такая девочка. Она еще самая первая пришла на занятия, за час до начала и меня искала. Помните? Глаза у нее такие большие, карие — прямо как бусинки. Так вот это она меня так и назвала — МАРЬЯМ! Это все, что она успела записать под диктовку, в начале занятия. Да другие вообще ничего не успели записать — а ну, попробуй мое имя-отчество выговорить! А с первого раза запомнить? Взрослый человек не всякий сможет, а тут дети. Я уже пыталась раньше себя и Мариной Максимовной называть и Марьей Максимовной — все равно путались все время, пока запомнят. А эта вот девочка, Ирочка, Бусинка моя — она все проблемы и решила. Говорит: « Марья Мэ, а потом — МАРЬЯМ!» Так вот меня все и зовите теперь Творческий псевдоним будет. Марьям и все тут!
Рассказала и убежала снова к своим куклам тогда, прям точно, как трям-трям. Я хохотала от всей души. Дети еще все, да и только, что она сама, что ее ученики. Вот так и стала она у нас Марьям, Марьяшей. Как будто всегда ею и была.
Так вот. Кукол наша Марьям сама делала. Это же надо так! Я предлагала заказать готовых в областной мастерской, но она отказалась. Сама целую мастерскую у себя организовала. От родителей мастерство по наследству у них, в их театральной династии, передается из поколения в поколение. Рецепты свои в строгости держала, но детишек очень многому научила. Они там с ней целыми днями пропадали, какие там три часа в неделю, как совместителю. Они живут всем этим! К ним и бабушки детишек приходят уже — шьют, вяжут, помогают во всем. Да и наши все втянулись в этот процесс — все из дома теперь тащат, что можно и нельзя. Вон, Марь Иванна наша любезная — вечером в кино народ пропустит и сидит на стульчике возле зала, куклам всякие разные одежки вяжет.
Да я сама стала помогать, машинку свою швейную, ручную, из дома принесла и строчу им, что попросят, как только чуть свободное время выдастся. А гримерку как она окультурила? Красота там и уют. Какая-то особая там атмосфера, скажу я Вам. Зайду к ним, посижу, поприсутствую — и прям душа радуется. Ожил наш Дом Культуры вместе с этим Детским театром Кукол и Марьям. Жизнь закипела по-новому. Только успеваем зрителей принимать. Дети очень охотно ходят на представления со всего города, даже не по одному разу. Марьям всему своих кружковцев учит: и кукол самим делать, и на выступлениях ей помогать. Ребятишки стараются, как хвостики за ней везде следом. И в школе хорошо учатся — у них там строго с этим, правила такие, чтобы никаких плохих отметок. Порой и уроки сама с ними учит. Прям как курочка с цыплятками, так и наша Марьяша со своими ребятишками. А они слушаются ее, стараются. А я то как довольна!
Вот, сделали уже новое представление, специально к концу учебного года, для отчетного концерта. С участием кукол,что кружковцы сами изготовили, под руководством Марьям. Приходили к нам методисты и из районного отдела народного образования, и из  научно-методического центра — все очень довольны остались. И праздник для родителей отдельно организовали перед каникулами — с показом представления, а потом — чаепитием с пирогами. Проводили ребятишек на каникулы, до осени. Все разъехались, кроме этой девчоночки ее, Бусинки, как она ее зовет. Ту на лето никуда не отправили, вот они вдвоем и занимаются целыми днями своими куклами. А я что? Я и тут подумала, позаботилась — не все же дети уезжают летом из города. Да и есть в самом городе и летние лагеря, и детские сады, которые не вывозят детей никуда, и санатории, и больницы — пусть дальше продолжают свои выступления. Хоть к нам в Дом Культуры приведут, хоть наш театр выйдет к зрителю — я все организую и проконтролирую. Хоть пару выступлений в неделю, так и то все довольны. Делом заняты, простоев нет. А уж как я довольна, как я довольна — и не передать! Так быстро и так серьезно — настоящий театр получился. И дети стали ответственнее, повзрослели как-то даже. Вот повезло мне встретить Марьям!
 Только вот, коллеги, боюсь я, что уедет наша Марьям! - сокрушалась Нина Макаровна, делясь с трибуны своими сокровенными переживаниями с теми, кто ее хорошо понимает в этом вопросе. - Три года почти отработала, как и положено. В своем театре она не прима, никто держать не будет. А у меня что? Вы сами знаете! Ставки маленькие, перспектив мало. Ну, оформлю я ее на полторы ставки. Доплаты какие-нибудь согласую. Но этого совсем недостаточно для молодого талантливого специалиста. Её куклы тоже больших затрат требуют. Мы, конечно, постараемся всячески заинтересовать, чтоб осталась. Комнату в общежитии поможем отдельную выбить, но большего не сможем. Вот и переживаю теперь, уговорю ли остаться? Такое ведь стоящее дело организовали. Она-то везде будет востребована со своим ремеслом, талантом и организаторскими способностями, а вот мы с чем останемся? У нас, как солнце ясное зайдет... Да и ребятишек жалко. Привязались они всей душой к ней, к Марьям! Таких самоотверженных энтузиастов кукольного театрального дела я не встречала раньше и вряд ли еще встречу в скором времени. Да, очень будет жаль, если уедет. Очень! Всех нас, а особенно — эту девочку Ирочку! Бусинку, как ее зовет Марьям...

Глава 10 или Эпилог

Марьям уехала обратно в свой город в конце августа. Там восстановили  Театр Кукол, где когда-то проработали всю свою жизнь ее родители и она сочла своим долгом служить в родном театре. Там был ее дом родной!
Нина Макаровна проработала еще много лет в своем Доме культуры «Строитель» и после пенсии.
Снесли его уже в перестроечные годы, а на его месте построили новый, современный Детский Театр Кукол. Нина Макаровна в городе была личность известная, уважаемая, вот к ней и прислушались, надо полагать. Добилась таки Нина Макаровна воплощения своей мечты. На открытии она была самым почетным гостем. Но она и тут не сидела без дела — выставку организовала: «Детский Кукольный Театр. Как все начиналось.» А потом к ней водили экскурсии перед спектаклями и она с удовольствием рассказывала свои удивительные истории о необыкновенных людях и куклах. Дети любили слушать про Марьям, Бусинку и их волшебных кукол-артистов. А Нина Макаровна знала все, ведь она стояла у истоков, а это теперь уже — история!
Я, та самая первоклассница Ирочка или Бусинка, как меня звала Марьям, окончила восемь классов и уехала учиться в другой город. С Марьям, после того, как она уехала, мы еще несколько лет переписывались, но потом переписка почему-то прекратилась и мы окончательно потерялись... Всю свою жизнь я помню Марьям, Нину Макаровну, Дом Культуры "Строитель» и то замечательное время. Через все годы я пронесла самые добрые и нежные чувства к Марьям, нашему кукольному кружку и самим этим необыкновенным и удивительным куклам. И свою, собственными руками сделанную, на тех самых занятиях кружка — я сохранила! Бусинка зовут...

2013г.


Рецензии
Здравствуйте, уважаемая Лидия! Прочитала Вашу интересную маленькую повесть о детском кукольном театре, и сразу вспомнила, как была с мамой на спектакле Луганского театра кукол"Хрустальный башмачок". Сказку о доброй девушке Золушке показывали в старинном здании филармонии. Потом театр кукол перевели в клуб Маяковского, а потом-в ДК Строителей(прямо как у Вас в повести). И, наконец, построили новое здание кукольного театра. Там я смотрела замечательный спектакль"Синяя птица" по сказке Метерлинка. Незабываемое впечатление. А мне посчастливилось поработать в Луганском государственном институте культуры и искусства. Спасибо Вам за радость, которую Вы доставили нам, читателям своей чудесной повестью о хороших людях. Всего Вам доброго!

Ирина Карпова 4   14.12.2021 21:16     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Ирина! Спасибо ща прочтение и столь искренний душевный отзыв! Мне радостно, когда люди находят что-то свое, близкое и понятное в моих историях. Конечно, образы собирательные, но именно это позволяет находить созвучия. Мне очень интересно было прочесть ваши воспоминания! С наилучшими,

Лидия Шатилова   16.12.2021 12:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.