Где еврею хорошо, глава 5

   Как-то позже, повзрослев, сидел Толя за столом в саду с лучшим печником села Иваном Мележиком по случаю окончания ремонта печки. В это время мимо шёл этот уже бывший бригадир, тренированным носом учуял, где может перепасть рюмка водки и постучал по калитке:
   
   - Можно зайти?
   
   - Заходите, Григорий Семёнович, - отозвался Толя.
   
   По тропинке шёл маленький, тощий человек. Толя смотрел на него, и как будто впервые видел: то ли он вырос, то ли Григорий Голодец усох, но вместо ухаря-орденоносца, героя войны он увидел человека с потухшим взглядом, на худом теле которого болтались рубашка с брюками.  Он сел за стол и уставился на бутылку самогона. Толя быстро наполнил рюмки и предложил выпить за новую печку.
   
   Выпили, закусили редиской с зелёным луком. Снова налили.  Между тем мама принесла зажаренную, ещё дымящуюся курицу. Гриша Голодец, уже давно не бригадир и давно отвыкший от подобных угощений, взял рюмку и скороговоркой произнес: «За тебя, Анатолий, и твою мать». Залпом выпил, и уже через пять минут его развезло так, что он свалился под стол. Его вытащили оттуда и положили под яблоню. А потом у Толи состоялся разговор с Иваном Мележиком.
   
   - Иван Петрович, - начал он, с трудом подбирая слова, - вы ведь всех в селе знаете. Скажите, кто мой отец, и какой он?
   
   Иван Петрович слыл человеком деликатным. Всю жизнь прожил один и любил водиться с соседскими пацанами. Умел не только печи строить, но и мастерить по дереву, в его мастерской было множество редких на то время инструментов. Пацаны настырно лезли в мастерскую, но он никого не выгонял, наоборот, показывал, как ими пользоваться. Его всегда выбеленная хата с резными ставнями притягивала завистливые взгляды соседей, внутри ее, на стенах, висели белоснежные, до скрипа наглаженные рушники, расшитые его же руками. Умелые руки приносили ему немалый доход, он даже по праздникам, в основном на День молодежи, делал широкий жест: давал каждому из ребят три рубля на мороженое. Но мог бы давать и больше: те ведь хитрые, догадывались, что у Мележика есть где-то запрятана кубышка с деньгами, и начали за ним следить.


Рецензии