Марш Прощание Славянки
Лучше оркестра ничто не может поднять дух,
воодушевить, придать силы.
Марш "ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ" - достояние России!
Писатель-маринист Николай Черкашин
Имя военного дирижера и композитора полковника Агапкина Василия Ивановича вписано золотыми буквами в скрижали мировой музыкальной культуры и военно-дирижерского искусства. Его неувядающий марш «Прощание славянки» знают и любят во всех бывших республиках СССР, Болгарии, Польше, Словакии, он звучит во Франции, Германии, Финляндии, Америке, Японии и даже в Африке.
В 1893 году Василий Агапкин потерял отца и мать, жил в крайней нужде с мачехой и младшими сестрами. Девятилетний Вася собирал подаяния и в Астрахани впервые увидел военный оркестр. Мальчишка был в восторге от военной формы, выправки, чеканного шага, блеска медных духовых инструментов. Он проследовал с оркестром до самых ворот военного городка 308-го резервного Царёва батальона .
Увидев в составе оркестра таких же мальчишек, как и он сам, Вася уговорил мачеху показать его капельмейстеру. Вскоре он стал воспитанником духового оркестра. Обладая абсолютным музыкальным слухом, корнетист Агапкин уже в десять лет выступал наравне со всеми, став через четыре года лучшим солистом-корнетистом полка.
В 1899 году юноша, уверовав в собственные силы состоявшегося музыканта, уехал на Кавказ, поступив в Аварский резервный пехотный батальон, находившийся тогда в портовом городке Петровске (ныне Махачкала), где стал получать небольшое жалованье оркестрового трубача.
В 1900 году Агапкин находился в Грозном, служа солистом оркестра 82-го пехотного Дагестанского полка. Уже в следующем, 1901 году, его пригласили в армянский город Александрополь (он же позднее Ленинакан, он же впоследствии Гюмри), где он служил в оркестре 45-го драгунского Северского полка, получая более солидное жалованье в 30 рублей. А затем были ещё и 43-й, и 16-й драгунские полки…
В 1906 году Василия Агапкина призвали в армию, где он попал в дислоцировавшийся в Тифлисе Тверской драгунский полк.
По окончании службы в декабре 1909 года Василий уехал в ТАМБОВ для поступления в музыкальное училище. 12 января 1910 года он был зачислен штаб-трубачом в 7-й запасный кавалерийский полк , а с осени 1911 года без отрыва от службы стал заниматься в классе медных духовых инструментов Тамбовского музыкального училища.
25 сентября (8 октября по новому стилю) 1912 года началась Балканская война, когда союз Болгарии, Греции, Сербии и Черногории восстал против Османской империи, вытеснив в итоге Турцию с Балканского полуострова. Естественно, судьба братьев - славян нашла свой отклик в сердцах Российских граждан: родственники воинов 122-го Тамбовского пехотного (мушкетёрского) полка, сражавшихся в ходе Русско-Турецкой войны 1877—1878 годов, горячо сопереживали братским народам в их борьбе с турками . На Балканы отправлялись русские добровольцы. Нет ничего грустнее расставаний — какая печальная, но вместе с тем торжественная атмосфера царит при этом…
Охваченный всеобщим порывом, Агапкин пишет марш .
Имея фортепианный клавир на руках, Василий Иванович отправился в Симферополь к Якову Богораду, который к тому времени был не только известным капельмейстером и композитором, но и книгоиздателем. Исполнив своё произведение на трубе, Агапкин произвёл впечатление. Сделавший сотни оркестровок, опытный музыкант Богорад , несмотря на нарушение Агапкиным канонов маршевой музыки, помог довести до логического завершения работу молодого композитора . Кроме того, Богорад издал в симферопольской типографии первые сто экземпляров нот марша. Они назвали этот марш "Прощание славянки", и на сохранившейся до сего дня обложке первого издания значится: «„Прощание славянки“ — новейший марш к событиям на Балканах. Посвящается всем славянским женщинам. Сочинение Агапкина 1912г.».
Первое публичное исполнение марша состоялось осенью 1912 года в ТАМБОВЕ на строевом смотре полка, в котором служил Василий Иванович. В считанные месяцы марш приобрёл невероятную популярность.
Особенно к месту и ко времени марш «Прощание славянки» пришёлся на начало 1-й Мировой войны — он исполнялся не только русскими военными оркестрами, но и оркестрами стран Балканского союза и Европы. Летом 1915 года в Киеве вышла первая грампластинка с записью марша , начинание подхватили фирмы грамзаписи Москвы и Петербурга, а затем и других крупных российских городов .
В 1915 году Василий Агапкин был удостоен звания военного капельмейстера, однако вступить в эту должность он смог только после Февральской революции 1917 года.
С приходом Советской власти в Тамбов в 1918 году Агапкин сомневался недолго — в июле он вступил в ряды Красной Армии, попав капельмейстером в Красный гусарский Варшавский полк, и уже осенью того же года отправился на Южный фронт, а позднее и на Юго-Западный.
В 1920 году Василий Иванович был вынужден по болезни вернуться в Тамбов, где он попал в эпицентр Антоновского восстания . Сохранить ему жизнь удалось только тогда , когда его жена Ольга доказала , что он был автором известного на всю страну марша, к которому и у красных, и у белых уже были свои тексты.
В 1922 году Агапкин возглавил в Москве оркестр 117-го особого полка ОГПУ. Этот оркестр в 1924 году принимал участие в похоронах Ленина. В 1928 году Агапкин организовал духовой оркестр из беспризорников, многие из которых стали впоследствии профессиональными музыкантами. В 1938 году его пригласили участвовать в работе по усовершенствованию боя часов на Спасской башне Кремля. Василий Иванович успешно с правился с важным заданием.
Великая Отечественная война застала интенданта 1-го ранга Василия Агапкина начальником духовых оркестров Отдельной мотострелковой дивизии особого назначения . 57-й летний композитор и дирижёр зарекомендовал себя как отменный руководитель и профессиональный музыкант. В начале войны ему выпала важная историческая миссия. Именно Агапкину на параде 7 ноября 1941 года поручили дирижировать сводным военным оркестром на Красной площади в Москве. Осенью 41-го советское правительство оставило Москву. Временной столицей стал тыловой Куйбышев. Были заминированы все жизненно важные объекты: водозаборы, мосты, электростанции, заводы. Они должны были взлететь на воздух. И вот в эти дни советское правительство принимает решение - провести парад на Красной площади. Трудно недооценить значение этой акции - она стала своеобразным «моментом истины»: доказательством того, что Москва живет и сдаваться не собирается...
Вот как Агапкин В. И. вспоминал об этом (из рукописи его воспоминаний о параде):
«2 ноября 1941 года меня вызвал к себе командир дивизии и сообщил, что я должен явиться к коменданту города генералу Синилову.
– 7 ноября на Красной площади состоится парад войск, – объяснил Синилов, когда я явился к нему. – Правительство возложило на вас руководство сводным оркестром гарнизона, который нужно для этой цели организовать из числа находящихся в Москве оркестров. Предупреждаю: необходимо, чтобы ни один музыкант не знал цели репетиции, так как это совершенно секретно! Где вы проведете репетиции и какого числа, ведь времени осталось мало?
– Мне необходимо не менее двух дней, – ответил я, – прошу вас провести репетиции в казармах…»
Первую репетицию назначили на 4 ноября. В манеже, в Хамовниках, музыкантов собралось столько, что глазам больно было смотреть: человек двести. Многие, усмотрев в завесе таинственности особый знак, пришли во всеоружии: с винтовками, гранатами, противогазами.
— Это еще что такое? — зашумел маршал Буденный. Вместе с комендантом города он решил лично проверить, как идет подготовка. — Оружие оставить. Ваше оружие — музыкальные инструменты.
И пока музыканты строились, маршал отвел Агапкина в сторону:
— Что намерены играть?
Василий Иванович протянул ему репертуар. Бывший конник внимательно прочитал, шевеля губами, точно проговаривая названия про себя. Наконец сказал:
— Оставьте вот эти... Остальные не надо…
Выбор Буденного пал на четыре марша. Был среди них и марш «Прощание славянки».
6 ноября состоялась третья, последняя репетиция сводного оркестра.
7 ноября Парад проходил точно по намеченному плану. Под звуки маршей шагали по брусчатке колонны бойцов, громыхали расчехленные танки. Сводный оркестр под управлением Василия Агапкина исполнил марши «Парад» и «Ленинский призыв» С.А. Чернецкого, старинные русские марши «Герой» и «Кавалерийская рысь».
По сценарию, после прохождения войск Агапкин должен был увести оркестр назад, к ГУМу, чтобы освободить дорогу кавалерии, но... Из воспоминаний В.И. Агапкина: «Раздалась команда командующего парадом «Смирно!». По исполнительной команде «Марш!» я дал знак играть марш «Парад». Звук марша точно совпал с первым шагом под левую ногу передней шеренги. ( Этот момент самый нервный для дирижера). Оставалось еще одно опасение – не отказали бы играть инструменты. Я напряженно наблюдал за проходившими частями, не идет ли какая из них под правую ногу. Нет! Все в порядке. Было особенно страшно, когда оркестр переходил с марша на марш. Так как изменение звука и характеристики новой темы могло сбить движение и некоторые солдаты могли инстинктивно сменить ногу. Но этого не случилось. Стрелковые части прошли, пора было отводить оркестр к ГУМу, чтобы дать место кавалерии. Я хотел было шагнуть со своей подставки, а ноги не идут - сапоги примерзли к помосту. Я попытался шагнуть более решительно, но подставка пошатнулась. Ну, думаю, беда. Сейчас я упаду, и враг будет злорадствовать, что на параде большевиков капельмейстер так перестарался, что даже свалился с «вышки». Что делать? Прохождение пехоты уже заканчивается. Задержу кавалерию, получится заминка, а я не могу даже крикнуть - губы замерзли не шевелятся. Жестом никого не подзовешь: любой мой взмах на виду у всего оркестра может быть истолкован как дирижерский приказ. Спасибо капельмейстеру Стейскалу . Он догадался и быстро подбежал к подставке. Я нагнулся, рукой оперся на его плечо и отодрал сапоги от подставки" ...
24 июня 1945 года в Москве состоялся Парад Победы. 1400 музыкантов сводного военного оркестра играют для победителей. Дирижирует сводным оркестром генерал Чернецкий . В многоголосии звучит и оркестр Агапкина . Фанфаристы подали сигнал к началу парада: «Слушайте все!»…и сотни барабанщиков выбивали дробь, когда знамена вермахта швыряли на брусчатку.
После парада Агапкин стал заместителем главного военного дирижера Красной Армии С.А. Чернецкого – автора ряда известных маршей.
В отношении исполнения марша "Прощание славянки" на парадах 1941 и 1945 годов существует другая версия . Как часто бывало в СССР этот марш не был официально запрещён , но поскольку он исполнялся и в Добровольческой армии , то на радио он никогда не звучал - существовал негласный запрет на его трансляцию . Все сцены из многочисленных фильмов , где бойцы отбывают на фронт или прибывают с фронта под звуки этого марша , вымысел киношников . Однако , маршу "Прощание славянки" повезло . В 1957 году режиссёр Михаил Калатозов при съёмке фильма "Летят журавли" в сцене проводов героя на фронт использовал мелодию марша . Фильм получил приз Каннского кинофестиваля и марш Агапкина В. И. "Прощание славянки" вместе с фильмом становятся всемирно известными - это было второе рождение марша .
Образцовый оркестр , которым дирижировал Агапкин В. И. , часто выступал в московском саду «Эрмитаж», выезжал на гастроли, участвовал в парадах на Красной площади, в воздушных парадах в Тушине.
Всего Василий Иванович прослужил военным музыкантом 61 год. В 1955 году был вынужден уйти в отставку - в архивах НКВД сохранился донос на музыканта, датированный 1953 годом , сделанный замполитом его же оркестра. С этого времени и до 1964 года он практически постоянно проживал на даче в городе Хотьково, в небольшом доме, выделенном ему государством. Здесь он занимался композиторской работой, принимал учеников.
В феврале 1964 года Василий Иванович отметил свое 80-летие .
Умер Василий Иванович Агапкин 29 октября 1964 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище . На скромном памятнике-стеле высечены начальные такты марша «Прощание славянки», а выше слова: «Дирижер-композитор, полковник Василий Иванович Агапкин. 1884–1964».
Память
Некоторые вещи музыканта, в том числе и его ставшая легендарной труба, как бесценная реликвия, были переданы в Центральный музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе.
В ТАМБОВЕ открыт памятник композиторам Василию АГАПКИНУ и Илье ШАТРОВУ.
Именем Василия Агапкина названа улица в ТАМБОВЕ .
В г. Михайлов Рязанской области установлен бюст В. И. Агапкина.
Детская школа искусств имени Агапкина в г. Михайлов Рязанской области.
В г. Хотьково Московской области установлена мемориальная доска В. И. Агапкину.
В МОСКВЕ на Белорусском вокзале установлена скульптурная композиция «ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ».
Марш и сегодня гремит в дни народных гуляний и на торжественных концертах, звучит с грампластинок и магнитных лент. Такты старого русского марша отбивали в ладоши парижане, когда бывший оркестрант В. Агапкина, ставший народным артистом РСФСР генерал-майор Н. Назаров дирижировал в парке Тюильри первым Отдельным показательным оркестром Министерства Обороны СССР.
Музыка боевого легендарного марша звучала и звучит во многих радиопередачах и кинофильмах и воскрешает тот особый душевный подъем, присущий людям в дни испытаний. Известен эпизод из кинофильма режиссера Хотиненко «72 метра» (отказ моряков от принятия украинской присяги).
В одной из частей морской авиации есть традиция: на особо важные задания ракетоносцы поднимаются в воздух при развернутом на аэродроме Знамени части и под трубные звуки «Прощания славянки».
Марш этот давно уже вышел из сферы военной жизни. Им встречали и провожали в не столь давние времена китобойные флотилии и трансокеанские лайнеры, эшелоны с целинниками и студенческими строительными отрядами, под него уходили пассажирские поезда из Бреста и Севастополя…
В наши дни под звуки марша «Прощание славянки» отправляются в рейс:
1. Фирменный поезд «ТАМБОВ» (Тамбов-Москва).
2. Фирменный поезд «Россия» из Владивостока в Москву
и ещё три десятка маршрутов .
Также под звуки марша с вокзалов отправляются эшелоны с новобранцами России, убывающими к месту несения службы.
Под звуки марша в советские времена существовала (и в наши дни во многих воинских частях существует) традиция провожать домой военнослужащих , отслуживших срочную службу.
«Прощание славянки» — одно из наиболее узнаваемых музыкальных произведений России и одна из главных мелодий Российской армии.
Марш с текстом Митрофанова А. М. является гимном Тамбовской области
(принят Думой области в феврале 2007 года)
Музыка Агапкина В.И. Марш "Прощание славянки",
слова Митрофанова Александра Михайловича
На просторах бескрайних и синих,
Где березы любуются Цной,
В самом сердце великой России
Ты раскинулся край наш родной.
Полыхали зловеще зарницы,
Но в историю грозных веков
Ты вписал своей славы страницы,
Честь, свободу, храня от оков.
Припев:
Тамбовский наш край,
В веках процветай!
Ты славен людьми,
Храни, Господь, тебя, храни!
И пусть летят года,
Ты с нами, наш край, навсегда.
Здесь родились мы,
И с этим краем
У нас на всех одна судьба.
Здесь родились мы,
И с этим краем
У нас на всех одна судьба.
Тамбовский наш край,
В веках процветай!
Ты славен людьми,
Храни, Господь, тебя, храни!
С пульсом Родины шаг свой сверяя,
Край любимый наш смотрит вперед,
Славу верных сынов умножая,
Твердой поступью к счастью идет.
Пусть заметнее будут успехи,
Хорошеет любимый наш край,
На земле благодатной вовеки
Цветом яблонь своих расцветай.
Тамбовский наш край,
В веках процветай!
Ты славен людьми,
Храни, Господь, тебя, храни!
И пусть летят года,
Ты с нами, наш край, навсегда.
Здесь родились мы,
И с этим краем
У нас на всех одна судьба.
Здесь родились мы,
И с этим краем
У нас на всех одна судьба.
Тамбовский наш край,
В веках процветай!
Ты славен людьми,
Храни, Господь, тебя, храни!
В Болгарии «Прощание славянки» гремит на парадах в Софии и на выпусках в офицерских училищах.
В Германии этот марш известен под названием «Разговор с фронтовым товарищем». Немцы считают, что в основе его мелодии лежит старинный прусский марш.
Родные мотивы слышат в нем чехи и словаки.
И, конечно же, сербы. Ведь походный марш был написан для них…
Польские партизаны - антифашисты уходили в леса и горы под боевую песнь сложенную на мотив «Славянки» – «Расшумялися вежбы плаченцы.» – «Расшумелись плакучие ивы…».
В Израильской армии под звуки марша поют на иврите текст А. Федотова : "Этот марш не смолкал на перронах..."
Известно множество стихотворных вариантов марша «Прощание славянки»: белогвардейские «По неровным дорогам Галиции» , «Вспоили вы нас и вскормили», ; «Снова даль предо мной неоглядная» А. Галича; «Этот марш не смолкал на перронах» В. Федотова; «Наступает минута прощания» В. Лазарева , "Встань за Веру, Русская Земля!" А. Мингалёва и другие.
РАЗЛИЧНЫЕ ВАРИАНТЫ СЛОВ НА МУЗЫКУ МАРША "ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ"
(1914-1915годы, Первая мировая война)
По неровным дорогам Галиции,
Поднимая июльскую пыль,
Эскадроны идут вереницею,
Приминая дорожный ковыль.
Прощай, Россия-мать!
Уходим завтра в бой.
Идем мы защищать
Твои границы и покой!
Раскаленные жерла, фонтаны огня,
В наступленье идет эскадрон.
По траншеям, позициям, вражьим тылам
Раздается наш сабельный звон.
ПЕСНЯ ДОБРОВОЛЬЦЕВ СТУДЕНЧЕСКОГО БАТАЛЬОНА
(1914-1915годы, Первая мировая война, Гражданская война - Белая Добровольческая армия)
Вспоили вы нас и вскормили,
Отчизны родные поля,
И мы беззаветно любили
Тебя, Святой Руси земля.
Припев:
Теперь же грозный час борьбы настал,
Коварный враг на нас напал,
И каждому, кто Руси сын,
На бой с врагом лишь путь один.
Приюты наук опустели,
Все студенты готовы в поход.
Так за Отчизну, к великой цели
Пусть каждый с верою идёт.
Мы дети отчизны великой,
Мы помним заветы отцов,
Погибших за край свой родимый
Геройскою смертью бойцов.
Пусть каждый и верит, и знает,
Блеснут из-за тучи лучи,
И радостный день засияет,
И в ножны мы сложим мечи.
СИБИРСКИЙ МАРШ
(1914-1915годы, Гражданская война - Сибирская Народная армия)
Вспоили вы нас и вскормили,
Сибири родные поля,
И мы беззаветно любили
Тебя, страна снега и льда.
Теперь же грозный час борьбы настал, настал,
Коварный враг на нас напал, напал.
И каждому, кто Руси — сын, кто Руси — сын,
На бой с врагом лишь путь один, один, один...
Мы жили мечтою счастливой,
Глубоко Тебя полюбив,
Благие у нас все порывы,
Но кровью Тебя обагрим.
Вперед, вперед, смелее...
Сибири поля опустели,
Добровольцы готовы в поход.
За край родимый, к заветной цели,
Пусть каждый с верою идет, идет, идет...
Мы знаем, то время настанет,
Блеснут из-за тучи лучи,
И радостный день засияет,
И вложим мы в ножны мечи.
Теперь же грозный час борьбы настал, настал,
Борьбы за честь, борьбы за светлый идеал,
И каждому, кто Руси — сын, кто Руси — сын,
На бой кровавый путь один, лишь путь один...
Слова А.ФЕДОТОВА
Этот марш не смолкал на перронах,
Когда враг заслонял горизонт.
С ним отцов наших в дымных вагонах
Поезда увозили на фронт.
Припев:
И если в поход
Страна позовёт,
За край наш родной
Мы все пойдём в священный бой!
Он в семнадцатом брал с нами Зимний,
В сорок пятом шагал на Берлин.
Поднималась с ним в бой вся Россия
По дорогам нелёгких годин.
Шумят в полях хлеба,
Шагает Отчизна моя
К высотам счастья,
Сквозь все ненастья
Дорогой мира и труда.
Слова АЛЕКСАНДРА ГАЛИЧА
Снова даль предо мной неоглядная,
Ширь степная и неба лазурь.
Не грусти ж ты, моя ненаглядная,
И бровей своих темных не хмурь!
Припев:
Вперед, за взводом взвод,
Труба боевая зовет!
Пришел из Ставки
Приказ к отправке -
И, значит, нам пора в поход!
В утро дымное, в сумерки ранние,
Под смешки и под пушечный бах
Уходили мы в бой и в изгнание
С этим маршем на пыльных губах.
Не грустите ж о нас, наши милые,
Там, далеко, в родимом краю!
Мы все те же - домашние, мирные,
Хоть шагаем в солдатском строю.
Будут зори сменяться закатами,
Будет солнце катиться в зенит
- Умирать нам, солдатам, солдатами,
Воскресать нам - одетым в гранит.
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ АВТОРСКИЙ ТЕКСТ В.ЛАЗАРЕВА
Наступает минута прощания,
Ты глядишь мне тревожно в глаза,
И ловлю я родное дыхание,
А вдали уже дышит гроза.
Дрогнул воздух туманный и синий,
И тревога коснулась висков,
И зовет нас на подвиг Россия,
Веет ветром от шага полков.
Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Прости-прощай, прости-прощай...
Летят, летят года,
Уходят во мглу поезда,
А в них солдаты.
И в небе темном
Горит сочувствия звезда.
Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Прости-прощай, прости-прощай...
Лес да степь, да в степи полустанки.
Повороты родимой земли.
И, как птица, прощанье славянки
Все летит и рыдает вдали.
Овевает нас Божие Слово,
Мы на этой земле не одни
И за братьев, за веру Христову
Отдавали мы жизни свои.
Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Не все из нас придут назад.
Летят, летят года,
А песня? ты с нами всегда:
Тебя мы помним,
И в небе темном
Горит сочувствия звезда.
Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Дай Бог вернуться нам назад.
ВАРИАНТ 1
Наступает минута прощания,
Ты глядишь мне тревожно в глаза,
И ловлю я родное дыхание,
А вдали уже дышит гроза.
Дрогнул воздух, туманный и синий,
И тревога коснулась висков,
И зовет нас на подвиг Россия,
Веет ветром от шага полков.
Припев:
Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Прости-прощай, прости-прощай...
Летят, летят года,
Уходят во мглу поезда,
А в них - солдаты.
И в небе темном
Горит солдатская звезда.
А в них - солдаты,
И в небе темном
Горит солдатская звезда.
Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Не все из нас придут назад...
Лес да степь, да в степи - полустанки.
Свет вечерней и новой зари -
Все пройдет, но "Прощанье славянки",
Ты гори в моем сердце, гори!
Нет, не будет душа безучастна -
Справедливости светят огни.
За любовь, за славянское братство
Отдавали мы жизни свои.
ВАРИАНТ 2
Наступает минута прощания,
Ты глядишь мне тревожно в глаза,
И ловлю я родное дыхание,
А вдали уже дышит гроза.
Дрогнул воздух туманный и синий,
И тревога коснулась висков,
И зовет нас на подвиг Россия,
Веет ветром от шага полков.
Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Прости-прощай, прости-прощай...
Летят-летят года,
Уходят во мглу поезда,
А в них - солдаты,
И в небе темном
Горит солдатская звезда.
А в них - солдаты,
И в небе темном
Горит солдатская звезда.
Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Прости-прощай, прости-прощай...
Лес да степь, да в степи полустанки.
Свет вечерней и новой зари -
Не забудь же прощанье Славянки,
Сокровенно в душе повтори!
Нет, не будет душа безучастна -
Справедливости светят огни...
За любовь, за великое братство
Отдавали мы жизни свои.
Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Прости-прощай, прости-прощай...
Летят-летят года,
А песня - ты с нами всегда:
Тебя мы помним,
И в небе темном
Горит солдатская звезда.
Тебя мы помним,
И в небе темном
Горит солдатская звезда.
Прощай, отчий край,
Ты нас вспоминай,
Прощай, милый взгляд,
Прости-прощай, прости-прощай...
Марш "ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ" - КОМПОЗИТОР: АГАПКИН В.И.
АВТОР ТЕКСТА : АЛЕКСАНДР МИНГАЛЕВ
Встань за Веру, Русская Земля!
Много песен мы в сердце сложили,
Воспевая родные края.
Беззаветно тебя мы любили,
Святорусская наша земля.
Высоко ты главу поднимала -
Словно солнце твой лик воссиял.
Но ты жертвою подлости стала -
Тех, кто предал тебя и продал!
И снова в поход!
Труба нас зовет!
Мы все встанем в строй
И все пойдем в священный бой.
И снова в поход!
Труба нас зовет!
Мы все встанем в строй
И все пойдем в священный бой.
Встань за Веру, Русская Земля!
Ждут победы России святые.
Отзовись, православная рать!
Где Илья твой и где твой Добрыня?
Сыновей кличет Родина - мать.
Под хоругвии встанем мы смело
Крестным ходом с молитвой пойдём,
За российское правое дело
Кровь мы русскую честно прольем.
И снова в поход!
Труба нас зовет!
Мы все встанем в строй
И все пойдем в священный бой.
И снова в поход!
Труба нас зовет!
Мы все встанем в строй,
И все пойдем в священный бой.
Встань за Веру, Русская Земля!
Все мы - дети великой Державы,
Все мы помним заветы отцов.
Ради Родины, Чести и Славы
Не жалей ни себя, ни врагов.
Встань, Россия, из рабского плена,
Дух победы зовет: в бой, пора!
Подними боевые знамена
Ради Веры, Любви и Добра!
И снова в поход!
Труба нас зовет, нас зовет!
Мы встанем в строй, в строй,
Мы встанем в строй, в строй,
И все пойдем в священный бой.
Мы встанем в строй, в строй,
Мы встанем в строй, в строй,
И все пойдем в священный бой.
Свидетельство о публикации №219112101272