Продолжение 14

В Одессу приезжали мы с Богодаром Которовичем, когда начали играть дуэтом. Помню, играли в старинном особняке «Дом Толстого». Много было преподавателей из консерватории. Наша программа: Никколо Паганини, Мануэль де Фалья, «Испанская народная сюита» Мирослава Скорика. Накануне второго концерта Михаил Божий нас пригласил на обед. Его жена Ольга Петровна дала нам немного настойки «Золотого корня». Сказала, что это тонизирующий напиток. Богодар попросил добавки, но она сказала: «А не многовато? У вас же вечером концерт». Богодар сказал, что это не опасно – концерт мы играем в любом состоянии.

Мы почувствовали какой  то прилив энергии. И на концерте играли в таких бешеных темпах, что к нам можно было применить термин Олега Крысы – «уголовно быстро». Преподаватели консерватории были поражены – играли совсем другие исполнители.

Созданию дуэта Которович – Полухин способствовал я. Когда Которович приехал из Италии, где участвовал в конкурсе Паганини и стал лауреатом, заняв второе место. Об этом сообщалось в украинских газетах. Я пришёл в консерваторию, где он преподавал. Показал ноты «Сонаты для скрипки и гитары» Никколо Паганини и предложил поиграть. Он неохотно согласился репетировать. Подготовили одно отделение. В состоявшемся концерте в зале филармонии первое отделение Которович играл с фортепиано, а второе со мной. Публика сонаты приняла восторженно. Красивые итальянские мелодии, виртуозное исполнение сделали своё дело. Богодар увидел, что это новое и перспективное дело. Мы переиграли Паганини всё, что было издано у нас. Играли в во всех столицах СССР и за рубежом. Записали пластинку. Высокой была оценка в США. «Это наилучшая запись Паганини, осуществлённая, когда  либо», – писал журнал «Гитар  Ревью».

Кто то может подумать, что все выдающиеся музыканты ведут аскетический образ жизни. Не пьют, не гуляют, с утра до вечера не выпускают из рук инструменты и только музыка в их головах. Это не так. Мы с Богодаром были молоды и для нас ничто человеческое было не чуждо.Случались и курьёзные случаи. Играли мы в музыкальной школе после обеда в ресторане. Сыграли одну сонату, я говорю Богодару: «У меня расстройство желудка», и побежал в туалет. Он играет часть сюиты Баха сам. После, он побежал. Я играю сам романс Паганини для гитары соло. Бегаем по очереди весь концерт. После к нам подошли преподаватели и спрашивают: «На афише написано „играет дуэт“, а играли больше соло?» Когда мы им рассказали причину, они смеялись.
 
Как то играли мы в Владивостоке. К нам на концерт пришёл гитарист Алексей МихайлОвич и пригласил к себе домой. Хороший дом, а в квартире расхаживает большой красный петух. «Вместо часов», – сказал Алексей. На другой день концерт в санатории. После концерта познакомились с девушками и пригласили на ужин. Рано утром у нас самолёт в Советскую гавань, а я чувствую, что не протрезвел. Богодар говорит: «Когда в аэропорту тебя будут что то спрашивать – не отвечай, только кивай головой. Да или нет. Если ответишь – они поймут, что ты пьян и в самолёт не пустят». Приехали в аэропорт. Полно людей, была задержка рейсов из за погоды. Мы подходим с билетами ко входу. Люди кричат: «Не пускайте их – они пьяные». Стоит милиционер, рыжий детина и спрашивает: «Гитарист?» Я кивнул головой. «Люблю гитару – проходи». Люди кричат: «Он пьян!». Он им в ответ: «Замолчите, когда вы видели трезвого артиста?».

Уже не помню, в каком то городе на Севере России давали мы концерт в зале филармонии. К Богодару накануне в номер приходила любительница скрипки для общения с народным артистом. Гостиница была недалеко от филармонии, и я заранее пришёл туда, чтобы порепетировать. Пришёл Богодар – весёлый, наверное, вечер удался. Начали играть. Первый же виртуозный пассаж Богодару не удался. Второй –та же картина. Я ему говорю: «Уходи, я сам доиграю». Обращаюсь к публике и говорю: «У вас в зале очень холодно. Скрипач не в состоянии играть. Я буду играть для вас соло». У меня была такая программа, игранная годами, что разбуди, я и без подготовки сыграю.

Мы отыграли концерт в Кемерово. Следующий в Норильске. Прямого рейса нет, только через Красноярск. Послал я телеграмму в филармонию Красноярска, чтобы нам купили билеты в Норильск. Была зима. Прилетели в Красноярск. Администратор – мужчина без ноги говорит: «Извините, не успел купить вам билеты на сегодня. Завтра полетите». Он нас поселил в гостинице. Мы его пригласили в ресторан и на другой день вылетели в Норильск. В аэропорту узнали, что рейс, которым мы должны лететь вчера, разбился при посадке.

Играли концерт в музыкальной школе, добирались, наверное, полчаса. Метель и сильный ветер сдувал с ног. После концерта преподаватели нас пригласили в ресторан. Спрашивали: «За какие провинности вас сюда сослали?». Я говорю, что мы из Киева, а «Союзконцерт» знает, что украинцы безотказные. Попробуй – откажись! И на два года тебе не запланируют концерты.

Летом, когда концертный зал киевской филармонии закрыт, дирекция устраивает концерты камерной музыки в музеях, в картинных галереях, в церквах, которые имеют историческую ценность и открыты для туристов. Мне устроили концерты в музее Андреевская церковь – памятник архитектуры восемнадцатого столетия, архитектор Растрелли. Я сыграл три программы подряд. Это было в 1983 году.
Испанская музыка:
– Луис Милан. «Три паваны».
– Гаспар Санз. «Старинные испанские танцы».
– Фернандо Сор. «Вариации на тему Моцарта».
– Хаокин Турина.«Севилья».
– Исаак Альбенис. «Кадис», «Отзвуки Калеты».
– Хаокин Малатс, «Испанская серенада».
– Висенте Гомес. «Мавританская гранада».
– Франсиско Таррега «Арагонская хота».
Итальянская музыка:
– Никколо Паганини «Романс для гитары и скрипки», «Три менуэта», «Венецианский карнавал».
– Винченцо Галилей. «Сюита эпохи Возрождения».
– Антонио Вивальди. «Концерт для гитары и струнных».
– Фернандо Карулли. «Концерт для гитары».

Латиноамериканская музыка:
– А. Барриос «Собор».
– М. Понсе «Мексикансая серенада».
– Ж. Пернамбуко «Индейский напев», «Бразильский танец».
– Лео Брауэр «Колыбельная», «Характерный танец».
– Х. Креспо «Мелодии инков».
– Х. Морель «Грустный танец».
– М. Анидо «Виталита».
– А. Синополи «Серенада – Каприччио».
– Э. Вилла – Лобос «Прелюдия», «Этюд номер пять».


Рецензии