Норматив по лыжам

       (Быль)

       В 1969 году весна в Казани была невероятная! Яркое солнце сверкало в безоблачном небе, снег молниеносно таял, по улицам мчались ручьи, по подоконнику барабанила капель. Весна была прекрасна, как ей и положено. Но… не для меня. Ещё в феврале я умудрилась заболеть гриппом, затем перешедшим в пневмонию. Врач, вызванный перепуганными моей высокой температурой подругами по общежитию, сначала заговорил о больнице, но я уговорила его оставить меня в общежитии, иначе я отстану от занятий и вылечу из университета. На втором курсе для нас из общеизвестной байки действовала пока вторая строка: «Боюсь, как бы не выгнали!», до уровня уверенных в себе пятикурсников: «Пусть только попробуют выгнать!» - ещё надо было дорасти. Врач внял просьбам и, выписав мне кучу лекарств, согласился оставить  в общежитии. Когда температура снизилась, я взялась за переписывание лекций, щедро предоставляемых однокурсниками, переводы с английского научных статей и решение задач. А  зима уже сменилась весной, и вся та красота, о которой я сказала вначале, была отделена от меня стенами общежития и стёклами окна. Когда заниматься надоедало, я вставала с постели и бродила по комнате на ещё нетвёрдых ногах, подходила к окну, слушала капель, подставляла лицо солнцу и мечтала о том счастливом времени, когда смогу вдохнуть весенний ветер.  И, наверное, судьба решила подшутить надо мной, ибо день этот оказался гораздо раньше предполагаемого момента.
       Однажды в комнату ворвались девчонки и с трагическими лицами объявили: «Сегодня нам сказали, что в ближайшее воскресенье последний срок сдачи норматива по лыжным гонкам! Кто не сдаст, будет отчислен». Н-да… Это был сюрприз из сюрпризов. Все прочие нормативы можно было сдать летом. Но как сдать летом лыжи, когда снег и сейчас уже почти растаял?! А силёнок после перенесённой болезни было ещё очень мало,  ноги дрожали от простой ходьбы, а тут – гонка! Но и вылетать из-за физвоспитания, столько сил затратив на поступление, было недопустимо. Угроза не показалась мне шуточной. Кафедра физвоспитания в КГУ была очень сильна, и к ней все относились с полной серьёзностью. «Пойду! Всё же на Урале росла!» - решила я. Зимы у нас в Белорецке были длинные, снежные, и ребятишки вставали на лыжи чуть ли не с двух лет. И всё свободное время проводили на улице, бороздя снежные просторы или летя с крутых склонов замёрзшей речушки Маты. А в школе была не только лыжная физкультура, но и лыжные соревнования, которые я, честно говоря, терпеть не могла. Так что подготовка, какая-никакая, существовала и пока ещё не забылась. Но что надеть? На физвоспитании я занималась в секции спортивной гимнастики, и, конечно, костюма для лыжных гонок с собою не имела…
       Собирали меня на «подвиг» всем общежитием. Кто-то одолжил вязаную шапочку, кто-то – спортивные брюки, кто-то – тёплые носки и валенки. Курточка, представлявшая собою подрезанное осеннее пальто, и длинный широкий шарф с кистями у меня были.
       Итак, настало воскресенье, и я тронулась в путь. А путь предстоял неблизкий, если учесть, что по Гвардейской до остановки трамвая предстояло идти метров восемьсот. Но, оказавшись на улице, я как будто заново родилась, стоило вдохнуть непередаваемый воздух весны. У меня как будто выросли крылья, и я быстрым, как мне показалось, шагом направилась к остановке. Прохожие поглядывали на меня с удивлением. И было из-за чего! На голове теплая вязаная шапочка, лицо до самых глаз закрыто шарфом, кисти которого свисают из-под курточки-полупальто. Брюки, растянутые на коленях, и валенки на резиновом ходу. Хорошо, что такие, обычные уже давно бы промокли. Но мне был неважен мой антиспортивный вид. Я дышала весенним воздухом, хоть и через шарф! И это было прекрасно!
       А на трамвайной остановке меня ожидал неприятный сюрприз – толпа ожидающих в непомерном количестве. Я поняла, что трамвая давно не было,  и в ближайший мне не влезть.  Так и оказалось. В итоге, когда я наконец-то достигла берега Казанки, мне навстречу стали попадаться студенты, уже сдавшие норматив. «Иди скорее! – напутствовали они меня. – Там уже всё заканчивается!»
       Я прибавила ходу и ворвалась в раздевалку почти бегом. Добрый дядечка, ни слова не говоря, выдал мне лыжи с ботинками, ещё влажными от снега, я быстро натянула их, схватила лыжи и палки и кинулась к старту. Навстречу мне попались трое мужчин.
       - Куда это ты такая спешишь? - спросил один.
       - Норматив сдавать!
       - Так поздно уже! Старт закрыт, мы уходим!
       Земля уплыла у меня из-под ног.
       - Меня же отчислят, если я не сдам! – взмолилась я в отчаянии.
       - А что же опоздала тогда?
       - Так трамвая долго не было!
       - А почему дотянула до последнего срока?
       - Пневмонией болела…
      Они переглянулись.
       - Как же ты собираешься бежать после пневмонии? Будешь целый час тащиться, а мы уже промёрзли до нитки – покачал головой один.
       Но второй оказался добрее.
      - Давай мы её запустим на дистанцию, а сами пойдём в раздевалку погреться. Через полчаса выйдем и дождёмся, жалко всё-таки девчонку!
       - Беги по лыжне до первого красного флага, там повернёшь – и обратно. И не вздумай срезать, мы на снегу это сразу увидим.
       Срезать! Ещё чего не хватало! У нас на школьных соревнованиях все жутко боялись нечаянно срезать дистанцию – это считалось позором!
       Итак, секундомер был пущен, и я побежала по лыжне, проложенной по пока ещё белому, не таявшему, только слегка осевшему снегу, покрывавшему Казанку. И сразу ощутила прелесть хороших лыж, лёгких и правильно смазанных. Они просто летели вперёд, отдачи не было вовсе, скольжение – фантастическое. И это ощущение весны после долгого прозябания в четырёх стенах! К тому же, никуда не надо было спешить. Я уже знала, что достаточно преодолеть трёхкилометровую дистанцию и показать какое-то время, не важно, какое. Среди студентов было немало ребят из южных городов - тех, кто встал на лыжи только поступив в университет, и это учитывалось. Поэтому я просто скользила вперёд, получая невероятное удовольствие от этого полёта. Даже дыхание через шарф не затрудняло движения, хоть  шерстинки периодически неприятно попадали в рот. Флаг показался мне неожиданно близким, но лыжня около него делала поворот, и ошибиться было трудно. Я повернула обратно. Усталость начала сказываться, но тут вдруг появился ветерок, перешедший в довольно ощутимый ветер в спину, и пальтишко моё стало отличным парусом. Поэтому, когда я уже почти достигла финиша, один из судей только-только выбежал из раздевалки и мчался мне навстречу с секундомером в руке. За ним спешили другие двое.
       Успевший к моему финишу судья щёлкнул секундомером, взглянул на него, и брови его слегка поднялись вверх. Он молча показал секундомер остальным.
       - Так… - констатировал самый вредный, тот, что не хотел пускать меня на дистанцию. – Срезала. Признавайся, всё равно узнаем.
       - Не срезала! – возмутилась я. – Если не верите – пойдите и посмотрите!
       - А что, - сердито сказал вредный, - и пойду! Я для этого лыжи и взял.
       Он нацепил лыжи и быстро помчался в сторону флага, а я оскорблено отвернулась и подставила лицо весеннему солнышку, уже высоко поднявшемуся и приятно греющему щёки. Даже шарф спустила, чтобы острее почувствовать весну. За моей спиной оставшиеся на старте судьи обсуждали какой-то фильм. Но к единому мнению так и не пришли, потому что вернулся проверяющий.
       - Представляете, - крикнул он ещё издали, - она нигде не срезала! Я всю дистанцию прошёл – чисто, снег нетронутый, даже если бы она попыталась  засыпать колеи, это было бы заметно. – Слушай, - обратился он ко мне, - откуда ты такая? Ты правда после пневмонии или прикинулась?
       - Правда, - кивнула я обиженно. – И зачем мне было прикидываться и таким пугалом огородным через город тащиться? А приехала с Урала, у нас там снег почти полгода лежит. И что в этом такого?
       Все трое засмеялись.
       - Просто дистанцию ты, больная  и недужная, пробежала за 18 минут 45 секунд, и это лучшее время дня!
       Я пожала плечами.
       - Ничего особенного! У нас дома народ гораздо быстрее бегает. А зачёт мне будет?
       - Конечно, будет! Сдавай лыжи и иди домой, победительница, а то ещё осложнение заработаешь.
       Я поблагодарила их за то, что позволили мне сдать зачёт и, оставив лыжи в раздевалке, очень довольная отправилась в общежитие. Конечно, дома я бегала «трёшку» намного быстрее. Но не всё ли равно? Главное, теперь не отчислят!
       Уже не боясь простудиться, я вдохнула опьяняющий весенний воздух, улыбнулась и, обходя лужи, отправилась к остановке трамвая.


Рецензии
Хорошо, когда всё хорошо заканчивается!
Со мной в университете училась девочка
из Ташкента. Я тащила ее за палки по лыжне.
Обессилели обе,но до финиша дошли.
Здоровья Вам,Елена, и новых спортивных побед!
С улыбкой-

Галина Преториус   21.01.2021 00:06     Заявить о нарушении
Да, Галина, та давняя история закончилась благополучно, авантюра не привела к возобновлению болезни, а зачёт был получен!) Очень хорошо понимаю Вас и девочку из Ташкента, которой без Вашей помощи было бы не добраться до финиша! У нас тоже было много южан, и картина была очень похожая.
Спасибо за добрые слова, всегда рада Вам. Всего Вам самого хорошего!
С теплом,
Елена

Елена Фёдоровна Прохоренко   21.01.2021 09:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.