Л. Баяндина-Гизингер Мемуарные наброски-4. Школа

Мемуарные наброски-4. ШКОЛА

Вскоре меня, окончившую с похвальным листом деревенскую четырёхлетку, родители забрали в Новосибирск, в «зону» и записали в городскую женскую школу № 67.
Сначала мы жили в двенадцатиметровой комнатке в бараке, с нами жила ещё другая семья. Меня водрузили на нары.
Начался новый период жизни: после войны. В школе – пионерка, затем комсомолка.
В 16 лет я получила паспорт. Меня поставили на учёт в спецкомендатуре и я, не вникая, расписалась, что знаю, за что могу угодить на 20 лет на каторгу. Но мне это было тогда «до лампы».

В школе было очень интересно. С фронта стали возвращаться учителя – мужчины: Юдин Дмитрий Иванович, математик и директор, Александр Фёдорович – математик, Белкин Саади Абрамович – бесподобный литератор, Свобода Вячеслав Алексеевич – физик (словак по национальности, кажется, на фронте не был).

Когда я училась в 9-ом классе (ох, как не хватало Родине педагогических кадров, когда она поднималась после ужасной войны), мой папочка – прямо от станка – был допущен к преподаванию в старших классах нашей школы его любимой математики, которую он отождествлял с музыкой.
 
Помню всех учителей. Какие люди – специалисты, патриоты! Но, оказывается, есть такая профессия – политик, а я и не знала.
И вот 1951 год, и я, единственная немка в классе, пишу сочинение на 5 (русский – 5, литература – 5), а дальше мне «ставят» четыре четвёрки, чтобы не дать медаль: ну, нельзя!
Саади Абрамович благословляет меня на журналистику, когда на выпускном торжестве меня вызывают первой (учителя же не политики!) и дарят не только томики Маяковского как всем, но и … кожаный портфель.

Кстати, за период учёбы в 67-ой школе я не помню, чтобы девчонки (и мальчишки из мужских 40-й и 73-й школ) меня дразнили или унижали в связи с моей неблагоприятной национальностью.
А ведь я пришла в пятый класс ещё и неграмотной, далеко не эрудитом, после четырёхлетки в холодной и голодной деревне, где детям зимой в школу ну просто не в чем было бежать, в самой школе было холодно, да ещё и вши заедали.

В городском классе были девочки разных возрастов, национальностей, способностей. Некоторые побывали в оккупации. А я была самой младшей. А вот Ира Соколова – самой умной (позже – кандидат технических наук). Папа её очень уважал.

В Новосибирске ещё нет университета и факультета журналистики, а ехать в Томск я не имею права.
Вместе с двумя русскими одноклассницами я, вместо мединститута, куда одобрили родители, сдала документы в только что открывшийся в городе институт инженеров водного транспорта, на гидротехнический факультет, близко к папиной профессии.


Дальше: Мемуарные наброски-5. ИНСТИТУТ
http://www.proza.ru/2019/11/21/1549


Рецензии