Окончание профессионального образования

Конец обучения в консерватории наступает в положенный срок на пятом курсе.И там нет такого, что все оценки уже выставлены много раньше.И этот курс совсем не превращается в этакое просто посещение занятий на правах дедов армейских.
Напротив, как раз  там и расставляют последние точки в твоей цене на рынка спроса музыкальной силы.

Поэтому, конечно, умные люди заранее стараются выставить себя на  дипломе с самой лицевой стороны из всех возможных.И исполнять стараются из своего репертуара все самое удачное.Даже если это уже звучало прежде много раз.Еще не возбраняется исполнить и что-нибудь уж из совсем хорошо забытого старого. Что-нибудь из пройденного в школе или училище. Но совершенно при этом не рекомендуется совершать опрометчивых поступков и пытаться хоть кого-то  удивить.

 Что мне мешало пойти по проторенному многими поколениями пути?

Так нет же. У меня была перед собой поставлена уже давно одна невероятная задача. Совершать этот музыкальный подвиг меня заставило мое преклонение перед подругой.Одной из самых потрясающих известных мне скрипачек. Она когда-то исполняла в консерватории вторую сонату для скрипки соло  композитора И.С.Баха.Про фугу из  той сонаты я, конечно,  не мечтала.Но там была такая. Медленная часть.
Это просто нечто невероятное. Как это часто в музыке Баха происходит.Там тянутся длинные ноты в верхнем голосе. А в это время нижний играет терции к нему.Терции идут восьмыми, немного притормаживая между тянущейся нотой наверху. Особенно для этой части  сонаты показательно, что  она на писана не в основной тональности свсей сонаты ля минор. Она в фа мажоре.

Но этот фа  мажор мне для альта никак не подходил. А жилка будущего аранжировщика уже тогда во мне где-то очень  глубоко уже сидела. И я, не думая над этим слишком долго. Просто перетащила всю часть на квинту вниз, как это постоянно с альтом и происходит. Перетащила. И на выходе. Удачно получила. Как раз  тональность си бемоль мажор. Что мог подумать про  это автор? Его никто и спрашивать не стал.
Зато там финал.Тоже на  квинту ниже.Так быстро можно было шевелить пальцами. А с этим я никаких проблем не знала никогда. Но закончить обучение, не сыграв хоть немного из второй скрипичной сонаты Баха? Нет... Этого я никак не могла себе позволить.

Подоспел и дальнейший набор разных произведений. В качестве классического концерта должна была прозвучать первая часть концерта известного у альтистов композитора Хоффмайстера.Да только     это должен был быть не всем альтистам давно известный концерт, который все играют на каждом конкурсе.Этот композитор успел сочинить и совсем другой концерт, известный намного меньше. Что удивительно, он тоже как раз был сочинен во всем том же си бемоль мажоре. Я потратила много времени, сочиняя к нему разные каденции, которые были длиннее во много раз самого концерта.Но из них уж каждому становилось абсолютно ясно, как я прекрасно владею инструментом. Из многих сочиненных мной каденций пришлось остановиться только на одной.
Ее я и стала изучать детально.Потом следовало особенно мне удававшееся блюдо в виде сонаты композитора Андрея Головина из одной всего лишь части минут на 12. И пара современных пьес завершала все это великолепие.

 Вот только уже ближе к самому экзамену постигла всех серьезная накладка.Наша милая концертмейстер, которая все годы безотказно обслуживала всех, кому надо  было с ней хоть что-нибудь сыграть. В очередной раз серьезно заболела.И всем был дан совет выкручиваться своими силами на самом экзамене. Все стали выкручиваться им знакомыми способами.Обращались к студентам-пианистам за подмогой. Но мне этого было совсем не надо. У меня пианисткой работала всю жизнь моя собственная  мама.И она мне уже не раз помогала раньше, когда все та же концертмейстер была все так же нездорова. И я стала готовиться к этому экзамену вместе с моей мамой.

Настал день экзамена 03.06.1983 года.Мы стартовали из нашего гетто с огромным запасом времени. Электричка доставила нас к Павелецкому вокзалу.Там уже   ожидала нас только поездка на автобусе маршрута №6 до самой консерватории. А сама эта поездка всю жизнь для меня была еще и почти бесплатной экскурсией по  любимым мной местам столицы рядом с Замоскворечьем.

 Вышли   мы на площадь. Ждем своего автобуса. А его. Все нет...И нет...И нет... А время идет.

Нормальные люди решают проблему задержавшегося автобуса довольно просто.Они идут. В метро. Почему мы с мамой не поступили так же? Теперь уж мне точно никто про это рассказать не сможет.

Но факт остается фактом. Мы почему-то. Просто гордо почапали пешкодралом до  самой консерватории.

 Когда мы в мыле ворвались в Малый Зал. Там уже...И перерыв закончился, который срочно объявили, раз я не появилась для сдачи    своего экзамена в назначенное время. И обсудили вопрос о переносе моего экзамена на осень, раз я не появилась его сдавать в срок.

 Я в панике открыла     свой футляр.И выскочила на сцену без всякой подготовки и элементарного разыгрывания.Исполнять две части из скрипичной сонаты Баха ля минор. В си бемоль мажоре.И дальше всю программу.

И даже моя упоительная концертная юбка из черного бархата, который изначально был премерзкого розового цвета. Поэтому при каждой стирке с нее стекала отвратительная фиолетовая вода при отжимании. Она тогда уже  существовала.Эта юбка. А сверху на мне красовалась такая волнительная розовая мамина блузка  с красивым кружевным воротником. Весь этот мой ослепительный наряд абсолютно никого из комиссии покорить  не смог. Я отыграла всю свою программу. Но чувство обиды и досады от этого своего выпускного экзамена. Меня теперь преследуют всю жизнь.
 
 А причина отсутствия наземного транспорта в тот злополучный день.Объяснилась позже очень просто.

В этот самый день волокли к Кремлевской стене урну с товарищем Пельше, который опочил 29.05 того года. Поэтому весь       транспорт просто отменили, хотя объявлять траур всему нашему народу никто  не стал.


Рецензии