Вдоль Куры по ее течению ч. 5

      Но  давайте  уж  мы  поднимемся  по  Цициановскому  (его  называли  еще  «Метехскому»  подъему)  до  его  конца — сердцу  старого  Авлабара — месту  расселения  преимущественно  армянского  населения  древнего  города,  где  расположена  армянская  церковь  Нор-Эчмиадзин.
     Здесь,  на  центральной  площади  района,  носившей   имя  26-ти  бакинских  комиссаров  стояла  и  скульптурная  группа  памятника,  посвященного  казненным  англичанами  революционерам  разной  национальности,  сплоченных  одной  идеей.
В  настоящее  время  на  ней  стоит  другая  скульптурная  группа,  тоже  из  представителей  разной  национальности,  олицетворяющая  настоящую  дружбу  народов, — герои  фильма  «Мимино». 

     Сейчас  площадь  и  основная  магистраль  района  переименованы  в  честь  Великомученицы  кахетинской   царицы  Кетеван,  которую  в  1613 г.,  после  проведенных  переговоров,  вероломно  захватил  в  плен  персидский  шах  Аббас I.  Он  увез   царицу  в  Исфахан,  где  после  длительных  и  безуспешных  попыток  уговорить  ее  перейти  в  магометанство  и  выйти  за  него  замуж,  приказал  казнить.
Надо  сказать,  что  при  этом  шах  уже  20  лет  как  был  женат  на  ее  дочери. Говорят,  что  своей  женитьбой  на  Кетеван  он  хотел  унизить  ее  сына,  царя  Теймураза,  который  вел  борьбу  за  освобождение   от  персидского  ига.
     Через  три  месяца  после  того,  как  труп  казненной  царицы  был  засыпан  землей  в  какой-то загородной  яме,  августинскому  патеру  португальцу  Амброзио  Душ  Анжушу  с  соратниками  удалось  незаметно  выкопать  ее  тело  и  перенести  в  свой  монастырь.  После  долгих  мытарств  часть  мощей  Кетеван  оказалась  в  римском  Соборе  Петра,  часть — августинцы  передали  его  сыну  Теймуразу,  но  она  пропала  при  очередном  нашествии  персов.
      Больше  повезло  той   части  мощей,  что  сохранились  в  гробу  из  черного  камня,  обнаруженного  индийскими   археологами  при  раскопках  в  августинском  монастыре  в  Гоа.  Им  был  проведен  анализ  ДНК,  подтвердивший  их  аутентичность,  после  чего  в  2017 г.  мощи  Великомученицы   Кетеван  были  привезены  в  Тбилиси,  в  кафедральный  Собор  Святой  Троицы — новый  храм,  возведенный  здесь  же — в  Авлабаре,  недалеко   от  его  центральной  площади.
     История  историей,  а  с  Авлабаром  у  меня  были  свои  связи.
Здесь, на  старой  улице  А. Чехова,  идущей  параллельно  реке, был  тот  самый   всегда  шумный  и  гостеприимный  «Пашиковский  дом», куда  мы  приходили  в  семью  моей   двоюродной  бабушки  Сони,  бывшей  замужем  за  известным  врачом  Давидом  Пашиковым. В  этом  доме  в  2-х летнем  возрасте  и  состоялось  мое  первое  (к  тому  же  «авторское» — с  тут  же  сочиненным  текстом)  выступление  перед  потрясенной  публикой  из  ближайших  родственников.
Потом  Пашиковы  переехали  в  тот  большой  многоэтажный  дом  на  центральной  площади,  который  виден  на  всех  ее  фотографиях.

     На  спуске  к  реке  выделяется  своей  полукруглой  формой  и  бело-голубыми  балконами  дворец  царицы  Дареджан.
     Прекрасен  вид   домишек,   нависающих  над  Курой  за  Храмом.
     Как  известно,  старый  Тбилиси  был  основан  на  обеих  сторонах сужающейся  здесь  Куры.  На  правом,  низком,  берегу  с  горячими  источниками  серной  воды,  были  Сеидабадский  и  Золотой  его  «районы»,  а  на  высоком  левом  берегу  располагался  Исани  (Авлабар). По  преданию,  здесь  и  построил  основатель  города  царь  Вахтанг I  Горгасали  церковь  и  цитадель,  которая  служила  и  его  резиденцией.  Отсюда  и   старогрузинское название  местности:  «Метехи» — «окрестности  дворца».
(Цитадель была  разрушена  в 1819 г.  Вместо  нее  возвели  здание,  которое  до  1938 г.  было  тюрьмой.  Здесь,  к  слову,  сидел  и  Владимир  Маяковский  за   революционную  деятельность).               
     Вот  мы  уже  и  подплываем  к  тому  месту,  где  был  возведен  первый  в  городе — Метехский   мост,  по  которому  разрешалось   переходить  только  пешком  или  верхом  (за  что,  очевидно, и  был  прозван «ишачьим»).  Затем, рядом, чуть  выше  по  течению,  был  построен  и  «транспортный»  Авлабарский  мост  с  «односторонним»  (справа  налево)  движением  (на  правом  снимке — тот,  что  подальше).
      На   опоре  Метехского  моста  был  возведен  Святой  Крест. 
      Во  время  очередного  персидского  нашествия,  шах  Исмаил  на  месте  уничтоженного  Креста  построил  мечеть,  купол  которой  можно  разглядеть  слева  на  старом  правом  снимке.
      Известно,  что  когда  султан  Хорезмский  Джалал-Эд-Дин  вторгся  в Грузию  в 1227 году,  захватчики решили  начать  свое  победное  шествие  с  осквернения  главной христианской  святыни  в  городе. 
Султан  приказал  снять  купол Сионского  храма  и  поставить  вместо  него  собственный  трон.  Посреди  моста  через  реку  уложили    иконы  Богородицы  и  Спасителя, вынесенные  из  храма,  и  приказали  жителям города  пройтись  по  ним.  Сто  тысяч  грузин,  отказавшихся  топтать  иконы,  были  обезглавлены  и  сброшены  в  Куру. 
      В  2014-м  году   именно в  память  об  этом  событии   мост  переименовали  в  «мост  100 тысяч  святых  мучеников».
     Раз  уж  заговорили  о  мучениках,  то  упомянем  и  небесного  покровителя   города  — Або   Тбилели («Тбилисский»»), чью  часовенку
 и  церковь  можете  увидеть  прилепившимися  к  скале  прямо  над  рекой  у  подножья  Метехской  церкви  и  памятника  основателю  города — Вахтангу  Горгасали  (не  будем  пересказывать  известную  легенду  о  создании  города  на  месте  охоты  царя  на  фазанов  у  горячего  источника).
Араб  по  происхождению,  Або   в  781  году принял  христианство  и  проповедовал  его  (во  время  правления  арабским  халифатом!)  в  Тбилиси  арабам;  в  785  году   он  был  брошен  по приказу  арабского эмира в тюрьму  и в  день  Крещения  Христа  (6-го  января)  обезглавлен. Согласно житию,  написанном  свидетелем   деятельностии   Або — Иоанэ  Сабанидзе,  тело  мученика  было  сожжено,  а  пепел,  собранный   в  овечью  шкуру,  брошен  в  реку.
На  месте  сожжения,  где,  по преданию,  были  видения  столпообразного   света,  в  XIII в.  был  построен  Метехский  храм.
      Метехский  мост  неоднократно перестраивался. До 1870-го он был деревянным. Свое  последнее  обновление  мост  пережил  в  1951 году. 
В  тот  же  период "покончили" и  с  Авлабарским  мостом.
       Вот  так  открываются  взгляду  Метехский  мост  и   храм,  когда  подплываешь  к ним  днем  (фото  слева). А  так  выглядят  мост  и  расположенный  за  ним  на  правом  берегу  Мэидан, — сердце  старого  Тбилиси,  с  освещенной  городской  стеной  Нарикала,  если  смотреть  на  них   вечером  с  левого  берега,  с  Рике (правое  фото).
Вот   к  этому  Мэидану  и  выплывает  наш  виртуальный  «плот»   из-под  нового  Метехского  моста.


Рецензии