Душе могила не нужна

На сайте "Славяне. Язычество. Русь" админ выставил своё завещание:

Когда я умру, вы не смейте меня отпевать!
Моё тело придайте огню, горьких слёз печали не лейте...
Когда я умру, мне не нужно ни холмика, ни оградки,
Тело моё придайте огню, а прах мой развейте в Лесу...

Чем больше живу на этом свете, тем чаще задумываюсь над вопросами погребения. Вот христианство говорит, что душа вечна, а тело тленно. И при этом с почестями и скорбями хоронит эти тленные тела, кресты и памятники водружает, кладбища устраивает. В Москве такие некрополи практически в городе, со всех сторон микрорайонами окружены. А зачем они? Если душа ушедшего всегда рядом, в пространстве, зачем идти с подношениями к могиле с истлевшими останками? Зачем воздавать почести тлену?

Согласитесь, сами по себе кладбища - это сборник трупов. И умершие тела - это совсем не те гениальные, талантливые, родные люди, которые жили рядом с нами. В них нет самого главного - души. Они - набор костей, обтянутых кожей, который мы украшаем золотом и цветами. Пафосно, дорого, совершенно не полезно для планеты. И как страшно, когда ты, человек мира, переезжаешь с одного края света на другой. А могила мамы остаётся. И приходящие на кладбище укоризненно качают головами - забыла родного человека.

А моя мама всегда со мной. "Ой, мамочки!" - и она незримо поддержит. Что бы ни делала, всегда её уроки вспоминаю - как заготовки на зиму делать, как одеваться по погоде, как ответить начальнику, чего не говорить. Всех нас ушедшие близкие оберегают из тонкого мира, не рвутся эти нити. И от вариантов захоронения не зависит это. И без вести пропавшие в войну тоже помогают своим вдовам. И я сложные чувства испытываю к тем, кто ищет и перезахоранивает останки солдат второй мировой. Знать, что не предатель, а пал в бою, конечно, надо. А вот дальше...

В Южной Корее, где не хватает места для кладбищ, покойников кремируют, прах подвергают воздействию высоких температур, он кристаллизируется и превращается в бусины. Их хранят дома, в красивых флаконах. В Тибете тело отдают на растерзание грифов, за полярным кругом умирающего увозят в тундру медведям. Народ тораджи в Индонезии раз в три года выкапывает своих умерших родственников, чтобы пообщаться, переодеть их и закопать ещё на три года. Висячие гробы Сагады на филиппинских скалах стали экскурсионной точкой. Всё это связано с возможностями и логикой: в горах нет земли и дров, в снегу не закопаешь, у дикарей суеверия.

А ведь был и у русов логичный обряд прощания с умершими - ненужную боле одежду улетевшей души - тело - просто сжигали на костре-тризне. Все, кому надо, помнят, мысленно общаются, потомкам рассказывают древо генеалогическое. Но никто не ходит украшать место захоронения физических останков. Человек жив, пока его помнят. Всё. И завещаю предать меня огню после смерти.

21.11.19


Рецензии