Небо. Книга Перемен

Небо. Книга Перемен.
Книга Перемен – толкование гексаграммы №1. Небо.
Книга Перемен древнейший источник мудрости. Рассмотрим одну из её граней...

И цзин» (кит. трад., упр., пиньинь: Y; J;ng), или «Чжоу И» — наиболее ранний из китайских философских текстов. Наиболее ранний слой, традиционно датируемый ок. 700 г. до. н. э. и предназначавшийся для гадания, состоит из 64 гексаграмм. Во II веке до н. э. был принят конфуцианской традицией как один из канонов конфуцианского Пятикнижия.
«Кни;га Переме;н» — название, закрепившееся за «И цзин» на Западе. Более правильный, хоть и не столь благозвучный вариант — «Кано;н Переме;н».

Она состоит из 64 символов — гексаграмм, каждый из которых выражает ту или иную жизненную ситуацию во времени с точки зрения её постепенного развития. Символы состоят из шести черт; черты обозначают последовательные ступени развития данной ситуации. Черты, также называемые яо, бывают двух родов: или цельные (их ещё называют девятками), или прерванные посредине (шестёрки) (встречается также и цветовое различие черт, так, «девятки» обозначаются белым цветом, «шестерки» — чёрным). Это связано с тем, что первые символизируют активное состояние, свет, напряжение (ян), а вторые — пассивное состояние, тьму, податливость (инь). Принято считать, что черты читаются снизу вверх (хотя встречается и обратное толкование); их последовательность описывает развитие ситуации.

Каждую гексаграмму можно также представить как сочетание двух триграмм, вообще же комбинации черт яо имеют общее название гуа. Каждой гексаграмме, а также каждой черте в гексаграмме сопутствует набор афоризмов, которые и должны дать совет гадающему.

Небо.
Иероглиф изображает восходящую энергию, солнце и растущие деревья.

Духовная сила, творческая энергия, поступательное движение, динамичность, настойчивость, прочность, стабильность. Небо, мужское начало, правитель. Сильный, здоровый, неутомимый. Активизировать, вдохновлять, исчерпывать, уничтожать, осушать, расчищать.
Образно эту гексаграмму можно представить как символизирующую первичную духовную силу, одновременно и созидающую и уничтожающую, которую вы видите в солнечном свете. Она позволяет всему расти и развиваться, но вы сталкиваетесь с множеством препятствий. Вы находитесь в контакте с мощной творческой энергией, поэтому настойчиво и динамично продолжайте задуманное дело. Оседлав дракона, вы прольете на землю оплодотворяющий дождь. Это принесет успех, пользу, откроет новый цикл времени и просветление. В вашем распоряжении великая сила. Воспользуйтесь силой, чтобы создавать новые идеи, которые вдохновят людей. Источник постоянного творческого обновления заключен в созидании и действии.

Мотивация — максимальное проявление Творчества и Ян. Однако, для человека с небольшим уровнем энергии она опасна — лучше не действовать. Нижняя строка характеризует человека, сознание которого в наименьшей степени готово к восприятию проявлений Абсолюта, и к творчеству. Поэтому в этой строке И-цзин предостерегает его от действий в сложившейся ситуации.

Для более развитого сознания благоприятно свидание с великим человеком, который бы не позволил такому количеству Ян разрушить сознание. На следующей ступени человек уже не нуждается в такой опеке, но, несмотря на активную деятельность, некоторая осмотрительность не помешает и ему. Для еще более подготовленного сознания — это прыжок в бездну, который таит в себе и большую опасность, и невиданные возможности одновременно. На пятом этапе развития сознания данная ситуация сулит полет в небе, то есть в Абсолюте. И здесь опять благоприятна встреча с великим человеком, но уже не для того, чтобы он защитил от Абсолюта, а для того чтобы помог постичь его.

Для совершенномудрого эта ситуация означает полное слияние с абсолютом и потеря человеческого, но если полное растворение своего «я» не достигнуто, то будет раскаяние.



Гексаграмма №1 Цянь Творчество
Цянь. Творчество
 

   Здесь творчество рассматривается в его самом чистом виде. Это прежде всего – акциденция неба как олицетворения творческой силы, которая лежит в начале всего существующего. Она как универсальная сила принципиально не может иметь никаких препятствий в своем развитии, которому благоприятствует то, что эта сила является совершенно стойкой.



Совершенный человек может в своей деятельности полностью проявить такое творчество, которое благотворно отражается на всем его окружении. Вот почему в тексте сказано:



Творчество.

В изначальном развитии благоприятствует стойкость



1. Вообще активной деятельности отдается предпочтение перед простым, пассивным бытием. Поэтому нужна особая бдительность для того, чтобы эта деятельность привела к положительному результату. Момент ее начала является одним из самых ответственных моментов. В нем еще не уместна деятельность, а нужна лишь замкнутая и сосредоточенная подготовка. Человек может быть полон сил, но время еще не благоприятно для его деятельности. В образе нырнувшего дракона, т.е. мощного существа, которое скрылось и еще не действует, изображается такой человек. Не следует думать, что это может относиться лишь к каким-нибудь особенным людям, ибо совершенно не в духе "Книги" ограничивать предостережения, даваемые в ней, их пригодностью лишь для некоторых людей.

Поэтому о первом моменте всякого творчества сказано:



В начале сильная черта.
Нырнувший дракон, не действуй.





2. Следующий момент, выраженный второй чертой, которая в символике называется полем, т.е. поверхностью земли, характеризуется тем, что человек, полный творческой силы, зашифрованный в образе дракона, может уже выйти из своего уединения: он, появившийся, уже находится в поле. Его творчество уже может проявиться, он видим всеми, и это положение для всех благоприятствует встрече с таким великим человеком.



Кроме того, в системе графических соотношений символов "Книги" принято считать, что между чертами символов существует некий резонанс, "соответствие", а именно: первая черта соответствует четвертой, вторая – пятой, третья – шестой. Но в символике социальной иерархии пятая черта обозначает государя. Поэтому на второй позиции, стоящей в соответствии с пятой, благоприятна встреча с великим человеком. Вот почему текст этой черты гласит:



Сильная черта на втором [месте].
Появившийся дракон находится на поле.
Благоприятна встреча с великим человеком.





3. Первая волна творческого акта на второй позиции уже достигла высшей точки. Но все это существует пока лишь внутренне, ибо первые три черты обозначают внутренний мир, а вторые три – внешний. Все это еще не реализовано вовне. Необходим выход из себя для этой реализации. Он символизирован третьей чертой. При таком переходе естественно возникает некий кризис, делающий это положение опасным даже для благородного человека, который на протяжении всего первого периода творчества – "весь день" – отдавался непрерывному созиданию. Только полная сил бдительность в конце этого периода – "вечером" – может привести к тому, что хулы не будет. Так об этом сказано и в тексте:



Сильная черта на третьем [месте].

Благородный человек до конца дня непрерывно созидает.
Вечером он бдителен.
Опасность.
[Но] хулы не будет





4. При выходе к активной деятельности вовне у человека, подготовившего ее внутренне, точно вырывается почва из-под ног, но именно эта предварительная подготовленность делает возможным благоприятный исход. Это с достаточной ясностью выражено в образе текста:



Сильная черта на четвертом [месте].
Точно прыжок в бездне.
Хулы не будет.





5. Только на пятой позиции творческий процесс выступает в своей полной силе. Он до конца проявился вовне, и, имея в себе достаточную мощь, не нуждается ни в какой поддержке. Он, как полный сил дракон, летит в небе. С такой высоты творящий легко может заметить великого человека, где бы тот ни находился. Но и сам он является великим человеком, настолько развернувшим свою деятельность, что его не трудно увидеть кому угодно. Вот как это выражено в тексте:



Сильная черта на пятом [месте].
Летящий дракон находится в небе.
Благоприятна встреча с великим человеком.





6. На этом, собственно, заканчивается творческий процесс. Все дальнейшее является лишь ненужным переразвитием. Раз творчество уже достигло своего полнейшего проявления и больше уже ничего создать нельзя, то тот, кто в этом положении все же захотел бы "творить" еще дальше, проявил бы лишь свою излишнюю гордость, в результате которой ему пришлось бы раскаяться. Так об этом говорит и данный текст:



Наверху сильная черта.
Возгордившийся дракон.
Будет раскаяние.





Резюме

Весь процесс творчества выражен сильными световыми чертами. Это, конечно, благотворные силы, но для подлинно благого результата необходимо вполне управлять ими и не допускать того, чтобы они главенствовали. Только тогда деятельность может идти в гармоническом отношении ко всему мировому свершению и быть счастливой. Поэтому в тексте, где силы света выражены в образе драконов, сказано:



При действии сильных черт смотри, чтобы все драконы не главенствовали.
[Тогда будет] счастье.


По китайской книге указанная гексаграмма тесно переплетена с ощущением свежих надежд и наступающей весны, а именно апреля. Её, помимо прочего, принято считать мужским знаком.

Личность, которой выпадает первый рисунок из книги перемен, вероятно, находится в зените собственных возможностей и ей подвластно очень многое. С таким результатом гадания можно надеяться на яркую личную жизнь.

Гексаграмма 1, Цянь, Небо, также используется для привлечения повышенного внимания человека к своей же судьбе. Этот символ означает, что нужно быть очень осмотрительным и не забывать о порядке и ясности в жизни, иначе возможна ситуация переоценки сил, а также появление тупика в нерешённых проблемах.

В целом, расширенное понимание первой гексаграммы сводится к тому, что удача явно настроена положительно к человеку. Если он возьмётся за новое дело с трезвыми расчётами, то по книге судеб всё закончится прекрасно. Крупные перемены грядут максимум через полгода, если проявить силу, настойчивость, неутомимость. Правда, ещё необходимо всегда прибывать в динамике.



Символ состоит из шести сплошных линий ян.  Это хороший знак.

Сейчас вы достигли самых высот, вы находитесь на самой вершине горы, и путь у вас только вниз, а спуститься у вас нет возможности. Надо быть очень осторожным, чтобы не сорваться, надо сосредоточиться и быть бдительным и рассудительным, находясь наверху.

Приготовьтесь к тому, что через шесть месяцев, не позднее, в вашей жизни произойдут крупные перемены. Время благоприятствует вашим начинаниям


Рецензии