150 лет со дня рождения Зинаиды Гиппиус

Не ведаю, восстать иль покориться,
Нет смелости, ни умереть , ни жить,
мне близок Бог, но не могу молиться,
Хочу Любви...   и не могу Любить,

Я к солнцу, к солнцу руки простираю,
Я вижу полог белых облаков,
Мне кажется, что Истину я знаю,
И только для нее не знаю слов.

Это Зинаида Гиппиус, герой своего непростого времени, ставшая зеркалом  его и взрывным  механизмом  одновременно.  Ее называли  "ведьмой", и "сатанессой",  воспевали   ее литературный талант и нарекли "декадентской мадонной", боялись и поклонялись ей. Зеленоглазая красавица,  лихая амазонка с косою до полу, стройным станом и ореолом солнечных волос, дразнящая своих поклонников язвительными словами и колкими намеками.

Спокойная в своем замужестве петербургская светская дама, хозяйка известного в Петербурге салона. Неутомимая спорщица и устроительница философских,  литературных,   политических дискуссий. Все это она - Зинаида Гиппиус.

Сложная жизнь, словно под микроскопом. Сотни наблюдателей,  сравнивающих ее  поступки со своими принципами, и   душевные  травмы – не в счет. Не потому, что они не существовали, она не позволяла себе зацикливаться  на них. Она была такой в этой жизни, как понимала её, жизнь, в себе и вокруг себя…

Если гаснет свет - я ничего не вижу.
Если человек зверь - я его ненавижу.
Если человек хуже зверя - я его убиваю.
Если кончена моя Россия - я умираю.

Это не слова были, это был вызов себе и им. Вы помните, какой была развилка тех веков в России – девятнадцатого и двадцатого. 

Страшное, грубое, липкое, грязное,
Жёстко тупое, всегда безобразное,
Медленно рвущее, мелко-нечестное,
Скользкое, стыдное, низкое, тесное,
Явно-довольное, тайно-блудливое,
Плоско-смешное и тошно-трусливое,
Вязко, болотно и тинно застойное,
Жизни и смерти равно недостойное,
Рабское, хамское, гнойное, чёрное,
Изредка серое, в сером упорное,
Вечно лежачее, дьявольски косное,
Глупое, сохлое, сонное, злостное,
Трупно-холодное, жалко-ничтожное,
Непереносное, ложное, ложное!

Но жалоб не надо. Что радости в плаче?
Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе.

Стихи, которые она всегда подписывала мужским именем, были и написаны  по-мужски резко и сильно. Именно они  стали проявлением ее   сути. Литературный   критик    Антон Крайний ( и это тоже она)   спровоцировал  литературный дебют  Александра Блока, Осипа Мандельштама, Сергея Есенина.

Она любила мистификации,   играла в жизнь. Может,  именно это делало  ее живым магнитом для  одиозных современников. Любила  всех  -  женщин, мужчин,   увлекалась тотально,  и это было вне уровня понимания  многих её современников. 

Мешается, сливается
Действительность и сон,
Все ниже опускается
Зловещий небосклон

Люблю недостижимое,
Чего, быть может, нет...
Дитя мое любимое,
Единственный мой свет!..

Женская беззащитность  пред   ликом любви в этих словах. Верно? А вот ее мужская, сильная составляющая.

Я не безвольно, не бесцельно
Хранил лиловый мой цветок,
Принес его длинностебельный
И положил у милых ног.
.......
В желтом закате ты - как свеча.
Опять я стою пред тобой бессловно.
Падают светлые складки плаща
К ногам любимой так нежно и ровно.

Это о ней писал Бердяев в автобиографии "Самопознание": "Я считаю Зинаиду Николаевну очень  замечательным человеком, но и очень мучительным...  Явно была перемешанность женской природы с  мужской, и трудно было определить, что сильнее. Было подлинное страдание. Зинаида Николаевна по природе несчастный человек".
Вы где-то видели счастливых поэтов?

В[енгеровой]

Как ветер мокрый, ты бьешься в ставни,
Как ветер черный, поешь: ты мой!
Я древний хаос, я друг твой давний,
Твой друг единый, открой, открой!

Держу я ставни, открыть не смею,
Держусь за ставни и страх таю.
Храню, лелею, храню, жалею
Мой луч последний - любовь мою.

Смеется хаос, зовет безокий:
Умрешь в оковах,- порви, порви!
Ты знаешь счастье, ты одинокий,
В свободе счастье - и в Нелюбви.

Охладевая, творю молитву,
Любви молитву едва творю...
Слабеют руки, кончаю битву,
Слабеют руки... Я отворю!

А это она скажет о себе сама:   "В моих мыслях, моих желаниях, в моем духе - я больше мужчина, в моем теле - я больше женщина. Но они так слиты, что я ничего не знаю".
Я могла бы продолжить. Но вы это знаете не хуже меня. Трудно писать биографию и быть при этом объективным. Да я и не ставлю  такой цели. Это всего лишь штрихи, штрихи к портрету (вот он, перед вами) интересного, и вдохновляющего меня лично,человека. Попыталась увидеть в ней то, что импонирует, что считаю главным… .Может, это важно и для вас?


Рецензии