Семья
1) общая система моральных ценностей;
2) природообусловленное разделение труда (естественная специализация) между членами семьи;
3) кровное родство, кровные чувства, инстинкт продолжения рода.
Естественная специализация в своей конкретике выглядит следующим образом. Разделение обязанностей между мужем и женой в основном подчиняется критерию "мужское-женское", хотя могут быть и другие критерии. Взаимовыручка между родителями и детьми состоит во взаимной возрастной опеке: родители до определённого времени опекают детей, благодарные же дети заботятся о престарелых родителях.
Семья – это первозданная форма общежития (если угодно – коммуны), служащая моделью того, каким должно быть общество в целом. Это начальная школа коллективизма, где человек учится ограничивать свои эгоистические импульсы и наклонности.
Те, кто видит в семье В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ способ продолжить во времени свой род (этакое клонирование собственного Я), глубоко заблуждаются. Заблуждаются потому, что в основе такого представления лежит самолюбие (гордыня) – эгоистическое начало, несовместимое с Божественным замыслом. Да, инстинкт продолжения рода играет не последнюю роль в сплачивании семьи, но отнюдь не главную. Ошибаются и те, кто видит в семье реализацию своих "романтических" чувств (которые, как известно, быстро улетучиваются и, скорее, разрушают семью, чем сплачивают)*. Не подтверждается практикой и то мнение, что общность интересов между мужчиной и женщиной (не путать с моральными устоями, с системой ценностей!) является существенным и необходимым условием образования и сохранения семьи. Хрестоматийный пример: Сократ и Ксантиппа, два антипода, сохранившие верность друг другу до конца. Впрочем, следует признать, что духовное родство и одинаковость мыслей всё же сплачивают. Тем не менее, основа семьи – сугубо приземлённая и сугубо практическая. Это способ выживания: я в меру своих сил помогаю тебе, ты в меру своих сил помогаешь мне. Других смыслов в существовании института семьи нет и быть не должно.
__________
* Схожую мысль нашёл у Н.А. Бердяева, который пишет: "Семья – хозяйственная ячейка прежде всего, и её связь с полом всегда косвенная, а не прямая. Связь же семьи с любовью ещё гораздо более отдалённая. Половая жизнь человечества никогда не вмещалась ни в какие формы семьи, всегда переливалась через все границы". [Н.А. Бердяев. Философия свободы. Смысл творчества. – М.: изд. "Правда", 1989. С. 423]
Свидетельство о публикации №219112100284