С юмором по жизни

«С юмором по жизни, или Полный Тибидохс»

     Дорогие друзья! Юные любители фантастики и фэны со стажем! Вот мы и снова встретились с вами здесь, на «Перекрестке Миров». А тема нашего сегодняшнего разговора - юмор. «Как? - возможно, удивятся некоторые из вас, в особенности, представители старшего поколения. - А при чем здесь фантастика? Это же такой серьезный жанр!» Да, конечно, но... Юмористическая фантастика БЫЛА, ЕСТЬ и БУДЕТ. Она не поучает, не навязывает мировоззрения, не напоминает о трагедии мира, она - веселит... Тем самым давая возможность улыбнуться, выпрямить спину, плюнуть на все и захохотать во весь голос! А кстати, почему люди смеются?
Яна Абдеева, председатель КЛФ «Перекресток миров»,
 Восточно-Казахстанская областная библиотека  им.  А. С. Пушкина,
http://pushkinlibrary.kz

Из глубины веков

«Ах, ты не знаешь ни одного анекдота?
Мой бедный маленький друг, ты не
представляешь, что ждет тебя на Земле!»
/З. Юрьев «Башня мозга»/

     Юмор - одна из вечных составляюших нашей жизни. Хотя восприятие смешного зависит от многого: возраста, воспитания, образования, интеллекта, окружения. Даже наииональных традиций. Юмор - от лат. ;umor - влага. По принятым в средневековье представлениям, нрав человека должен определяться особым соотношением в его организме жидких составляюших: крови, желчи, воды и лимфы. Интересно, много ли смешного мыслившие так схоласты нашли бы в каких-нибудь инопланетных разумных медузах? Скорее всего, их приняли бы в средневековье за происки нечистой силы, и проверки теории на практике все равно бы не состоялось.
По мнению суперкомпьютера «Мультивака» из рассказа А. Азимова «Остряк», некогда чувство юмора землянам было привито извне. Некто во время палеоконтакта таким способом пытался исследовать индивидуальную психологию ;оmо sаріепs.
«Никто еще не сумел ввесги единицы измерения юмора, - отмечает фантастовед Р. Масленников. - Но его мельчайшими порциями или «квантами» служат анекдоты - забавные короткие истории с неожиданными развязками». С нулевого уровня «квантового» потока приходится начинать каждо-му земному ребенку, поэтому детский юмор такой наивный и непосредственный. Познать до конца природу юмора еше никому не удавалось, поскольку смех - занятие индивидуальное.
Самый примитивный юмор, дошедший до нас со времен пещерного человека, связан с попаданием кого-то в смешное или унизительное положение. Вопль «А Ууха медведь слопал! Вот умора!» плавно перетекает в восторженное уханье: «А как Петька в лужу шлепнулся-то!»
«На взрослого и развитого человека примитивные хохмы не действуют, - пишет Борис Невский в своей работе «Эта веселая планета». - Чтобы его рассмешить, требуются иные приемы. Например, показать сложную ситуаиию, выход из которой герои находят только благодаря лихому остроумию». Или построить интригу на неожиданной кониовке. Или придумать множество шуток и каламбуров, для понимания ко-торых необходимо иметь определенные знания.

Сквозь призму сатиры

«Приветствую тебя во имя Славной Революции.
А теперь мы с тобой отправимся на подпольное
собрание, которое откроется с минуты на минуту».
/Г. Гаррисон «Билл, герой Галактики»/

     В золотой фонд мировой литературы вошло немало юмористических и сатирических книг, ко-торые по праву можно считать предтечами фанта-стики: «Гаргатюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле, «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта, «Янки при лворе короля Артура» Марка Твена. «Впрочем, сатира всегда была спутником искус-ства, остро реагировавшего на социальную среду обитания человека», - подчеркивает известный критик-фантастовед А. Н. Осипов. В поле зрения сатирической фантастики попадают как крупные социально-политические явления (например, фашизм), так и частные, характеризуюшие черты и уровень психологии современного обывателя. Или тревожные мотивы разрушения лучших традиций гармоничного развития человека. Кстати, именно незацикленность на политическом контексте позволяет сатирической фантастике видеть достаточно широкий спектр проблем и вводить их в объектив сатиры. Образцами сатирической фанта-стики могут служить, к примеру, роман К. Чапека «Война с саламандрами», роман В. Орлова «Альтист Данилов», «Сказка о Тройке» Аркадия и Бориса Стругацких и многие другие произведения, обильно представленные в фантастике 60-х-80-х годов. В «Корпорации «Магия»» Р.Э. Хайнлайн едко критикует политические и религиозные реалии Америки конца 40-х гг. В цикле Питера Дэвида «Рыцарь» благородный король Артур переносится в современные США, где пытается сделать политическую карьеру. Гарри Гаррисон в сериале «Билл, герой Галактики» издевается над милитаризмом. В сатирическом ключе решены и два известных романа Гаррисона, посвященных альтернативной истории Америки - «Машина времени «Техниколор»» и «Туннель в глубине» («Ура туннелю под Атлантикой!»). Бывший дипломат Кейт Лаумер, известный серией романов о параллельных мирах, беспощадно утюжит своих экс-коллег в историях о межзвездном дипломате Хайме Ретифе («Посол в новые миры» и др.).
Сатирическая фантастика редко бывает по-настоящему смешной. Ведь цель сатиры - разоблачение и порицание, запала на смех уже не остается...

Несерьёзно - о серьёзном

«Ну и ладно, жених с возу – невесте легче!
А вот с поста Верховной ведьмы меня никто не увольнял…»
/О. Громыко «Верховная Ведьма»/
     Таинственная обстановка лабораторий, удивительные технические изобретения, образы инопланетных пришельцев, беспредельные просторы Млечного Пути, острые сцены космических сражений - эти и многие другие приметы увлекательного жанра фантастики, казалось бы, далеки от смеха, юмора, улыбки. На самом деле, в фантастике юмор занимает громадную нишу - от шуточек «ниже пояса» до высоколобой самоиронии.
«Однако, в первой половине XX века фантастический юмор был не очень востребован», - справедливо замечает Б. Невский. Самый известный мастер комической фантастики 30-х гг. - американский прозаик Генри Каттнер, олин из ярких представителей «поколения Д. Кэмпбелла», автор рассказов о чудаке-изобретателе Галлагере, составивших сборник «У роботов нет хвостов». Особый успех выпал его серии про Хогбенов - семейку колоритных мутантов из сельской глубинки («Прохвессор накрылся», «Котел с непри-ятностями» и др.). Лучшие рассказы Каттнера и его супруги Кэтрин Мур представлены в сборнике «Жил-был гном».
Первопроходием комического фэнтези стал американский писатель и критик Лайон Спрэг де Камп. В начале 40-х гг. прошлого столетия появились его повести о приключениях чародея-самоучки, скучающего психолога Гарольда Ши, написанные в соавторстве с Флетчером Прэттом. Герой попадает в различные параллельные миры, построенные в согласии с мифами и легендами, и претерпевает там множество приключений («Неполный обольститель», «Замок Железа» и др.).
     В 50-х взошла звезда прославленного Роберта Шекли - одного из ведуших представителей сатирической и юмористической НФ США. Его рассказы, написанные в лучших традициях О’Генри (иронический текст с яркой, неожиданной концовкой), и по сей день пользуются заслуженным успехом. Мягким юмором проникнуты его произведения, посвяшенные Контакту и инопланетянам («Не тронуто руками человека», «Запах мысли» и др.). Другой неиссякаюший источник вдохновения Шекли - сатирика и юмориста - роботы, земные и инопланетные («Бунт спасательной лолки», «Особый старательский», «Мой двойник - робот» и др.).
В 1969 г. появился знаменитый «Пластилин Колец» Генри Берда и Дугласа Кенни, которые довольно едко, хотя и пошловато, прокатились по Дж. Р. Р. Толкиену.
Успех комической фантастики закрепил американский прозаик Роберт Асприн, зарекомендовавший себя мастером приключенческой «игровой» НФ и в 1978 г. познакомивший мир с простодушным магом-недоучкой Скивом и с желчным демоном Аазом (серия романов-фэнтези «Еше один великолепный МИФ; «МИФоуказания и МИФотолкования», «МИФические личности» и др.).
В 1983 г. началась эпоха Терри Пратчетта и его невероятного Плоского мира. К концу 80-х Пратчетт стал главной звездой комической фантастики Британии, а 10 лет спустя - и всего мира. Романы о Плоском мире вполне можно рассматривать как изящную пародию на книги Л. Нивена и других «космических архитекторов» современной НФ.
А что у нас?

Забавным русским слогом

«Осторожнее работай руками,
это тебе не медведь-шатун, а жена».
/Н. Первухина «Выйти замуж за дурака»/

Позиции сатирической фантастики в России всегда были крепки: Гоголь, Салтыков-Шелрин, Булгаков высмеивали общественные пороки сквозь призму невероятного. Жемчужина советской фантастической юмористики - «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких. Эту «сказку для младших научных сотрудников» можно записать в лучшие образчики мировой комической фантастики.
После распада Союза публика, под самую завязку объевшаяся «чернухой», боевиком, философской прозой и публицистикой, затосковала по здоровому веселью. Ей нужны были книги, читая которые она могла бы отдохнуть душой, а главное - посмеяться. В это время и появился на литературном горизонте нашей фантастики Андрей Белянин со своими книгами («Меч Без Имени», «Моя жена - ведьма», «Тайный сыск царя Гороха» и др.) и заставил читателя хохотать от всей души. Несколько перефразируя слова Г. Р. Державина, можно сказать, что Белянин одним из первых стал писать фантастические произведения по-настоящему «забавным русским слогом». И оказалось, что-таки может собственных Шекли и Гаррисонов «российская земля рождать». Происходит подлинное возрождение русскоязычной фантастики. Вместе с новыми именами в нее приходят новые темы, идеи, жанровые разновидности.
     «Забавляя - не поучать», «Несерьезно - о серьезном» и «Любовь никогда не бывает лишней». Этим трем принципам следует в своем творчестве молодая тульская писательнииа Надежда Первухина. Эффект от прочтения ее книг чудесен и удивителен. Уже первые ее романы, составляюшие трилогию о городских ведьмах («Имя для ведьмы», «Все ведьмы делают это» и «От ведьмы слышу») стали примечательным явлением в жанре юмористической фэнтези.
Говорят, что Гоголь был счастлив, если при всгрече с ним незнакомые люди улыбались... Книги у нас пока еще самое дешевое средство поднятия настроения. Ну что, посмеемся?

Книголюб. – 2007. - №5. – С.107-109.


Рецензии
Идея понятна, обзор впечатляет!
Но. Не всякий юмор смешной и весёлый. Бывает такой юмор, "чёрный", "юмор висельника", такой-такой! Что впору плакать.
Поэтому...
Ох!

Пиротехъник   15.12.2021 15:34     Заявить о нарушении