Смерть Гладиатора, 1520

1

Я – старый испытанный воин,
О счастье мечтать недосуг.
У жизни гостить я не волен,
Мой враг – самый преданный друг.
Вчера я сразился с ним смело –
И пикою сердце пронзил,
С какой бы я радостью стрелы
В надменную стражу пустил!

А ныне мне вновь уготовлен
Смертельный неистовый бой,–
Соперник мой молод и строен
И тщится, красуясь собой:
Играют рельефные мышцы,
И меч ярче солнца блестит,
Он легок и быстр, словно птица,
Его восхитителен вид.

Но нет у него ни сноровки,
Ни опыта в тяжких боях –
Расцвел, мускулистый и ловкий,
А я дымом горя пропах.
Не знает, что силою воли
Могу я железо согнуть,
Что можно не чувствовать боли
И мужеством смерть отпугнуть.

Не верит, что ныне он – падший,
Кто в жертву толпе принесен,
И ангел, сквозь тучи летящий,
Возьмет его скоро в полон…
В бою беспощадно-кровавом
Прервется победный черед –
Постигнет суровая кара,
Как ни был бы дерзок и горд.

2

Он вышел. Грохочут арены!
Несытые взоры скользят,
И знатные дамы чуть бледны,
А старцы заметно дрожат.
Он сыплет удар за ударом,
До ребер рассек мою грудь –
Но все же ни мига задаром
Не дам ему передохнуть.

Не слышит судьбы изъявленье,
И близок ужасный конец.
Сдержал я напор и, в отмщенье,
Срубил с плеч кольчугу колец.
Всю молодость, всю свою силу
Вложил он в последний удар –
И сам пал в ночную могилу,
И выпустил огненный жар...

И шлем в страусиновых перьях
Скатился с его головы.
Трибуны зашлись хуже зверя.
– Убей!– прокричала мне высь.
Готов погубить был невинность!..
Но вдруг в его нежных чертах
Увидел я… милого сына…
Любимого мной даже в снах.

И небо нахмурилось тотчас,
Пролившись струею огня,
И боле от смерти не кроясь,
Я проклял богов и себя!
Под дикие, хищные взоры
Узнал славу Рима сполна –
И меч неуемный и острый,
Вонзил в свое сердце до дна!

1520


Рецензии