Один из Победителей 6 сезона Марк Шехтман

Один из Победителей  6 сезона  Марк  Шехтман

Время летит неумолимо быстро. Кажется только вчера (ноябрь  2014 года) мы подводили итоги  1 сезона Премии имени Игоря Царева, и вот уже завершился сезон под номером 6.

http://igor-tsarev.ru/competitions/1642/Фоторепортаж о ЦЕРЕМОНИИ ВРУЧЕНИЯ НАГРАД ШЕСТОГО СЕЗОНА  МЕЖДУНАРОДНОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПРЕМИИ имени ИГОРЯ ЦАРЁВА
.
Наблюдала за ним из Омска, потому ни в чем не повинна на этот раз и могу только порадоваться и поздравить победителей от всей души.

Только вчера открыла страницу одного из них – это Марк Шехтман.

Вот так, к сожалению, часто бывает, годами находишься с поэтом на одном сайте, и если бы не «Вечерние стихи», не конкурс имени Игоря Царева, то мог бы и не узнать и не познакомиться совсем, а очень очень жаль.

 Хорошо, что он у нас есть, этот самый удивительный на свете конкурс. Принять участия в нем пожелала бы каждому из вас, хотя бы потому что, там нет всего того, что  вы не любите, что вас возмущает в других конкурсах. А главный бонус, если повезет – встреча с Ириной Царевой – дороже всех званий, наград. Хотя, о чем я,  они очень  достойны, мой колокольчик звенит  уже 6 лет, напоминая о том, как это было в самый первый сезон.

Но я не о себе, а о Марке, явившимся туда из Израиля. Это и на  самом деле ЯВЛЕНИЕ без всякого преувеличения.

Не скрываю, я  предвзята, потому  что он совпал с моим собственным пониманием поэзии, ее основных тем, образов, мифов. Ну вот хотя бы стихотворение, и вы  поймете о чем я говорю

Пролог к известному роману
Марк Шехтман

Было это в полночь новолунья,
Где на ша́баш багровеет мгла
И куда прабабушка-ведунья
Молодую ведьму привела.
Мелкий бес на узенькой шпажонке
Мясо жарил, как на вертеле,
Для косящей, худенькой девчонки,
Лихо танцевавшей на метле.

Но куда значительней персоны
Обращали взгляды на неё:
Бесы, маги, тёмные бароны –
Опытное, хищное зверьё.
Щерились клыки, скрипели жвалы,
Сыпались заклятья, капал яд...
Правильно прабабушка сказала:
– Страх почуют – в жабу обратят!

Оттого она ещё задорней
Тьму взметала, будто простыню.
Усмехался сам Великий Чёрный
Наглости безвестной парвеню.
Он-то знал, чего ей это стоит –
Без могучих близких и друзей
Колебать извечные устои
Ша́баша и всех его князей.

Озорует! Но какие губы!
Будто не боится ничего...
И в холодной, неизмерной глуби
Дрогнуло бездушие его.
Сузились зрачки калёной стали,
Приподнялся брови полукруг,
И мгновенно перед ним предстали
Трое ко всему готовых слуг.

Был он повелителен со свитой,
Как тому и надлежало быть:
– Зваться сей плясунье Маргаритой,
Жить в Москве и прошлое забыть.
Отыскать у предков юной девы
Голубую кровь и царский дом,
Без которых титул Королевы
Невозможен на балу моём.
Господа, к утру закончить дело...

– Да, Мессир, – осклабился Фагот.
– Да, Хозяин, – клацнул Азазелло.
– Пустяки! – мяукнул Бегемот.
Взмыли в небо три метеорита,
Расступилась над Москвою мгла,
И сказала утром Маргарита:
– Кажется, я что-то проспала!...
https://www.stihi.ru/2017/12/26/6207

На конкурсе было не это стихотворение, хочу сразу уточнить, но  для меня и с этим он уже победитель, однозначно.

Мир романа века, дьяволиада, необычный взгляд на все там происходящее, собственное мнение по поводу и главное - чувство  юмора, что далеко не всегда присуще нашим поэтам. А оно создает невероятный шарм. Особенно когда автор   ведет беседу о вещах очень серьезных, печальных, порой трагических даже.

Конечно, вспоминается и  ставший уже классикой текст И.Царева «Маргарита, где твой Мастр, где твой Мастер Маргарита». Но это совсем  другая тональность и история совсем другая..

Там есть и  еще одна мне лично невероятно близкая тема – Ахматова и Модильяни, живопись в поэзии интересна в любом варианте, конечно, если к этому обращается  Мастер.

Модильяни рисует Ахматову...
https://www.stihi.ru/2018/06/24/4129

Но что меня поразило и сразило окончательно при первом, подчеркиваю, первом  визире на страницу М.Ш. – это  еще один вариант  «Десятой главы»  Онегина.

Если вы ничего не слышали  о скандале 1987 года, то потеряли очень многое.
Я в свои студенческие годы, как обычно   на весенних каникулах отправилась в столицу и там услышала о том, что поэт и историк  Андрей Чернов восстановил Десятую главу "Евгения Онегина".

Ну как было не присоединиться  к мероприятиям и не узнать обо всем из первых уст, так сказать. Мы встретились в метро на Пушкинской, при том, что он сказал: - Жду ровно пять минут, опоздаешь, я не виноват.

Естественно, я была там раньше времени, разве ж можно было опоздать,  и первая встреча была в Библиотеке, не помню уже в какой именно. Но там все прошло тихо и мирно, переполненный зал внимал,  задавал вопросы, многие не скрывали восхищения. А вот  через пару дней в ЦДЛ, как сейчас помню, это было 23 февраля, обстановка  была взрывоопасной.

Потому что  после обзора появился Н.Эйдельман – знаменитый пушкинист и такого разгрома, такой ярости  по отношению к автору я  не слышала прежде.

Эта  работа  есть на сайте А.Чернова http://chernov-trezin.narod.ru/Onegin.htm

Мой восторг перед великим ученым сменился  раздражением. И даже из зрительного зала  чувствовалась та энергетика отрицания, ярости. "Да как вы смеете прикасаться к Пушкину" !!! Потом мы обсуждали это у нас в ОмГУ, и мои любимые преподаватели защищали Андрея, уверяли, что нет там ничего такого страшного, все даже очень достойно.

Я все это говорю потому, что  Марк тоже рискнул  воспроизвести «Десятую главу». И конечно же,  я не могла туда не заглянуть – такая история остается в памяти на всю жизнь, и всегда хочется ее продолжения.
https://www.stihi.ru/2007/07/11-2663

Кстати, о датах – она была опубликована  дюжину лет назад и давно уже живет своей жизнью. Но повторяюсь снова, если бы не конкурс, так и не узнала бы о том, что А.Чернов не  единственный решился на такой отчаянный шаг.

И можете сами убедиться в том, что Марк сделал это очень талантливо, интересно.

Ну и стихотворение «Сизиф» открыла для начала просто потому что есть  удивительное  стихотворение Игоря Царева, перевернувшее мое представление о древнем мифе. У него Сизиф- хранитель  памяти – Пока я помню , я вечен. Здесь, у Марка совсем иной посыл

Сизиф
Марк Шехтман
*   *   *

Твои и лёд, и пламень
Больней день ото дня.
Любви Сизифов камень,
Ты пожалей меня.

В кровь – пальцы и колени.
Волок, покуда мог,
Распутицей сомнений,
Терновником тревог.

Давно сломались крылья.
Я падал и вставал,
Но слабостью усилья
Души не предавал.

Ах ты, моя обуза...
О ты, мой вечный свет!
И нет больнее груза,
И радостнее – нет.
___________________


Пока не анализирую,  просто не хочется вырывать из контекста его творчества. Хочу лишь подчеркнуть  как много  даже для первого  знакомства  дарит нам Марк  Шехтман.

И не сомневаюсь, что каждый из вас найдет там что-то свое, близкое, понятное, то что цепляет именно вас. А разве  не это самое главное.
И трудно не согласиться со всеми членами жюри конкурса, которые выделили и наградили этого удивительного поэта.

Поздравляю его с совершенно заслуженной победой.

Помню, Игорь Вадимович иронизировал по поводу того,  что он  стал Поэтом года, всего лишь одного года. Но на самом деле это очень важно для того, чтобы   услышали и запомнили. Вот и Шестой сезон оказался очень и очень удачным…Спасибо организаторам конкурса, они на невероятной высоте все это время остаются.
Следите за анонсами, скоро будет объявлен сезон номер 7. Хорошая цифра, она приносит удачу.


Рецензия на «Победители и побежденные. Размышлизмы после финала» (Любовь Сушко)

:) Интересно читать, как все это выглядело со стороны...
Мне не показалось, что среди авторов, которые были в зале, в том числе и в восьмерке "лидеров" царили какие-то амбициозные настроения.
Я когда-то прожил неделю с бригадой, которая рубила просеку под будущий БАМ. Работа шла медленно, тяжело... Но я тогда отчетливо понял, как бы быстро не бегали по рельсам "скорые", они все равно никогда не обгонят этих ребят, укладывающих рельсы... И не потому что они идут впереди, что они первые, а потому, что без них для "скорых" нет дороги вообще.
Думаю, что все хорошие авторы как-то осознают внутренне это состояние "первопроходчика" и "рельсоукладчика". И потому не боятся, что их кто-то обгонит. И в той компании, где я сидел, это хорошо ощущалось. И мне и Чену и Широглазову и Воркунову все равно было кого назовут первым. Нам просто было хорошо. И спасибо всем, кто смотрел и переживал, спасибо "Вечерней Москве", критикам, всем всем. Это было интересно :)

Игорь Царев   27.01.2013 21:18


Рецензии