Либретто судьбы
Действующее лицо- Шилова Антонина Михапйловна. Сильна духом и голосом прекрасна. Одна из первых основателей Усть-Каменогорской филармонии. Девятнадцать сольных программ и тридцать три программы на телевидении. В составе лекторской группы – одна из первых «проповедников» классической музыки в нашем городе. Тридцать лет работы в музыкальном училище. На сценах оперных театров Милана, Питсбурга, Новосибирска, Красноярска поют ее ученики. В православной церкви, церкви «Новая жизнь», церкви «Родник», церкви евангельских христиан-баптистов, церкви «Свобода во Христе» и других христианских конфессиях славят Бога «поставленные» ею голоса. Она – из профессионалов «могучей кучки» социализма.
Действие 1.
Картина 1. – «Наваждение»
…Выпорхнул из скрипки, легко затрепетал в воздухе и закружился в стремительном танце изящный звук, а следом волшебным фейерверком взлетела стая таких же сильных, стройных красавцев… «Наваждение! Палка одна , а столько зву-у-ков!» -юная Тоня , сбившись со счета испытала «математический шок», впервые услышав игру своего дедушки на скрипке.
Картина 2.- «Летят звуки»
«Летят у-утки»- и голос маленькой Антонины тоже «летит»- как всегда первый в музыкальной стае голосов. А рядышком, не прерывая возвышенного полета дочери, тихо вторит мать: «Потом гу-у-си»
Уж и не помнят в родной избе города Асбеста, что в жизни их Тонюшки было первым: робкий шаг или песни звук… «Кого лю-ублю – не до –жду-у-ся»
Картина 3. – «Сама пою»
«Пою. Что и как – не помню». Уж не поддерживает Тонюшку родной мамин голосок. Звучит ее первое публичное самостоятельное соло на партконференции. Отец в страшном волнении смотрит на судорожно стиснутые руки двенадцатилетней дочурки, большой палец ее правой руки неумолимо дрожит.
Картина 4 . В школьные годы последняя
«Средь шумного бала…»- мчится, расправив крылья, смелое соло Антонины на выпускном, без музыкального аккомпанемента, но под аккомпанемент первой юношеской любви.
Действие 2
Картина 1 – «Ночью – «Сова», а утром «Жаворонок»
Далеко за полночь заснула измученная работой «сова». Вспорхнула жаворонком в 8 утра, пригоршни ледяной воды из крана, бодрая зарядка и ….
- Где наш секретарь комитета комсомола – эта неутомимая Антонина?
- На заводе, беседует с рабочими у станка….
- На комбайне в совхозе….
- В поле на тракторе.
- Обмороженная, мчится на лыжах в соседнее село!
И так каждый день. Ночью – «сова», а утром «жаворонок».
Картина 2 – «Незаменимая звезда»
- Это было что-то! Жила так жила ! вспоминает Антонина Михайловна с восторгом. –Тогда в пять стремительных мгновений комсомольской весны я была самая счастливая.
В художественной самодеятельности незаменимая звезда: репетиции, выступления, комсомольские собрания на селе и сон на лавке или на столе в каком-нибудь сельсовете, укрывшись газетой, с поленом под головой….
Действие 3
Картина 1 –«Бегом и в восторге»
Просторные, могучие торжественные марши старинной лестницы Уральской государственной консерватории имени Модеста Петровича Мусоргского «возносят» достойных к музыкальному Олимпу. Берегись! Секретарь комсомольской организации, студентка консерватории, активный работник профкома – озорная Антонина – совершает марш-бросок с верхней ступеньки на последнюю.
Краюха хлеба – завтрак, занятия на фортепиано – обед; вечером 6-10лекций до темна в консерватории.
-Бежала домой, - вспоминает, - налетела на хулиганов. Еле отбилась!
- И все на одном дыхании? –удивляюсь.
- А как же еще? Бегом и в восторге.
Картина 2 – «Царская невеста»
На сцене Пермского театра оперы и балета – пирушка у царского опричника…Выпускница Антонина в любимой роли – Любаши из оперы Римского – Корсакова «Царская невеста». Уже после второго действия комиссия ставит «пятерку» в диплом об окончании консерватории. Ее, Антонину в роли Любаши, душат слезы. Все умоляет любимого опричника не покидать ее. Ведь он у нее «один такой на всем белом свете». Трагично звучит сильное, красивое меццо-сопрано в стиле бельканто….
Действительно, супруг - красавец – скрипач Николай Николаевич Шилов был такой у нее на свете один», похожий в 40 на Грига, в 50 – на Шолохова, в 60 – на Эйнштейна.
И роль сильной женщины, самоотверженной в любви – супруги Николая и матери Варвары и Дмитрия – достойно увенчала ее амплуа.
Действие 4 – «Следопыт»
- Повисни на турнике. Вот так….Нет. Куда? Ведро выплескиваешь, а надо каплю! Живот убери! «Таможня» в животе- убери живот! – это изуверская дрессура тела и голоса.
Так Антонина Михайловна готовит вокалистов. Это чье-то сопрано послушно «висит» на воображаемом «турнике». А ведро звука «выплескивает» молодой симпатичный тенор. А начинающим, или, как говорит Антонина Михайловна, ученикам категории «табурета», у которых мышцы живота сжаты, напряжены, можно дать ценный совет: «Положи живот на пол и наступи на него». А когда, вместе с животом, закомплексованность, зажатость, гордыня и самодовольное «я – в искусстве» повержены в прах, - тогда зарытый, захламленный Дар Божий учеников очищается и в мелодичном бельканто прорывается наружу – на сцены оперных театров, славит Бога на клиросах и в алтарях православных церквей: звучит торжественным «алелуя» в группах прославления в различных христианских конфессиях нашего края.
За восемь лет в «сталинке» на Стахановской родился не один десяток голосов итальянской школы.
- Могу учить потому, что в консерватории мне самой трудно было искать путь к желанному звуку. И теперь, как опытный следопыт, веду по тернистым тропам своих учеников.
И вот чье-то колоратурное сопрано поздравляет Антонину Михайловну по телефону, драматическое – пишет о личном и в письме выплескивает душевную боль, а меццо-сопрано – прислало фотографии детей. Всех учеников узнает и помнит по голосам!
Недавно один юный симпатичный тенор признался ей в беззаветной ученической любви. На подаренной им картине с обратной стороны надпись: «В Ваших руках даже «сосновая скрипка» запоет так, что сам Николо Паганини…», а далее следовало что-то не очень лестное в адрес великого скрипача, а потому скромная и справедливая Антонина Михайловна грозно повелела мне: «Не пи-ши!» - и перевернула картину….
А на картине – принцесса- скрипка, разбуженная нежным смычком, лежит на воздушной вуали, дыша ароматами кем-то подаренных желтых роз…
А рядом – старинные часы напоминают о временном и вечном в искусстве.
Эпилог
- Я работала и пела в художественной самодеятельности. Горела в том и в другом. Это так интересно – жить и что-то делать! Вдруг начальник отдела культуры написала письмо в консерваторию! И помыслить тогда не посмела, что придет приглашение, и я окажусь на экзамене и, не зная нот, исполнив оперный репертуар советского радио (меня именно оно научило петь), поступлю, имея такие скудные материальные средства, - закончу! Я всегда чувствовала, будто что-то Доброе и Сильное несло меня по жизни! Я знаю, что это – Бог!
газета "Разные и равные" №26(43), 26 июня 2003 года
Свидетельство о публикации №219112100710