Хозяйка золотого века, или история одной королевы

                1.В ОПАЛЕ.

   Моё знакомство со Стефаном Цвейгом началось лет в 10-11 не с новелл, которые так полюбились позже, в отрочестве, а с "Марии Стюарт". Я тогда была абсолютно всеядна, читала запоем и жизнеописание героини буквально проглотила. По прочтении и сформировалось стойкое предубеждение против конченой стервы и коварной злодейки Елизаветы Первой, погубившей гордую и прекрасную королеву Шотландии. Ничего удивительного, впрочем: не только Цвейг, но и Шиллер, и ещё многие литераторы представляли Марию невинной жертвой, а Елизавету деспотом в крови по самое не могу.
  Между тем на деле всё не так однозначно. Матерью Елизаветы была печально известная красавица Анна Болейн, отцом, соответственно, Генрих Восьмой, Синяя Борода английского престола. Так вот, венценосный папаша Тюдор, одержимый мечтой родить полноценного наследника, с появлением в 1533 году очередной дочери сначала закручинился, потом достаточно пышно окрестил её, а после отправил воспитываться подальше от царственных глаз, хоть и недалеко от Лондона, в резиденцию Хэтфилд-хаус.
  Родители же продолжили усердно трудиться. Анюта, правда, очень старалась, но оба рождённых ею мальчика оказались, увы, нежизнеспособными. Тут уж Генрих про страстную любовь свою позабыл, как и о том, что сам же несколько лет Анне проходу не давал, домогаясь прекрасной фрейлины. Начались дворцовые интриги, королеву обвинили в государственной измене и казнили. А чтобы и вовсе никаких сомнений в силе и праведности королевского гнева не возникало, объявил дочь незаконнорождённой. А заодно и её старшую сестру Марию (от первого брака, того, что с Екатериной Арагонской). Малышке Елизавете в ту пору не исполнилось и 3 лет.
Через неделю после казни жены Генрих заменил её сущим ангелом, традиционно фрейлиной прежней супруги, Джейн Сеймур, которой удалось наконец-то родить неадекватному супругу долгожданного сына Эдуарда. И король уже почти почувствовал себя счастливым, но Джейн, прелестная кроткая Джейн, не вынесла тяжести родов и умерла. Погоревав некоторое время, неуёмный самодержец озаботился поисками новой невесты, однако европейские монархи, наслышанные о перипетиях личной жизни кандидата, только испуганно отмахивались:"На фиг-на фиг, свою кровиночку, да этому извергу! Тьфу, изыде! " И средний палец показывали. Не объяснишь же людям, в самом деле, что чуваку просто хронически не везло в любви: то нелюбимая попадётся, то изменщица какая, то детей не того пола рожает, то просто слабая... Наконец дело дошло до Анны Клевской. Брак это был продиктован сугубо политическими соображениями, продлился совсем недолго и закончился разводом к вящему удовольствию обеих сторон. Принцесса Клевская, между прочим, не просто счастливо избежала участи своих сестёр по венцу - она вообще пережила и самого Генриха, и всех его жён, и неплохо так пережила - в почёте, любви и на полном гособеспечении. Ну да речь не о ней. Злой рок уже иронично и хищно скалился в сторону прекрасной и юной Екатерины Говард, племянницы могущественного лорда Норфолка и, по странному стечению обстоятельств, двоюродной сестры Анны Болейн. Вот и судьба её постигла та же - обвинив в супружеской измене, правду сказать, имевшей место, Екатерине отрубили голову.
   Но вернёмся к нашей героине. Казнь мачехи произвела на девятилетнюю Елизавету столь жуткое впечатление, что она, уже знавшая, куда в своё время делась мама, крепко задумалась об институте брака вообще и его необходимости для себя в частности. И даже сообщила о своём решении никогда не выходить замуж другу детства Роберту Дадли.
   Папа же, не изменяя привычкам, женился в 6 раз, похоже, довольно удачно, для избранницы, во всяком случае: Екатерина Парр не только пережила мужа, но ещё и стала любимой мачехой и верным другом Елизаветы, а овдовев, вышла замуж за Томаса Сеймура, да-да, единокровного брата Джейн! Неисповедимы пути Господни...
Не факт, конечно, что через пару-тройку лет у Генриха не появился бы повод и от неё избавиться, но в 1547 году он сам почил в бозе, и на английский престол взошёл десятилетний Эдуард Шестой.
  Справедливости ради заметим, что, оставляя трон единственному сыну, король оговорил в завещании, что в случае смерти Эдуарда (при отсутствии наследников) его наследует Мария, затем её дети, потом Елизавета и её дети, тем самым вроде как признав своих дочерей и сняв клеймо "незаконнорождённости".
  Сама же Елизавета тем временем грызла гранит науки в своём изгнании.

                2. ВОСХОЖДЕНИЕ. ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ КОРОЛЕВЫ.

    Образование Елизавета получила блестящее. Благо, обучали её лучшие преподаватели Кембриджа, молодые, дерзкие, приверженцы Реформации, а девочка была способной и любознательной: шутка ли, уже к 10 годам владела греческим, итальянским и французским, а на латыни не только читала Катуллов там всяких, но ещё и с мачехой переписывалась. Да, были леди в наше время...
   Смерть отца, конечно, огорчила юную принцессу - какие-то дочерние чувства всё же были, но заронила надежду на то, что теперь можно будет вырваться из глуши. Как бы не так! При всех своих нежных чувствах к падчерице Екатерина предпочитала держать девушку подальше и отправила в Хартфордшир , мотивируя заботой о безопасности той.
   И всё же в 1551 году юный король пригласил её ко двору. Брат и сестра относились друг к другу с большой теплотой, и смерть шестнадцатилетнего Эдуарда в 1553 стала нешуточным ударом для Елизаветы.
Тем временем подсуетился лорд-протектор Джон Дадли: за пару месяцев до означенных событий его сын Гилфорд женился на шотландской герцогине Джейн Грэй - двоюродной племяннице Эдуарда , и новоиспечённый свёкор в обход воли Генриха Восьмого, обычной логики и единокровных сестёр усопшего сделал всё, чтобы возвести на престол невестку, в которой таки бил скромный фонтанчик крови Тюдоров. Народ, однако, Джейн не принял - процарствовала она ровно 9 дней, не успев даже короноваться. Закончилась эта история мерзко - многие головы, включая молодожёнов, полетели.
   На престол взошла Мария Тюдор, старшая сестра Елизаветы по отцу, и деятельно принялась за возвращение отечества в лоно католической церкви . Нельзя сказать, что Мария плохо относилась к младшенькой, но страх за трон взял верх, и на всякий случай она отправила сестрёнку в Тауэр. Там же содержался и верный друг детства Роберт Дадли (да-да, родной брат Гилфорда) . Поговаривали, что молодые люди даже общались во время прогулок в тюремном дворике, но мало ли что говорят...
Сама же тридцатисемилетняя королева готовилась к свадьбе с испанским принцем Филиппом. В Англии это устраивало далеко не всех, Томас Уайетт даже мятеж поднял, за что и поплатился головой. Этим правлением вообще многие недовольны были, недаром же монархиня осталась в истории как Мария Кровавая, или Кровавая Мэри. Да-да! В следующий раз, смешивая водку с томатным соком, задумайтесь о перипетиях английской истории!
   Накануне свадьбы невеста опальную сестру выпустила - приличия, сами понимаете, да и Фил к будущей свояченице с симпатией относился, но потом всё же снова услала подальше. Не в тюрьму, конечно, но под крайне строгий надзор, без права переписки и прочих излишеств. Что-то в жизни однако не заладилось: и брак бездетным оказался, и здоровье подкачало. В итоге, процарствовав 5 лет, Мария последовала за родителями и братом.
   Получив СМС "Королева всё", двадцатипятилетняя Елизавета лаконично ответила: "Да здравствую я!" и и отправилась занимать освободившееся наконец-то место.
Народ и Парламент восторженно приветствовали молодую государыню.
   Выглядела наша триумфаторша великолепно. Помимо прекрасных внешних данных, она обладала хорошим вкусом, была весьма активна физически и очень следила за модой. Между прочим, именно Елизавета впервые появилась на одном из торжественных приёмов в удлинённых перчатках до локтя.
   Королева быстренько развернула Англию в направлении своего любимого протестантства, не преследуя, однако, католиков, чем и снискала симпатии обеих сторон и позволила стране избежать гражданской войны.
   В общем, всё было прекрасно, кроме одного: верноподданные поначалу деликатно, а потом всё настойчивее намекали на необходимость произвести наследника престола. Елизавета же, как мы помним, памятуя печальный опыт своих матери и мачехи, к перспективе брака относилась крайне неприязненно. Кого ей только не предлагали! В кандидатах ходили испанец Филипп Второй, австрийцы Габсбурги, швед Эрик, француз принц Анжуйский и даже - не поверите! - государь Всея Руси Иоанн наш, так сказать, Грозный, Васильевич! И что? Да ничего! В каждом хоть какой-то изъян, да находила. А Парламенту уклончивые ответы давала. Правда, существует непроверенная версия, будто как раз-таки против Ивана Васильича она ничего не имела и считала его мужчиной вполне себе ничего, шарманистым таким, и будто это он Лизу худородной посчитал. Но я лично к этой версии отношусь весьма недоверчиво. Если же она верна, то всё по Фрейду и нашей героине просто повезло, потому как русский царь мало чем отличался от её папеньки.
   Как бы там ни было, всё это только усилило народные подозрения, что с Робертом Дадли королеву связывает нечто гораздо большее, чем детская дружба. Особенно подозрения эти усилились после странной гибели жены гипотетического любовника в результате странного падения с лестницы. Но чего в жизни не бывает... Елизавета клятвенно заверила всех, что их отношения носят характер исключительно платонический.
   А своего она добилась: замуж так и не вышла, чем и заработала прозвище королевы - девственницы. Правда, и девственность тоже под вопросом, потому что поговаривают, будто таки был у Роберта и Елизаветы незаконнорождённый сын Артур, просто во время беременности все были уверены, что это водянка, а оказалось совсем наоборот. Но мало ли что говорят? Пусть докажут!

                3. СОПЕРНИЦЫ. ХОЗЯЙКА ЗОЛОТОГО ВЕКА.

    Итак, Елизавета Первая стала ярчайшим примером того, что не всегда надо поступать "как принято" и, так и оставшись королевой-девой, тем не менее, успешно занимала английский престол более 40 лет.
    Уже через полгода правления она поняла, что без жёсткости, интриг и силы не обойтись. Началась заварушка в соседней Шотландии. Елизавете посоветовали поддержать своих - протестантов, но ей совершенно не хотелось конфликта с Францией, считавшей землю пиктов своей вотчиной - зря, что ли, окрутили дофина Франциска с шотландской наследницей Марией Стюарт чуть ли не с колыбели!
   Кстати, интересный факт: ведь в своё время Генрих Восьмой собирался обручить пятилетнего Эдуарда с семимесячной Марией и таким образом объединить королевства. Но вероломные шотландцы договор расторгли и снова переметнулись к французам. Их величество впали в страшную ярость и показали соседям кузькину мать, начав против них самую жестокую из всех англо-шотландских кампаний, продолжавшуюся ещё и во время правления Эдуарда. Не могу не отметить, что у того, кто назвал эту войну "Грубыми ухаживаниями" , было хорошее чувство юмора. А ведь всё могло быть иначе! Дети бы поженились, Мария получила бы права на аглицкий престол - и дело в шляпе! То есть в короне.
   В сложившейся же ситуации ... Ну вот посудите сами. Елизавета - родная дочь короля, Мария - его внучатая племянница, то есть внучка сестры. У кого больше прав? И в приснопамятном завещании Генриха о бедной шотландской родственнице не было сказано ни слова.
   Но вернёмся к первым годам правления Елизаветы. Итак, лишних конфликтов королеве не хотелось, и она протестантам помогла, но очень осторожно - деньгами и под большим секретом. Однако Тайный Совет не успокоился и вынудил её начать интервенцию. В результате протестанты победили, Англия и Франция вывели свои войска из маленькой, но гордой Шотландии, в Эдинбурге подписали соответствующий договор, а Марии Стюарт, в ту пору жене Франциска Второго и королеве Франции, было предложено навсегда отказаться от включения английского герба в свой, иначе говоря, признать тот факт, что никаких претензий на английскую корону она не предъявляет и предъявлять не будет. Мария же продемонстрировала свой строптивый характер, воздев холёный средний палец, и утверждать договор отказалась, поскольку в нём содержалось признание Елизаветы королевой Англии. Вей из мир! Шестнадцатилетняя девчонка! Оно ей было нужно?! Но только именно с этого момента началась непримиримая многолетняя война.
    Я ни в коей мере не умаляю достоинств Марии Стюарт. И мне до сих пор жаль, что так трагически прервалась её жизнь. Она, несомненно, была большой умницей, яркой личностью и прекрасной женщиной. И меня в какой-то степени восхищает то, что, даже восходя на эшафот, гордая шотландка не отреклась от своих притязаний на английскую корону. Но Елизавета Первая занимала престол на совершенно законных основаниях, и надо ли было бесконечными интригами пытаться выбить из-под неё трон и постоянно дразнить? Даже соперничество девочек-одноклассниц иногда заканчивается драмой, а тут речь о стране, о самодержавии...
     Во многих источниках их называют двоюродными сёстрами. Насколько я разбираюсь в родственных связях, это неверно: Елизавета приходилась Марии двоюродной тёткой.
     Этих двух неординарных женщин всегда сравнивали и противопоставляли. И я тоже сравниваю. И, отдавая должное Марии, всё же задумываюсь: а смогла бы она стать для Англии такой королевой, какой стала Елизавета? Смогла бы столько же дать своей стране?
     Ведь недаром время правления Елизаветы Первой называют золотым веком Англии! При ней расцвело всё: промышленность и культура, армия и флот. Оружейные заводы, ткацкие фабрики, горнодобывающие промыслы, внешняя торговля - и всего за 100 лет из отсталой страны Англия превращается в торгово-промышленного лидера Европы. А отвоевать у Испании авторитет главной морской державы, победив "Непобедимую (хи-хи!) Армаду"?! И великолепный Фрэнсис Дрейк - тоже при ней! Правда, и пиратство процветало, но государыня смотрела на это сквозь пальцы, даже покровительствовала отчаянным ребятам, считая их основное занятие не более чем торгово-промышленными (от слова "промышлять") рейдами...Ну а что? Кто смел, тот и съел...
     Деятели науки, искусства и культуры, как сегодня их назвали бы, просто молились на Елизавету. Звёзды Шекспира, Сиднея, Марло, Бэкона, Спенсера взошли именно при ней. Более того, королева сама иногда играла в любительских спектаклях.
     Единственное но: материлась Её величество как сапожник. Но вы попробуйте управлять страной в течение почти 45 лет, да ещё столь успешно, ни разу не выругавшись! Вот то-то же!
     В зрелом возрасте она всё чаще отвлекала внимание окружающих от увядающей красоты пышными, богато разукрашенными платьями.
     Когда же дни великой девственницы были сочтены, она впала в глубокую депрессию. Что было тому причиной, одному Господу известно...
     Со смертью Елизаветы Первой в марте 1603 года завершилась династия Тюдоров, к власти пришли Стюарты, потому что преемником свои королева назначила... кого бы вы думали? Якова Первого, сына Марии Стюарт! Ну разве не поступок?!
     Я по-прежнему очень люблю старину Цвейга, но когда дело доходит до двух королев, наши с ним взгляды, увы, расходятся)

     Иллюстрация:принцесса Елизавета, 1546.Фото из интернета.


Рецензии
Спасибо, Ольга, за прекрасный экскурс! Внимательное, углубленное изучение темы, свой - обоснованный! - взгляд.

Новогодних чудес и исполнения желаний!


Тамара Николенко   29.12.2019 18:41     Заявить о нарушении
Спасибо и вам, Тамара, за такой тёплый отзыв! Простите за поздний ответ: немного выпала из жизни.

Ольга Меклер   18.02.2020 11:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.