Франциск Тюрретен Предопределение избранных Божиих

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ ИЗБРАННЫХ БОЖИИХ
Франциск Тюрретен

 
Должно ли публично учить и проповедовать о предопределении? Мы подтверждаем это. Некоторые из братьев во Франции еще во времена Августина подняли этот вопрос. Так, в своих книгах против пелагиан они обсуждали многие вещи, касающиеся предопределения, так как в этом видели способ защитить правду против их нечестивых доктрин, которыми многие были обеспокоены, как это видно из писем Проспера, ученика Августина, и пресвитера Илария (Письма к Августину 225 и 226).  Причина была в том, что они не считали, что это просто ложь, но рассматривали эту проповедь как опасную и кощунственную настолько, что будет лучше, если она будет отброшена, прежде чем станет широко известной.
Некоторые придерживаются того же мнения по сей день. Утомленные спорами, вытекающими из этого учения почти в каждую эпоху, они думают, что будет лучше для мира в Церкви и спокойствия совести, чтобы эти вопросы оставлялись на личное усмотрение, так как сомнения, которые они производят и предлагают, способны ослабить еще больше слабую веру и привести людей к отчаянию или же легкомыслию. Но  это мнение скорее просто честное, чем истинное, и оно не может быть легко принято теми, кто знает самые богатые плоды утешения и освящения, которым оно способствует и которые верующие выносят из этой доктрины, если она правильно понята.    Поэтому мы считаем, что эта доктрина не должна быть ни полностью закрыта из ложного смирения, ни профанироваться из нелепого любопытства. Ей скорее следует учить трезво и рассчитанно, исходя из Слова Божия, чтобы избежать двух опасных уклонов: с одной стороны, преднамеренного невежества, которое не желает извлечь выводов из вещей, вполне открытых нам, а с другой - неоправданного любопытства, которое желает само видеть и понимать все, даже тайны. Первым грехом поражены те, кто думают,  что мы должны воздерживаться от предложения этой доктрины, а последним, и их не меньше - те, кто хотят сделать все тайное скрупулезным и точным и не считают, что что-то должно остаться неоткрытым нам. Будучи против обоих крайностей, мы поддерживаем ортодоксальный взгляд: о предопределении можно учить с пользой, если это будет делаться трезво и по Слову Божию. Причины таковы:
1. Христос и апостолы часто учили этому (Мтф.11.20,25, 13.11, 25.34, Лк.10.20, 12.32, Лк.10.20, 12.32, Иоан.8.47, 15.16, Рим.8.29-30, Еф.1.4-5, 2 Тим.1.9, 1 Фес.5.9, 2 Фес.2.13), и здесь не противоречат друг другу Павел, Петр, Иаков и Иоанн, неоднократно говорившие об этой тайне, и когда мы видим, что она была надлежащим предметом для всех них, чтобы учить ей, почему нам не подобает узнать ее? Почему Бог через них учил тому, о чем лучше было бы умолчать?   Почему Он желает провозгласить те вещи, которые было бы лучше не знать? Хотим ли мы быть более разумным, чем Бог, или предписывать Ему правила?
2. Это одна из основных доктрин Евангелия и основ нашей веры. Она не может быть проигнорирована без больших травм для Церкви и верующих. Ибо это источник нашей благодарности Богу, корень смирения, основной и наиболее прочный якорь веры во всех искушениях, опора самого сладкого утешения и самый мощный толчок (incitamentum) к благочестию и святости.
3. Назойливость противников, которые разрушили эту основу веры смертельно опасными ошибками и позорной клеветой, которую они привыкли возводить на наше учение, с необходимостью обязывает нас обращаться с ним так, чтобы истина была представлена правильно и освобождена от самых ложных и несправедливых инсинуаций злобно настроенных людей, как будто мы вводим фатум и стоическую необходимость, гасим всякое разумное отношение к религии, чтобы успокоить людей на ложе самонадеянной безопасности или же бросить их в бездну отчаяния, как будто мы сделали Бога жестоким и лицемерным автором греха. Я содрогаюсь даже повторять это! Теперь, поскольку все эти вещи совершенно ложны, несомненно, они должны быть опровергнуты трезвым и здравым разъяснением учения Слова Божия.
(1) Хотя злые люди часто злоупотребляют этой доктриной, неправильно ими понятой, ее законное использование благочестивыми не может на этом основании возбраняться, если мы не хотим  иметь большее уважение к нечестивым, чем к верующим. (2) Если, по причине злоупотребления некоторых людей, мы должны воздержаться от изъяснения этой тайны, мы в равной степени должны воздерживаться от большинства тайн христианской религии, которыми нечестивые злоупотребляют и которые они осмеивают, будь то тайна Троицы, Воплощения, Воскресения и тому подобное. (3) Клевета, развязанная на учение Павла лжеапостолами, не могла заставить его замолчать об истине, и он подробно обсуждал ее в своих вдохновенных посланиях таким образом, что смог заградить уста противникам. Почему же тогда мы должны воздерживаться от ее представления? Давайте просто идти по следам Павла и, вместе с ним, говорить и молчать.
Если некоторое злоупотребление этой доктрины ведет либо к распущенности, либо к отчаянию, это происходит не из-за природы самой доктрины, но по вине людей, которые извращают ее к своей же погибели. На самом же деле нет другого такого учения, из которого следовал бы такой мощный призыв к благочестию и такой мощный поток уверенности и утешения, как будет показано в надлежащем месте.   
Тайна предопределения слишком возвышенна, чтобы быть понятой нами во всех "как" и "почему", если кто будет пытаться выяснить или назначить ее причины. Но это не мешает ей быть на самом деле преподанной в Писании, и потому мы крепко стоим на ней. Поэтому следует сказать: есть то,  что Бог открыл в Своем Слове, и то, что сокрыто от нас. Первое мы не можем презирать, и это будет опрометчиво. "Сокрытое Богу, а открытое - нам и детям нашим", говорит Писание (Втор.29.29). Пренебрежение тем, что нам открыто, есть неблагодарность, искание же сокрытого есть гордыня. "Мы не должны, следовательно, отрицать то, что просто, потому что мы не можем понять то, что скрыто", как пишет Августин (О даре устойчивости, 37).   
Из всех Отцов Августин говорил наиболее ясно об этой тайне не потому, что они считали, что лучше  игнорировать ее, а потому, что не было никакого повода для обсуждения того, что он был вынужден представить более полно, когда появилась пелагианская ересь. Действительно, это правда, что прежде об этом не говорилось с достаточной настойчивостью. Тем не менее Августин показывает, что и другие Отцы не обошли эту истину полным молчанием, ибо кто может не знать того, что так ясно изложено в Священном Писании? Свидетельства Амвросия, Киприана и Григория очень подходят для этой цели.
Хотя мы считаем, что предопределение должно преподаваться, мы не предполагаем здесь следует взращивать человеческое любопытство, но думаем, что об этом предмете необходимо учить с большой трезвостью и рассудительностью, чтобы остаться в пределах, установленных Писанием, а не стремиться быть мудрым сверх того, что написано, и иметь разумное отношение к тому, кому об этом говорить, когда и где. Об этом нельзя сообщать  немедленно и в первую очередь, но постепенно и медленно., и это не должно преподаваться в равной степени для всех и во всех своих частях, но для некоторых должно быть в большей мере предложено то, что дается ради утешения благочестивых, как учение об избрании, а для других - то, что призывает обрести спасение, как учение об осуждении. И при этом не должно все это излагать в Церкви так, как если бы это была школа для посвященных.  Опять же, предопределение должно рассматриваться не столько априорно, сколько апостериорно. Мы должны не спускаться от причин к следствиям, но подниматься от следствий к причинам, не разворачивать с любопытством книгу жизни, чтобы увидеть, как наши имена записаны в ней (что запрещено для нас), но усердно обращаться к книге совести, что нам не только разрешено, но повелевается делать, чтобы мы могли знать, поставлена ли печать Божия на наших сердцах и есть ли в нас плоды избрания, а именно вера и покаяние, что и является самым безопасным способом перейти к спасительному познанию этой доктрины. Одним словом, все любопытные и бесполезные вопросы - это то, что Павел называет "глупыми и невежественными состязаниями" (2 Тим.2.23) и чего следует избегать здесь, ибо обычно они порождают лишь раздоры и самомнение. Нашей единственной целью должно быть укрепить нашу веру, а не кормить любопытство, трудиться для назидания, а не стремиться к своей славе.   
Вопрос: В каком смысле слова "предопределение" prognоseos, ekloges и protheseos проясняют эту тайну?
Ответ. Поскольку Писание, подлинное значение которого бросает яркий свет на знание нами этой вещи, использует различные слова для объяснения этой тайны. мы должны начать с определенного понимания их.
Первое слово, использованное здесь - это собственно "предопределение", и это не должно быть передано слегка. Ибо, хотя слово proorismou не существует в Священном Писании, но глагол, от которого оно происходит, используется довольно часто (Деян.4.28, Рим.8.29-30, Еф.1.5). Кроме того, предопределить (proorizein) означает определить вещи, прежде чем они будут иметь место, и направить их к определенной цели.
Тем не менее это слово следует понимать тремя способами: (1) Более широко: в отношении каждого указа Бога о твари, и в первую очередь о разумных творениях и их конечной цели. Таким образом Отцы говорят и о провидении. (2) Специально как волю Божию, касающуюся людей как падших и или спасенных благодатью, или проклятых правосудием, которую обычно называют избранием и осуждением. (3) Большинство специально применяет это слово к указу об избрании, который называется предопределением святых. Опять же, по словам многих, оно может быть принято в двух смыслах: не только как предназначение к определенной цели, но и как предназначение к средствам, в каковом смысле его использует Павел, когда он говорит, что Бог предопределил тех, кого Он наперед знал, чтобы быть "подобными образу Сына Своего" (Рим. 8.29, 30). Здесь ясно, что предопределение отличается от предвидения и относится в особенности к цели. Таким образом, сказав, что Бог избрал нас во Христе, предопределив нас к усыновлению как детей "(proorisas Еф. 1.5), Павел стремится отметить назначение средств, предназначенных для получения нами спасения путем избрания.
Об этом же слове также спрашивают, относится ли оно только к избранию, или же оно охватывает также осуждение. Этот спор был ранее начат Готшальком в IX веке, и Скот Эриугена заявил, что речь идет только об избрании. С другой стороны, Готшальк, его сторонники и епископ Ремигий распространили сказанное и на осуждение. Тот же вопрос в настоящее время разделяет нас и папистов. Последние, которым понятие об отвержении ненавистно, утверждают, что это слово должно использоваться только в первом смысле. Следовательно, они привыкли называть отверженных не предопределенными, но лишь известными заранее, и не подчиняют одно другому, но открыто выступают против предопределения к осуждению, как Беллармин, Григорий Валентин и Пигий (De Libero Hominis arbitrio 8.2). С ними, похоже, согласны и некоторые из Отцов,  хотя и не с той же целью в поле зрения. Но хотя мы готовы признать, что термин "предопределение" согласно его использованию в Писании часто ограничивается избранием,  однако не только из правильного значения этого слова, но и из его использования в Писании его будет справедливо распространить на осуждение, ибо он, в каком смысле он берется нами здесь, охватывает обе части Божественного замысла, избрание и отвержение.
Причины таковы: во-первых, Писание расширяет слово proorizein и на нечестивые дела отверженных; так, о распятии Христа сказано: "Сын Человеческий идет по kata horismenon» (Лк.22.22, Деян.4.28), и Ирод и Понтий Пилат не сделали ничего, кроме того, что рука Божия постановила (proorise) сделать. Может быть сделано возражение, что это не относится к осуждению, но к предназначению распятия для благой цели. Мы не возражаем против этого, но полностью признаем это. Распятие Христа, которое для нас есть средство спасения, было для распинателей средством проклятия, и все это зависело от справедливого указа Божия.
Во-вторых, Писание использует эквивалентные фразы, когда оно говорит, что некоторые лица назначаются на гнев (1 Фес.5.9, 1 Пет.2.8), готовы к погибели (Рим.9.22), приготовлены к осуждению (Иуд.4), на бесчестие (Рим.9.21) и на день бедствия (Притч.16.4). Если осуждение реально описано в этих фразах, то почему оно не может быть выражено словом "предопределение"? В-третьих, само понятие прелопределения, как установления цели вещи прежде, чем ей надлежит прийти, не менее применимо к осуждению, чем к избранию. В-четвертых, именноHowever, it is understood by authors in three ways. таким образом Отцы часто говорят: "Мы признаем избрание к жизни и предназначение нечестивых к смерти" (Валенсийский собор 15.4). "Ибо потому именно "велики дела Господни, изысканы во всех хотениях Его", что дивным и неизреченным образом помимо Его воли не может происходить даже то, что совершается против Его воли. Потому что этого не случилось бы, если бы Он не допустил: и допускает не против желания, но по желанию; будучи благим, Он не допустил бы, чтобы совершилось зло, если бы не мог, как всемогущий, и из зла сделать добро" (Августин. Энхиридион,100; См. также его "Трактат о заслугах и прощении грехов", 2.26, Фульгенций. Объявление, 1). "Предопределение имеет два аспекта: либо избрание на жизнь, либо отвержение на смерть" (Исидор Севильский, Sententiarum Libri Tres 2.6).
Хотя на самом деле термин "предопределение" иногда принимается строго в Писаниях как предопределение святых и избрание к жизни, это не значит, что он не может быть использован более широко. Также, если предметы избрания и осуждения являются противоположными, как и сами действия, поэтому со стороны Бога они взаимно противоположны друг другу. В самом деле, они могут исходить из действия Божия, конечно же наиболее свободно.
Второе слово, которое встречается чаще - это prognosis. Павел употребляет его неоднократно: "кого Он предузнал (proegno, Рим.8.29), "не оставил Свой народ, который Он наперед знал" (proegna, Рим.11.2), и также эти люди названы "избранными по предвидению" (kata prognosin, 1 Пет.1.2). Поскольку  древние и более современные пелагиане могут ложно злоупотреблять этим словом, чтобы установить предвидение веры и дел, мы должны заметить, что prognosin может быть понято двумя способами: теоретическим и практическим. В первом случае это рассматривается как простое знание Богом будущих вещей, которое называется предвидением и принадлежит интеллекту. В последнем оно обозначает реальную любовь и указ, который Бог дал о спасении конкретных лиц, и относится к воле. В этом смысле знание часто означает благоволение и опыт (Пс.1.6, Иоан.10.14, 2 Тим.2.19). Таким образом ginoskein означает не только знать, но и судить о вещах (как рlebiscitum не есть знание людей, но приговор, указ и определение). Поэтому, когда Священное Писание употребляет слово prognoseos в учении о предопределении, это делается не в первом смысле простого предвидения Бога, которым Он видит веру или дела людей: (1) потому что Он наперед знал также тех, которых Он осудил, а здесь говорится о предвидении надлежащего следствия; (2) простое голые предвидение не является причиной вещей, как и не устанавливает их порядок (как это происходит здесь, в цепи спасения), но лишь находит его. (3) Потому что Бог не может предвидеть ничего кроме того, что Он Сам установил как должное, и потому Его знание в действительности есть следствие предопределения, а не предшествует ему как причина, как будет показано ниже. Но оно будет принято в последнем смысле, как практическое знание, то есть Божия любовь и избрание,  так что мы не можем предположить, что она будет без причины (alogon), хотя причины Божией мудрости могут быть сокрыты от нас; и в этом смысле сказано, что Христос был известен [proegnоsmenos], т.е. предопределен Богом "прежде создания мира" (1 Пет.1.20).
Опять же, в этом благоволении и практическом знании Божием мы различаем: (1) любовь и доброжелательность, с которой Он обращается к нам, (2) данный Им указ, в котором Он намерен явить Свою любовь к нам ко спасению. Поэтому бывает так, что prognosis можно понимать и шире, а именно в связи с любовью и избранием в целом (Рим.8.29, 11.2), но в более строгом смысле это касается той любви и милости, которая является источником и основой избрания. Таким образом, Петр говорит именно об этом, когда упоминает, что верующие избраны по предвидению (kata prognosin), то есть любовью Божией (1 Пет.1.2).
В-третьих, мы должны объяснить слово ekloges, которое употребляется не всегда в одном и том же значении. Иногда это означает призыв к определенному государственному или церковному служению, как был избран Саул (1 Цар.10.24), или Иуда к апостольству (Иоан.6.70). Иногда оно обозначает внешнее избрание и отделение определенных людей в завет Божий, и в этом смысле Богом избран народ Израиля (Втор.4.37). Но оно может употребляться и в отношении людей, избранных Богом для Себя (ekloge epetychen): "избранные получили, а прочие ожесточились" (Рим.11.7), и в отношении особого и конкретного избрания, которое называется ekloge сharitos (Рим.9.11).  Опять же последнее может рассматриваться либо как предшествующее указу от вечности, либо следующее за ним, как это имеет место только во времени, в призвании. Христос говорит об этом в Иоан.15.16, 19: "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал" и "вы не от мира, но Я избрал вас от мира" Августин соединяет обе формы (schesin): "Мы избраны прежде создания мира, по предопределению, в котором Бог предвидел в будущем, как все будет происходить, так что мы избраны из мира согласно призванию, которым Бог исполняет то, что у Него предопределено" (О предопределении святых).
Избрание в собственном смысле - это понятие более строгое, чем предопределение. Все так или иначе предопределены, но не все избраны, ибо избрание как таковое обязательно предполагает не принятие всех, но выбор некоторых из многих, предпочтение одних и отказ от других . "Много званых", сказал Христос, " но мало избранных» (Мтф. 20.16), и Павел: "избранные же получили, а прочие ожесточились" (Рим.11.7). Поэтому Павел, говоря об избрании, четко использует глагол, что подразумевает отделение некоторых от других: "Бог от начала отделил вас ко спасению, через освящение Духа и веру истине" (2 Фес. 2.13).
В-четвертых, protheseos часто используется Павлом в вопросе об избрании, чтобы обозначить, что эта воля Божия не является пустой и недейственной, но это твердая, постоянная, определенная и неизменная цель Бога (Рим.8.28, 9.11, Еф.1.11). Ибо это слово, как старые грамматики говорят нам, четко подразумевает действенность, и используется Павлом в сочетании с energountos, как "цель Того, Кто совершает все по изволению воли Своей" (Еф.1.11). Иногда это слово применяется и к избранию как eklogen protheseos как "цель Бога в избрании" (Рим.9.11), и о нас говорится как о тех, кто предопределен (kata prothesin, Еф.1.11). Иногда к этому присоединяется и призвание: "призванным по Его изволению" (kata prosthesin kletois, Рим.8.28). В обоих случаях избрание и призвание зависят от воли Божией и строятся на ней.
Теперь отметим, что хотя эти слова часто взаимозаменяемы, но они часто имеют конкретный смысл; недаром они используются Духом Святым для обозначения различных условий (scheseis) этого установления, которые не могли бы быть обьяснены с использованием только одного слова. Так указ может быть понят в связи с принципом, из которого он возникает, или в связи с предметом, которого он касается, или средством, с помощью которого он исполняется. Что касается первого, то protheseos или eudokias (которые обозначает совет и благоволение Бога) упоминаются в качестве первой причины, которая здесь действует. Что же касается последнего, слово proorismou используется применительно к замыслу, которым Бог предназначил средства, необходимые для получения спасения. Рrotheseos относится тогда к цели, prognosis - к объектам,  proorismos к средствам; prodiesis означает определенность событий, prognosis и ekloge подразумевает конкретных лиц, а proorismos - порядок средств. Таким образом, определенное и неизменное избрание обозначается через prothesin, причинно-определенное - как prognosin и упорядоченное как proorismon.
Эти три ступени, если мы можем так обозначить три действия, совершаемые последовательно во времени, а именно избрание к славе Отцом, искупление Сыном и запечатление Духом, так что Отец определяет в вечности прославить себя через нас (protheseos), Он избирает нас в Сыне Его (prognosis) и предопределяет (proorismos) нас к получению благодати и даров Духа Святого, Который запечатляет в нас образ Сына через Его крестные страдания. Ибо, как Отец посылает Сына, Сын с Отцом посылает Святого Духа. И наоборот, Святой Дух ведет нас к Сыну, а Сын ведет нас к Отцу.
Слова, описывающие предопределение членов, используются также, чтобы выразить предопределение Главы. То и другое используется одинаково,, когда Павел говорит Hon proetheto hilastion (Рим. 3.25), и где у нас есть proegnesmenos (1 Пет. 1.20), а не только тогда, когда речь идет о horistheis применительно к Сыну Божию (Рим. 1.4),  и при Его смерти, как происшедшей по определенному совету Бога и Его предназначению, которое включало все, что сделали Ирод и Понтий Пилат (Деян.2.23).    

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии