Тумбочки в тёмной комнате

   Давно я хотел написать об одном очень важном вопросе, пожалуй, об одном из важнейших вопросов в жизни, с которого начинаются большинство человеческих проблем, но как-то всё не находилось времени. Я хочу рассказать об обиде. Действительно, если разобраться, то в большинстве случаев именно обиды мешают нам быть счастливыми, потому что единственный и самый главный ключ к счастью – это любовь к себе, именно с неё всё начинается, всё остальное это не более, чем частности и следствия, и как раз, именно обиды мешают нам полюбить самого себя, именно обиды порождают в нас нелюбовь, ложь, лицемерие, злость, ненависть, жадность, ревность, зависть, именно обиды заставляют нас закрываться и прятаться от мира. Я сразу начну с самого конечного умозаключения, потому что не знаю как начать по-другому. Нельзя обидеть никого другого, это невозможно физически, потому что никого другого просто нет. Обидеть можно только самого себя, и мы сами всегда в этом публично признаемся, говоря собеседнику: «Я обиделся», то есть я обидел себя. Если вспомнить школьный курс русского языка, то ещё в шестом классе нас учили возвратным глаголам, заканчивающимися окончанием «-ся», которое означает направленность действия на само действующее лицо, то есть на самого себя. Это правило касается абсолютно всех употребляемых нами глаголов, поэтому если начать обращать внимание на некоторые из них в своей повседневной речи, то можно сделать очень много интересных открытий в своей жизни. Например, если задумывать(ся) о таких глаголах, как: радоваться, учиться, злиться, убиваться, дурачиться, влюбляться, мучиться и так далее, то они зазвучат совершенно по-иному и заставят нас совершенно по-другому посмотреть на их смысл. Но почему-то так уж устроен человек, что он всегда хочет винить во всём кого угодно, но только не себя, и это, кстати говоря, как и многие другие манеры поведения человека, легко объясняется простым обычным страхом одиночества, человек не хочет верить, что он один и всё в жизни зависит только от него. И всё же, если хорошо подумать, то не трудно заметить, что вся наша жизнь состоит только лишь из двух действий: акция и реакция. То есть, либо мы что-то сказали или сделали, чтобы вызвать реакцию у других, либо мы что-то сказали или сделали им в ответ, то есть отреагировали, третьего варианта нет и не может быть. Так вот обида – это всегда наша реакция на чьи-то слова или действия, или еще того хуже - бездействия, в этом случае это всего лишь наши неоправданные ожидания, потому что мы всегда по умолчанию хотим, чтобы нас только любили и хвалили, и ждём только этого. У нашего собеседника, оппонента или партнера даже и мысли может не быть, чтобы нас обидеть или разозлить, и с вероятностью 100% нет такой цели (зачем?), однако, при определенных обстоятельствах мы всё же обижаемся, обижаемся именно на него, на его слова или действия. Я давно заметил, что всё наше общение сводится всего лишь к двум целям: либо указать друг другу на наши слабые места, либо указать друг другу на наши сильные стороны, какой-либо другой цели я не смог найти в общении между людьми. Одним словом, мы все всегда друг другу помогаем, так или иначе, даже через боль и разочарования. Так уж устроен человек, что он очень боится правды, поэтому в любом виде не хочет ее слышать. Вспомните, когда нам указывают на наши слабые стороны, например, ругают, журят или делают замечание (объективно, за дело), нам хочется спрятаться, убежать, мы опускаем голову вниз и молчим, мы обижаемся, и нам хочется что-то возразить, избежать правды, то есть оправдаться. Когда нам указывают на наши сильные стороны, например, нас заслуженно хвалят, делают нам комплименты, благодарят нас за оказанную помощь, то мы и от этой, казалось бы, доброй и приятной правды, отмахиваемся и отнекиваемся, говоря: «Ой, да ладно, я ничего такого не сделал», «Мне это было не сложно», «Это всего лишь моя работа» или просто на любое заслуженное спасибо мы всегда отвечаем: «Не за что», то есть и в этом случае мы тоже оправдываемся, то есть всячески пытаемся избежать правды. Интересно, не правда ли?! Но, как бы мы не старались, как бы мы этого не хотели, мы не сможем избежать правды, потому что она преследует нас всегда и везде. Любая встреча, любой разговор, любое дело, любое другое событие или обстоятельство в нашей жизни, которые с нами происходят, нужны лишь для того, чтобы донести до нас так необходимую нам правду, любым способом и любой ценой, и это никаким образом от нас не зависит, мы не можем этому противостоять. Даже если мы запремся на семь замков в своей комнате, изолировав себя таким образом от внешнего мира, мы всё равно будем думать, думать наедине с самим собой, и вероятнее всего, о самом себе – от своих мыслей мы не сможем себя изолировать, поэтому и говорят: «От себя не убежишь». Так что, от правды нам убежать не получится никак, она повсюду, поэтому всё, что от нас зависит - это только наша реакция на эту правду, которую нам говорят или показывают.
   
   Осознанно или неосознанно, но мы все, так или иначе, говорим или показываем друг другу правду о нас самих, мне кажется, в этом и заключается самая главная суть игры. Но раз уж мы все так боимся правды, потому что она ранит нас и причиняет нам боль, но при этом вынуждены её говорить, то мы нашли множество различных способов, чтобы донести её, не причинив при этом боль друг другу. К примеру, чтобы не обидеть человека, мы говорим ему правду о нём, пусть, о какой-нибудь его слабости, прямо в лицо, но маскируем её под видом безобидной шутки, таким образом, мы сказали ему то, что должны были сказать и что хотели, но при этом не сделали ему больно, а наоборот, заставили улыбнуться и посмеяться, а уж он сам потом проанализирует полученную информацию и сделает соответствующие выводы, наша задача – лишь дать пищу для размышления. Любая подобная маскировка правды называется простым и знакомым всем нам с детства словом – искусство. И тем искусство считается изысканнее, чем более замысловато и красиво автор спрятал нелицеприятную человеку правду под видом чего-то красивого и высокохудожественного, но в то же время простого, обыденного, понятного и знакомого каждому. К примеру, всем знакомые и горячо любимые анекдоты всего лишь высмеивают человеческие слабости или зависимости, такие как, например: лживость, глупость, жадность, зависть, ревность, страх, склонность к алкоголю и другим лекарствам и так далее. Поэтому всегда очень популярными и смешными были анекдоты про евреев, чукчей, тёщу, мужа, досрочно вернувшегося из командировки, американца, немца и русского и так далее, потому что они указывают нам на наши же слабости, пороки, недостатки, но каждый при этом искренне смеётся, услышав тот или иной анекдот, и смеётся над самим собой, потому что увидел в главном герое, разумеется, самого себя, и не редко замечает это вслух, задумчиво произнося, что анекдот жизненный. Абсолютно точно такой же смысл несёт в себе и любой другой вид искусства, такой как: театр, кинематограф, изобразительное искусство, литература, музыка и другие. Самое смешное, что даже в случае с искусством, находятся люди, которые пытаются с ним спорить, пытаясь оправдать свои же слабости, которые они смогли заметить, узнать и разглядеть в том или ином произведении. И это прекрасно, потому что именно такую реакцию всегда и хочет увидеть автор, именно такую цель преследует искусство в целом. Когда человека что-то цепляет, задевает за живое, он начинает недоумевать, возмущаться, метаться из стороны в сторону, обижаться, оправдываться, открещиваться, всячески пытаясь избежать правды, но увы, правда к этому моменту уже достигла цели, заставив проснуться и заговорить внутри человека совесть, то есть его истинное "Я".

   Разумеется, искусство не только высмеивает или показывает слабые человеческие стороны, но и восхваляет сильные или просто описывает жизнь в целом, и реакция человека на какое-либо творчество может быть абсолютно разной: от личной обиды и принятия на свой счёт до просто восхищения талантом автора, но в данном случае я пытался размышлять конкретно про обиду.

   Таким образом, я хотел сказать лишь одно, что никто никогда не имеет в своих словах или действиях цели обидеть другого человека, а преследует только лишь одну задачу - помочь, донести до него правду, причём правду, необходимую и предназначенную именно ему, именно при этих обстоятельствах и именно в данный момент. И в подавляющем большинстве случаев это происходит совершенно неосознанно, никто даже не задумывается об этом, оно происходит само, без нашего ведома, мы являемся всего лишь инструментом, средством, носителем информации, то есть правды. А наша обида на ту или иную правду - это же исключительно только наша реакция на неё, это мы сами делаем себе больно и раним себя, реагируя таким образом на увиденное или услышанное, а оппонент здесь не причём, его может и не быть вовсе, как в случае с искусством. И все мы неоднократно слышали выражение "На правду не обижаются", и даже в большинстве своём прекрасно понимаем почему так, но всё равно продолжаем обижать сами себя, при этом ища виноватых вокруг. Но ведь если вокруг одна только правда и ничего, кроме правды, то может, и не стоит обижать самому себе самого же себя каждый раз, особенно когда на то нет ни малейшего повода?!

   Признаюсь честно, что лично я готов отдать всё, что у меня есть просто за то, чтобы узнать о себе правду. Но почему-то так устроен мир, что никто тебе не скажет правду в лицо, и причина тому, как я вижу, в том, что каждый должен прийти к своей правде сам, и это очередное правило игры. Мне всегда говорят только добрые слова и делают комплименты, то есть указывают мне на мои сильные стороны, на то, в чём я преуспел, но о них я и сам прекрасно знаю, а мне всегда очень хочется услышать о себе что-то "плохое", в чём я слаб, что я делаю "не так", о своих отрицательных качествах, потому что самому их заметить не так то просто, а со стороны всегда виднее - ведь все же мы в своём глазу соринку не замечаем, а в чужом глазу всегда брёвна ворочаем. И когда кто-то и по какой-то причине меня в чём-то упрекает, невольно пытается задеть за живое, надавить на больное место, делает замечание, смеётся надо мной и тому подобное, то я исключительно внимательно слушаю человека, всегда задаю ему встречные уточняющие вопросы, прошу аргументировать и развернуть его мнение обо мне, но никогда и не в коем случае не спорю, не перебиваю, не возражаю и не пытаюсь оправдаться, потому что это самая драгоценная и наиважнейшая информация, которую я только могу получить в своей жизни - правда о себе. Я всегда только искренне благодарен судьбе и таким людям за то, что они не постеснялись, набрались смелости и сказали обо мне всё, что думают. Один только факт, что о тебе кто-то думает - это уже подарок судьбы. И у меня в голове не укладывается как можно обижаться на людей, которые говорят тебе в лицо правду, правду о тебе, какой бы она ни была, разве есть в жизни что-то важнее? Мы все, абсолютно все до единого, всегда ищем правду, пытаемся узнать кто же мы такие и зачем мы здесь, но не знаем где взять ответы, и именно от этого мы, порой, не счастливы, печалимся и грустим, тыкаемся носом в закрытые двери, ошибаемся, набиваем себе шишек в поисках той самой правды. Больше всего мы хотим, чтобы о нас говорили, чтобы нас слушали, чтобы нас любили, потому что подсознательно мы всегда чувствуем одиночество и свою ненужность другим и всему миру в целом, но как только нам прямо в лицо начинают говорить всю правду-матку, всё то, что мы мечтаем услышать на самом деле, то мы мгновенно обижаем себя, начинаем оправдываться и даже пытаемся дать отпор источнику, а некоторые еще в ответ и в драку лезут. Глупость высшей степени, по другому и не назовёшь. А я всегда говорил, говорю и буду говорить, что мы всегда боимся собственного счастья, мы всегда боимся правды о себе, мы боимся сами себя. Мы все хотим, чтобы нас любили, но почему-то у нас очень сильно искажённое понятие о любви. Говорить и показывать правду, какой бы она ни была, делая другого человека или любое другое живое существо счастливым - это и есть та самая настоящая священная Любовь. Любовь - это жертва себя ради спасения (счастья) другого, и другого определения Любви я не знаю. А то, что у большинства принято называть любовью, все эти уси-пуси, обнимашки, поцелуйчики, комплименты, все это называется одним простым словом, хорошо известным каждому - Жалость. Некоторые люди, чаще всего девочки, прямо так в лицо и просят: "Пожалей меня" или "Я хочу, чтобы ты меня пожалел", или самое известное, гадкое, подлое, невыносимое и до жути противное: "Ты меня не любишь". Да после такого публичного и жалкого признания в собственном бессилии и нежелании жить лично у меня не возникает ни малейшего желания тратить на этого человека часть своей жизни, он всё равно утонет. Жалость - удел жалких. Такому человеку я выскажу в лицо всю правду о нём и молча уйду, оставив его плакать наедине с собой, и это будет моя самая сильная и искренняя к нему любовь. Только так у него будет хоть какой-то шанс пересмотреть свои взгляды на жизнь и, наконец, полюбить её, то есть себя. Я человек очень мягкий и добрый, но при этом в глубине души, подсознательно, я всегда понимал, что моё дело - сказать правду, а остальное - не мои проблемы, а в случае попытки эту правду исказить или уничтожить - защищать её до последнего. А жалость, в моём понимании - это подлость, ложь и лицемерие высшей степени. Но ею почему-то занимается каждый второй, если не первый. Самый быстрый и лучший способ научить любое живое существо, включая человека, плавать - это просто выкинуть его за борт. Жизнь периодически с нами именно так и поступает, поэтому мы, собственно, и живём.

   А истинный ответ на один из самых главных вопросов жизни, слава богу, я уже нашёл, после чего я перестал бояться правды и полюбил её изо всех сил. Меня, действительно, очень интересовало почему все так и настолько боятся собственного счастья, собственной жизни, самого себя, правды о себе, что позволяют себе обижаться, то есть обижать самого себя. И вот, однажды я осознал, что кроме меня (моего внутреннего "Я") ничего и никого нет, что я здесь абсолютно один, а всё что происходит вокруг, то есть сама жизнь - это всего лишь красивая и увлекательная игра разума, иллюзия красоты и многообразия, матрица, искусственно созданная для того, чтобы избавиться от чувства одиночества, пережить жизненный опыт, заставив все условные частицы одного целого вступать друг с другом в отношения, то есть любить друг друга, создавая при этом красивую иллюзиию пространства и времени. Поэтому когда я что-то говорю, то я всегда разговариваю с самим собой. Как сказал один какой-то очень умный человек: "Нет говорящего и нет слушающего, но есть говорение".

   Возвращаясь к теме обид и поиска виноватых, когда меня спрашивают или так или иначе заводят разговор на эту тему, то я всегда привожу простой пример из жизни, задавая вопрос: "Ну вы же, когда в тёмной комнате ударяетесь коленом об тумбочку, не вините её в этом, не обижаетесь на неё, не говорите ей, что она вас обидела, потому что понимаете, что это глупо и смешно?!" Вот и с людьми абсолютно точно так же - мы все друг для друга не более, чем тумбочки в большой тёмной комнате, о которые мы то и дело спотыкаемся и ударяемся каждый день.


ЗЫ А поскольку мне редко кто говорит правду обо мне, которую я так хочу услышать, то мне приходится искать её самому. И когда я пишу рассказы о своей жизни, делаю фотографии, снимаю фильмы, а потом пересматриваю их, то для меня это самая лучшая возможность увидеть себя со стороны, причём своими же глазами, узнать о себе всю правду. И если мне вдруг что-то не нравится во мне или моём творчестве, то это будет самое объективное замечание и оценка, и винить в этом я могу только себя самого. Автобиография в любом её виде - самый лучший способ самопознания, и как следствие, самосовершенствования.


Рецензии