Читая Александра Пушкина по мотивам выступления Ми

Сказка о рыбаке и рыбке
"Спросите у любого учителя-филолога в школе, о чём сказка Пушкина о рыбаке и рыбке. Все скажут: сказка эта о жадной старухе, которая осталась у разбитого корыта. Глупость очередная. Это Пушкин будет тратить время на то, чтобы осуждать очередную жадную старуху? Это сказка о безусловной любви старика. Легко любить красивую, щедрую, умную женщину. Вы попробуйте любить старую, грязную, жадную старуху!

А доказательства вот. Я спрашиваю любого филолога: «Как начинается „Сказка о рыбаке и рыбке?“». Мне все говорят: «Жили-были старик со старухою у самого синего моря». Правильно? «Правильно», — говорят филологи. «Правильно», — говорят академики. «Правильно», — говорят профессора. «Правильно», — говорят ученики. «Жили-были старик со старухою у самого синего моря…» Это неправильно! Это был бы не Пушкин. «Жили-были старик со старухою», — это самое обыкновенное начало сказки. А у Пушкина: «Жил старик со своею старухою». Разницу чувствуете? Потому что своя. Пушкин даёт код: своя, родная, 33 года вместе. Плоть от плоти".

Из выступления Михаила Казиника
Прочитала я высказывание искусствоведа, писателя, поэта философа, публициста Михаила Казиника и задумалась. Действительно, сказка эта непростая, и на самом деле имеется в ней скрытый смысл, зашифрованный словами. И чем больше думала, тем яснее понимала, что смысл этот куда глубже, чем тот, о котором рассказал философ. Действительно, если бы речь в сказке шла о семейных отношениях, о любви, то она бы называлась «Сказка о старике и старухе», а она-то называется «Сказка о рыбаке и рыбке». Дальше больше. Вот первые строки, которые знакомят нас с героями повествования.

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Что мы можем сказать о них?
Во-первых, зная о том, что раньше, в былинные времена «стариком», «старым» называли просто зрелого мужчину, ну, например, Илья Муромец назывался старым, возьмусь утверждать, что герой Пушкина был того же возраста, что и былинный Илья, который 30 лет просидел сиднем на печи, а потом пошел по свету совершать свои подвиги. Им обоим было 33 года. Иисусу Христу тоже было 33. Число круглое со всех сторон, а тройка вообще число магическое в славянской мифологии (тридевятое царство, за тридевять земель, три сына, три дочки). – Считаю до трёх – обычно говорим мы, абсолютно не задумываясь почему.
Итак, наш герой - 33-летний рыбак, который жил в землянке на берегу неласкового моря. Кто же такая старуха? – Жена? – Не похоже! В этой сказке между стариком и старухой нет диалогов, которыми обычно обмениваются супруги после столь долго вместе прожитой жизни. Да и вообще между ними очень странные отношения.
Мой вывод – старуха, которая пряла пряжу возле старика, это его судьба. Ну, мы ещё из древнегреческих мифов знаем, что нити жизни прядут богини судьбы – мойры или парки. После этого предположения мы видим такую картину: рыбак, поглощенный страстью к морской стихии, в каждый погожий день выходит ловить рыбу, а судьба прядет нить – оборвется нить – оборвется жизнь. Но, как мы определили, рыбак полон сил в свои 33 года, а это время возможного поворота судьбы. Вот поэтому с нашим стариком и произошел небывалый случай, настолько редкий, что о нем даже сложили сказание. Этот необычайный случай мог бы кардинально изменить всю его жизнь.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
Непростою рыбкой, золотою!

Поймал золотую рыбку - это означает, что старик поймал за хвост удачу! А не за этим ли каждый рыбак выходит в море или сидит на берегу с удочкой? – Он хочет, чтобы ему повезло, чтобы ему удалось поймать воооооот такую рыбу! Он бы про неё всю оставшуюся жизнь рассказывал, разводя руки в стороны. Но здесь судьба преподнесла ему подарок иного рода, поставив одновременно перед трудным выбором. Иметь возможность выбирать, не зная, каков в конце концов будет результат – тяжелейшее испытание.
Несмотря на сетования и ворчание, каждый человек, приспособившись, живет той жизнью, которая его вполне устраивает. Пастухи любят пасти коров, поэты – сочинять стихи, политики – обманывать людей, а рыбаку нравится ловить рыбу!
Вот он и ответил рыбке:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
Сделал человек доброе дело, порадовался самому себе, пришел домой, а тут его и начал глодать червь сомнения, его второе «я» начало подзуживать:
 «Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».
Корыто – была первая вещь в доме, что ему попалось на глаза. Была бы у него жена, она бы сразу нашла, что попросить! Действительно, психологически понятно его недовольство собой: сделал доброе дело, а теперь жди, когда тебя наградят на небесах! Может быть, и позабудут.
 - Дай-ка, – думает старик, - пойду и проверю – правду ли говорила рыбка, обещая горы золотые, или обманывала, для того, чтобы я её выпустил?
Тут, конечно, старик был не прав – он встал на скользкий путь повышения материальных потребностей. Не готов он был к открывшейся перед ним великой возможности, которой бы его могла оделить удача, и поэтому стал размениваться по мелочам. Если бы он, подумав, выбрал для себя какой-нибудь дар, способность, умение, то есть духовную составляющую преображения личности…Илья Муромец, став обладателем небывалой силы, стал защитником земли русской, Христос преобразовал сознание половины человечества и до сих пор является властителем умов…
Старик же пошел по пути материальных приобретений, а всё материальное есть прах – из праха появляется и в прах же обращается. Что нам в красках и показал гений русской поэзии Александр Сергеевич Пушкин.
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Попросил он несусветное: захотел сам распоряжаться своей судьбой, оседлав удачу. Что подвластно лишь божественной силе.
«Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто»
Ну в общем и целом ничего страшного не произошло кроме одного: старик отпугнул свою удачу. С тех пор он стал жить как все, а перед ним всё тянулись кривые и окольные дороги…


Рецензии
Михаил Казиник прав: это одна из самых главных бед классики - знаем ее весьма однобоко. Помнится, говорил университетский преподаватель: "Что вы можете сказать об Отелло?.. Только это - что ревнивец задушил Дездемону? А что он был великолепный друг!.." - и те де, и те пе.

И действительно - любовь старика, пронесенные сквозь годы жизни с такой сварливой и глупой старухой... Кто о ней хоть раз задумался!

С уважением.

Андрей Жеребнев   03.04.2020 14:01     Заявить о нарушении
Спасибо, Михаил за отклик! Я тоже случайно задумалась на эту тему и немного пофантазировала. Вообще, сказки Пушкина имеют глубокий смысл, а мы, к сожалению, читаем их только в детстве. Удачи вам! С уважением, Ирина

Ирина Жеребина   04.04.2020 18:22   Заявить о нарушении