Вернутся к прошлому сложно, но у прошлого надо учи

Вернутся к прошлому сложно, но у прошлого надо учится.

Во время летней практики в 1953 г. я впервые оказался в Щелковском лесхозе Московской обл. Русский лес меня, албанского студента, очаровал. Столетний сосновый бор с деревьями огромной высоты и диаметра напоминал десятки высоких минаретов, стоящих вплотную друг к другу, а его напочвенный покров как зеленый ковер был покрыт обильно плодоносящей черникой, и все это оглашалось пением птиц. Я ощутил себя как бы в неземном храме.
Меня не только поразила красота соснового бора, но и как будущего лесовода заинтересовал уход за лесом.
Повсюду господствовал хозяйственный порядок: чистота квартальных просек, аккуратно поставленные квартальные столбы на каждом углу квартала согласно лесоустроительной науке; почва вдоль квартальных просек минерализована для ограждения леса от нечаянно возникшего пожара; на выделах с молодыми древостоями проведены рубки ухода; нигде не было поваленных деревьев от ветровала и бурелома; отсутствовал бытовой мусор.
С этого времени я мечтал навести такой же идеальный порядок в лесах Албании.
Но судьба распорядилась иначе.
С апреля 1964 г. я живу в Москве как гражданин России и влюблен в русский лес и в русский народ, и они мне небезразличны.
На практике мне понравился тот факт, что кто бы ни ступил на лесную землю, через некоторое время обязательно встретится с хозяином леса – лесником. Он, как нам рассказал проф. Н.П. Анучин, следит за всеми событиями и явлениями, происходящими в лесу. Он первым заметит дым над лесом, первым придет на это место, узнает причину возникновения пожара и по мере распространения или потушит его сам, или вызовет на помощь соответствующую службу, или мобилизует население, чтобы поскорее его потушить. Он распознает дерево ели, на которое напали короеды, сразу его вырубит и сожжет, чтобы вредители не распространились на другие деревья. Он услышит незаконный выстрел или заметит свежий пень вырубленного дерева и будет искать виновных, пока не найдет, в этом ему поможет население района. От умения лесника претворять в жизнь план лесоустройства зависел порядок в лесу.
Вот таким образом в те далекие времена боролись с браконьерами, пожарами, болезнями леса и поддерживали в нем чистоту и порядок.
Не призываю вернуться к прошлому. Я сам пострадал от репрессивного режима Энвера Ходжи. Но я призываю принять все то хорошее, что было в то время, это относится и к лесу. Порядок в то время был в лесу, прежде всего потому, что специалистов лесного хозяйства никогда не заменяли другими специалистами. Директор лесхоза, главный лесничий и лесничий обладали знаниями по ведению лесного хозяйства, были профессорами своего дела. Наука лесного хозяйства в России была самой передовой в мире и снабжала специалистов каждый год новыми знаниями. Труды ученых публиковались и имели большой спрос, как в нашей стране, так и за рубежом.
Когда я сравниваю состояние леса 1953 г. с сегодняшним его состоянием сердце щемит от боли при виде тех отрицательных изменений, которые произошли в лесном хозяйстве, особенно за последние 23 года. Поневоле вспоминается высказывание немецкого лесовода Карла Гайера:«Лес может сопротивляться почти всем разрушительным силам природы. Бессилен он только против одного врага – человека». Добавим, что еще худшим врагом для леса является необдуманная и необоснованная государственная лесная и природоохранная политика.
Например, в нашей стране проблему лесных отраслей разрешили одним росчерком пера, без каких бы то ни было перспективных расчетов последствий для экономики страны. Пришли к выводу, что с экономической точки зрения в России невыгодно и нецелесообразно производить товары из дерева, если себестоимость продукции выше закупочной цены: закупать за рубежом мебель, бумагу, фанеру, ДСП, ДВП и строительные материалы из дерева выгоднее, чем производить у нас.
Реформы, которые проводили в период рыночной экономики по указаниям Минэкономразвития (1992–2012 гг.), привели к уничтожению лесного хозяйства и лесной промышленности как отрасли народного хозяйства страны. Результаты рыночных реформ привели к тому, что русские леса остались без хозяина, лесников и лесных специалистов.
Состояние наших лесов сегодня удручающее. Это леса, зараженные и поврежденные короедом и другими вредителями, бесхозные и неухоженные, наполненные отпадом, ветровалом и буреломом, а также превращенные в пороховую бочку, где ежегодно полыхают пожары. Это замечает любой гражданин, когда бывает в лесу, но не те, кто обязан заметить и увидеть.
Сегодня становится ясно, что развитие лесных отраслей невозможно без охраны природы, без действенной государственной лесной и природоохранной политики, без организационного механизма реализации объявленной во всеуслышание лесной политики.
Мир в настоящее время достиг пределов использования природных ресурсов. Даже воды мы сегодня используем больше, чем природа способна нам дать. И что делать, когда миллиарды людей в течение следующих 10 лет будут испытывать нехватку этого ресурса?
На наших производствах мы получаем отходы, которые благодаря своей внутренней структуре в принципе не могут быть переработаны. Мы изменили курс самой природы. Мы живем для рынка, когда работаем и когда отдыхаем. Именно он диктует нам наши действия. Мы несвободны. СМИ должны информировать нас об этом, но молчат. Телевидение круглые сутки говорит о том, что надо покупать, что наша шкала ценностей – это покупательная способность (которая, к сожалению, уменьшается с каждым годом).
Кстати, проводя обоснованную лесную и природоохранную политику, при действующих рычагах Россия могла бы играть большую роль в сохранении лесов не только своих, но и всей Европы. Более того, правительству необходимо сделать шаг для объединения своих и европейских усилий в этом направлении.
Однако, если послушать выступления наших руководителей, положение в лесном хозяйстве и лесной промышленности находится на мировом уровне. Только ленивый не говорит о том, что реформы проводятся не ради реформ, а ради блага человека. Среди целей реформ обязательно упоминается достижение конкурентоспособности на внутренних и внешних рынках. Что это значит? Это значит, что предполагается выход продукции предприятий на мировой рынок. Не знаю, в каких отраслях наши предприятия вышли на внешний рынок, но в лесном секторе такого явления не наблюдается, если не считать экспорт леса в круглом виде.
О благих намерениях реформ лесных отраслей за последние 12 лет можно судить по ряду публикаций. Так, в 1998 г. коллегия Рослесхоза утвердила Концепцию устойчивого управления лесами Российской Федерации, где предусматривалось постоянное усовершенствование правовой базы в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов; в июле 2002 г. состоялось заседание президиума Государственного совета «О развитии лесного хозяйства и лесопользования в Российской Федерации»; в 2003 г. партия «Единая Россия» обнародовала план по развитию лесного комплекса (план В.В. Путина), где рассматривались вопросы усовершенствования и развития лесного законодательства, совершенствования структуры управления лесным комплексом, меры по содействию воспроизводству лесов, вопросы развития аэрокосмического мониторинга, повышения конкурентоспособности лесной промышленности, деревянного домостроения и биоэнергетики, совершенствования системы подготовки кадров; в 2006 г. введены в действие системы управления и лесопользования; в декабре 2007 г. одобрена Стратегия развития лесного комплекса на 2008–2020 гг.; в марте 2011 г. на совещании, проводимом в рамках деятельности Совета по развитию лесного хозяйства при Правительстве РФ, руководитель Рослесхоза В.Н. Масляков отметил, что роль Рослесхоза состоит в координации усилий по повышению эффективности лесного хозяйства в соответствии с соглашениями, достигнутыми с 44 субъектами РФ, и что практика обсуждения общих проблем ведения лесного хозяйства с главными регионами показала свою эффективность и будет продолжена. Однако положительные результаты такой координации почему-то в лесу не видны.
Выступление на тему организации и управления в лесных отраслях в разные годы как Президента и Премьер-министра РФ, так и министра и зам. министра природных ресурсов были утешительными. Но в результате все эти внушающие уверенность прогнозы напоминают прогнозы о конце света, которые никогда не сбываются. Получается, что все это одни слова.
И действительно, каким образом могут реализоваться такие проекты без практической государственной политики и необходимого материального и финансового обоснования? Каких же результатов в развитии лесных отраслей мы добились после этих выступлений?
Можно утверждать, что за последние годы ничего не сдвинулось с места, наоборот, стало еще хуже. Мы разрушили все связи и порядки, устанавливавшиеся обществом веками. Подтверждением тому стали пожары 2010 г. В них, как в зеркале, отразилась вся безответственность чиновников, безучастность бизнеса, отсутствие культуры простых граждан при посещении лесов, забвение старых традиций по сохранению деревень от лесных пожаров. План В.В. Путина о развитии лесного комплекса и соглашения, заключенные В.Н. Масляковым, остались только на бумаге и электронных носителях. Лесные пожары в нашей стране будут возникать каждый год, если не реорганизовать всю систему лесного комплекса, сельского и коммунального хозяйства.
Затраты на тушение пожаров, на восстановление сгоревших поселков и лесной территории по подсчетам экономистов составляют не менее 300 млрд дол., не считая потери миллионов кубических метров древесины, сгоревшей в огне, и экологического ущерба, нанесенного стране, т. е. потери от лесных пожаров 2010 г. намного превысили совокупный доход, получаемый от лесной промышленности и лесного хозяйства. На наш взгляд, этих средств хватило бы на организацию и модернизацию современного лесного, сельского и коммунального хозяйства.
Относительный уровень потерь России от пожаров по сравнению высокоразвитыми странами огромен. Он превышает таковой в США в 3 раза, Японии – в 3,5, Великобритании – в 4,5 раза.
Экологический ущерб от лесных пожаров полностью еще не подсчитан, хотя известно, что с каждого гектара горящего леса в атмосферу выбрасывается от 80 до 100 т дымовых частиц, 10–20 т смеси оксида углерода, окиси серы и азота. От задымления страдают и умирают люди с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Лесные пожары способствуют распространению вредных грибов и насекомых. Из-за лесных пожаров многие животные гибнут, другие уходят с территории пожарищ, тем самым нарушая биоразнообразие в лесу.
Громадный экономический, экологический и социальный ущерб, последствия которого мы будем ощущать еще долгие годы, является результатом недальновидности лесной, сельскохозяйственной, природоохранной, экологической и социальной политики государства.
Прочему это происходит?
Начиная с 1991 г. уход за лесами практически прекратился. За это время короед уничтожил 1 млрд м3 еловой древесины. Теперь каждый, кто ходит в лес или едет на электричке, вдоль железных дорог повсюду видит большие участки сухостоя. Кроме того, из-за бесхозяйственности в наших лесах накопились миллионы кубических метров поваленных деревьев, из-за низкой культуры посетителей леса добавились еще миллионы кубических метров бытового мусора. Одним словом, леса стали пороховой бочкой, которая даже от одной брошенной непогашенной сигареты или спички, от луча солнца или молнии может вспыхнуть и привести к страшному пожару. Это и произошло в 2011 и 2012 гг. Когда угодно при подобной лесной политике может случиться то, что случается в последние годы.
Известно, что решение лесопожарной проблемы невозможно без целого ряда организационных и технических мероприятий, в первую очередь профилактических работ, проводимых в плановом порядке и направленных на предупреждение возникновения и распространения лесных пожаров, как это осуществляется во всех лесных государствах.
Мероприятия по предупреждению распространения лесных пожаров – это целый комплекс лесоводческих работ (санитарные рубки, рубки ухода и очистка мест рубок леса и др.), проведение специальных действий по созданию системы противопожарных барьеров в лесу, работа с населением по предупреждению лесных пожаров (восемь пожаров из десяти возникают по вине человека) и др. Эти мероприятия в наших лесах почти не проводятся.
Известно, что лес становится не горимым только в том случае, если его очистить от сухостоя и валежника, от ветровальных и буреломных деревьев, проложить минерализованные полосы вдоль квартальных просек и осуществить другие противопожарные мероприятия.
Существует еще одна проблема, способствующая возникновению лесных пожаров. В последние годы государство разрушило русскую деревню. В деревнях не осталось работоспособных людей, не развивается животноводство. Сенокосы и пастбища превращаются в огромные залежи травостоя, которые обычно весной и осенью привлекают любителей палов, отчего и возникают лесные пожары. Леса сегодня подходят вплотную к деревне.
Об опасности лесных пожаров жители деревень знали испокон веков и никогда близко не «подпускали» лес к домам. Первый круг близ деревни занимали огороды и выгоны, далее шли поля, потом – ближние и дальние сенокосы, а если и случались залежи, то их превращали в сенокосы или пастбища. Использовали и палы как инструмент ухода за аграрным ландшафтом. Знали, что стоит год-два не косить, не пасти, не пахать, по сухому бурьяну придет беда – огонь.
Пожары, ущерб, человеческие жертвы жаркого лета 2010 г. – первый серьезный звонок лесной и природоохранной государственной политике, государственным чиновникам и тем, кто полагается на случайную удачу, ориентируясь на экологический контроль и уход за лесом, на развитие сельского и лесного хозяйства за счет очень богатых компаний. Нет, не пронесет.
Сегодня заброшенные поля зарастают бурьяном и мелколесьем. Очередное неосторожное обращение с огнем – пошла цепная реакция. Поэтому борьба с лесными пожарами требует порядка во всех сферах хозяйственной деятельности.
Принятие Лесного кодекса в 2006 г. (далее – Кодекс) – явление историческое. Он нацелен на ведение лесного хозяйства по-новому, и все его статьи, касающиеся этой стороны деятельности, не вызывают сомнения в их целесообразности. Много в нем прогрессивных идей, которые требуют профессионализма. Однако быстрота внедрения его на практике влечет за собой принятие еще более ускоренных мер по укомплектованию нормативной базы.
Разработать множество таких нормативов в сжатые сроки было поручено ВНИИЛМу. Он очень быстро должен был решать весьма сложные проблемы. Иного выхода кроме заимствования готовых теории и методов для ведения лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса не было. И получилось, что вместе с современными теориями и методами в Кодекс перенесли и многие меркантильные тенденции, ничего общего не имеющие с развитием лесного комплекса. Именно такие «рыночные семена» дали летом 2010 г. очередные ядовитые всходы. Так, ряд подмосковных деревень и база ВМФ под Коломной сгорели во многом потому, что пожарным было просто не до них – они были заняты тушением элитных коттеджей за отдельную плату.
Лесную отрасль такими рыночными подходами угробили, а леса и деревню сделали практически бесхозными и беспризорными. Это привело к тому, что они стали ареной наживы для отдельных бизнесменов.
Леса и поля в нашей великой стране теперь увядают по многим причинам, однако наиболее очевидная из них – это отсутствие руководителей и достойных специалистов для претворения в жизнь принятых планов и проектов.
Сегодня происходит что-то непонятное. Руководителей лесничеств, например, заменяют бизнесменами или безответственными людьми, которые, кроме угождения высшему начальству и купли-продажи, ничего не знают о лесе. Например, в самый разгар стихийного бедствия 2010 г. далеко не все крупные чиновники и бизнесмены проявили заботу о пострадавших и социальную ответственность. Некоторые управленцы, у которых на подведомственных территориях люди горели и задыхались в дыму, в это время нежились на заграничных курортах. Глава Мослесхоза Сергей Гордейченко не стал прерывать свой отпуск, поскольку, как заявила его пресс-служба, ситуация в Подмосковье находилась под контролем. Что же касается олигархов и бизнесменов, то в СМИ не появилось ни одного сообщения о том, что кто-либо из них купил горючее для самолетов МЧС России, снарядил отряды добровольцев, отправил погорельцам грузы с одеждой или гуманитарной помощью либо перечислил крупные суммы на счета благотворительных организаций, занимающихся сбором средств для пострадавших. Это говорит о том, что у нас не олигархи и бизнесмены, а хапуги.
Самое плохое из сделанного государством в конце XX в. по отношению к лесному хозяйству – это передача тушения пожаров в органы МЧС России. Несомненно, там хорошие специалисты по тушению различных видов пожара, но не лесных. Им неизвестны специальные способы тушения, например с использованием встречного огня, когда пущенный навстречу огонь сжигает горючие материалы на пути основной стены огня, или тушение ударной волной – взрывом шнурового заряда взрывчатого вещества. Так, в 2010 г. работники МЧС России тушили лесной пожар по принципу «ветер гонит огонь, а мы следом», чем просто шокировали специалистов на местах.
Думаю, что сейчас для всех стало очевидным, что лесную службу, лесную пожарную охрану, лесоустройство, государственный патронаж в лесном комплексе надо реорганизовать и создать оптимальную систему последнего, во главе которой должен быть настоящий специалист – дирижер, который сделает лесную отрасль самой рентабельной в стране.
Но каким бы ни был руководитель, без научного и экономического обоснования стратегии движения всей системы лесного комплекса он не добьется положительных результатов. Необходимо управление этим комплексом поставить на научную основу: проводить районирование территории лесного фонда на однородные объекты; начинать деление лесов по функциональному назначению – эксплуатационные, защитные и резервные леса; детально проводить деление защитных лесов по функциональному назначению; определить оптимальные размеры лесничеств, лесопарков и их структуру как в лесном хозяйстве, так и в ЛПК на основе современных методов оптимизации.
Все это надо сделать не на бумаге, а на деле.
Сейчас процессы планирования лесного хозяйства и ЛПК и управления ими осуществляются интуитивно, без каких-либо экономических, экологических и социальных расчетов. До сих пор ни в лесном хозяйстве, ни в ЛПК не сформированы юридические, правовые и производственные нормативы, без которых невозможно работать и тем более планировать перспективу развития лесного комплекса. Не разработаны система оптимизации размера лесопользования по принципу непрерывности и неистощительности, система оптимизации лесовосстановления на базе биоэкологического учения о лесе и многие другие лесоводственные, экономические, экологические принципы ведения хозяйства. До сих пор нет методики оптимизации лесного регламента лесничества, лесопарка и лесного плана субъектов РФ. Составляемые без обоснованной и утвержденной методики они были и будут только на бумаге.
Поставленные задачи могут быть успешно решены на практике лишь тогда, когда ими будут заниматься не чиновники, и не бизнесмены, а специалисты, имеющие высокий уровень профессиональных знаний в области лесного хозяйства и лесной промышленности. Тогда успех лесному комплексу будет непременно обеспечен.
Отсюда возникает и новая проблема – проблема развития экономики знаний.
Сейчас в руководстве лесной отрасли доминируют так называемые менеджеры, для которых интересы лесного хозяйства не являются главными. Речь идет о науке и инновационных технологиях в образовании, лесоводстве и биотехнологии. До сих пор студенты лесных вузов занимаются по старым учебникам теории лесного дела.
Надежда государства на частника и арендатора не оправдалась – они не желают тратить деньги на противопожарные мероприятия, уход за лесом и поддержание оптимальной экологической обстановки. Об этом государству надо задуматься и создать соответствующие экономические рычаги или вернуть себе поля и леса.
Уникальные среднерусские ландшафты – поля, луга, леса, реки, озера – становятся лишь местом эксплуатации природных ресурсов. Уходит из ландшафта душа рукотворности. Поля зарастают бурьяном и мелколесьем, последствия бесхозности уже здесь, под окнами наших домов, и как уже говорилось, первое же неосторожное обращение с огнем приведет к очередной трагедии.
Ну и что? Будем ждать еще большего ущерба, гибели людей и лесов? Или задумаемся, сделаем соответствующие выводы и возьмем из прошлого опыта все лучшее в сочетании с современными знаниями и технологиями для наведения экологического порядка в стране?
Возникает вопрос, какую лесную и природоохранную политику должно проводить государство. На мой взгляд, лесная политика России должна не только исходить из экономического и экологического значения лесов, но и учитывать требования мировой экологии. В одном из наиболее основательных аналитических трудов о современном состоянии окружающей среды в России утверждается, что человечество уже живет в разрушающемся мире, в условиях все нарастающего жестокого экологического кризиса, который превращается в кризис всей цивилизации.
Наравне с космической угрозой и естественными процессами планеты экологическая угроза имеет больше всего шансов привести человечество, как и вообще все живое, к полному вымиранию из-за нехватки питьевой воды. Печально об этом думать, но такой исход событий мы провоцируем сами. Экспертами ООН установлено, что почти 2 млрд человек могут к 2025 г. остаться без питьевой воды, а 2/3 населения Земли будут испытывать острую ее нехватку. Об этом предупреждает Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО). По ее данным, потребление воды в XX в. возросло вдвое быстрее, чем численность населения планеты. Сегодня более 1 млрд человек не имеют доступа к чистой воде, а больше 2,5 млрд живут без водопровода и канализации. В очень скором времени наш ближайший сосед – Китай может столкнуться с нехваткой питьевой воды. Наступившие там засухи могут лишить питьевой воды свыше 1 млрд человек. Такие катаклизмы могут происходить и в других странах.
Это положение наводит на мысль, что если когда-нибудь возникнет Третья мировая война, то причиной ее будет не борьба за нефть и газ, не стремление расширить границы государства, а нехватка питьевой воды.
Что должна делать Россия, владеющая 25 % мировых лесов и почти 50 % запасов питьевой воды? Прежде всего перейти к проектированию и ведению лесного, сельского и коммунального хозяйства по водосборам, чтобы показать человечеству путь к сохранению и приумножению запасов питьевой воды.
Что значит вести хозяйство по водосборам? Площадь водосбора рек, расположенных в одинаковых физико-географических условиях, определяет их водность: чем больше бассейн реки, тем она полноводнее. Однако водосбор состоит не только из лесов, но и из сельскохозяйственных угодий, деревень, поселков и городов. Если каждый участник водосбора не будет соблюдать единые правила ведения хозяйства, то роль лесов в сохранении чистоты питьевой воды минимальна.
Люди веками мечтали о моделях идеального хозяйства. В Древней Греции считалось возможным создание идеального местообитания. В трактате «Государство» Платон дает свое представление об идеальном государстве. Но найти в Греции правителя, который попытался бы воплотить его идеалы в жизнь, он так и не смог. Однако сегодня такие попытки могут быть осуществлены при содействии ООН. Несколько примеров идеальных сельских поместий имеется в античной эпохе. Это поместье афинского землевладельца Исхомаха, описанное Ксенофаном (IV в. до н. э.) и сельская вилла римского аристократа Катона Старшего (II в. до н. э.), представленная в его трактате «О земледелии».
Теория и практика ведение хозяйства в идеальном варианте – это не столько производственный процесс и стимул для получения прибыли, предполагающей сложные расчеты, включающие наблюдение за меняющейся рыночной конъюнктурой, необходимость и целесообразность инвестиций, сколько приятное занятие, тренирующее физическую силу, сохраняющее здоровье, воспитывающее благочестие и добродетель. В ведении идеального хозяйства по водосборам должны быть заинтересованы все страны. Одним из направлений его создания должно стать формирование оптимального количества и состава лесов, полей и населенных пунктов по каждому водосбору.
Необходимо определить оптимальное функционирование лесного комплекса, т. е. объемы воспроизводства и использования лесных ресурсов в одной системе планирования, обеспечивающей эффективное управление лесным комплексом как на региональном, так и на федеральном уровне. Это положение сегодня зафиксировано и в Кодексе, где лесной регламент лесничества, лесопарка финансируется после утверждения лесного плана субъекта РФ, т. е. решение социальных вопросов лесных поселков более чем в 50 субъектах РФ зависит от объема их финансирования.
Об уровне развития лесного сектора судят прежде всего по потреблению основных видов лесопродукции на душу населения. Этот показатель для России на порядок ниже, чем в промышленно развитых странах, и значительно уступает даже многим слаборазвитым странам. Например, потребление бумаги и картона в России составляет около 22 кг на человека, тогда как в США – 347, в Финляндии – 321, в Бразилии – 41, в Китае – 30, а в целом в мире – свыше 50 кг. Даже по пиломатериалам, производство которых не требует сложного оборудования, уровень потребления у нас меньше в 6–7 раз, чем в США, Канаде, Финляндии, Швеции. По фанере (эффективный заменитель пиломатериалов) уровень потребления у нас в десятки раз ниже, чем в США, Канаде, Финляндии, Японии, и даже в 2–3 раза ниже, чем в Китае, Бразилии, Индонезии, Чили.
Несравнимы и валютные поступления от лесного экспорта. Лидером здесь является (по данным 2009 г.) Канада – 26 млрд дол., далее США – 16, затем Швеция – 11 и Финляндия – 10 млрд дол. Две последние страны превосходят Россию по валютной выручке в 2-3 раза, при меньшем в 2 раза объеме заготовки древесины.
Как указано в Кодексе, основными целями оптимизации лесного плана субъекта РФ являются: усовершенствование системы управления и развития его ЛПК; создание современной, конкурентоспособной отрасли за счет обновления основных фондов; размещение на территории любого субъекта современных лесных производств при рациональном и неистощимом использовании лесов; повышение доходов от использования лесных ресурсов при сохранении ресурсного экологического потенциала и биоразнообразия в природе.
Вышесказанное свидетельствует о том, что все отрасли лесного комплекса технологически связаны между собой (выращивание и охрана лесов, заготовка древесного сырья и его последующая обработка). Объемы производства и потребления мебели, бумаги и картона оказывают прямое влияние на социально-культурное развитие общества. Современный же лесной комплекс должен стать не только высокотехнологичной по всем процессам лесного хозяйства, заготовительной, перерабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности, а также биоэнергетики, но и всецело скоординированной отраслью народного хозяйства под единым руководством. Такой комплекс будет работать не менее эффективно, чем нефтегазовая отрасль. Кстати, в отличие от нефтяных и газовых ресурсов лесные ресурсы являются возобновляемыми и способны при рациональном их использовании вывести страну из любого кризиса.
Такая задача реализована, например, в Финляндии и Швеции на основе моделирования оптимального функционирования лесных отраслей. Так, в Финляндии лесное хозяйство и лесная промышленность обеспечивают производство 8 % валового национального продукта. При этом около 30 % финского экспорта приходится на продукцию лесной промышленности. По международным меркам народное хозяйство этой страны в значительной степени зависит от функционирования лесного комплекса. Лес – важнейший фактор, формирующий финский ландшафт. Являясь средой обитания и сохранения животного мира, леса составляют хозяйственный, возобновляемый природный ресурс экономики и в то же время без каких-либо ограничений остаются местом отдыха жителей страны.
Чтобы добиться эффективной отдачи от лесного сектора, нужны не только государственные политические решения на бумаге, но и оптимальные материальные и финансовые ресурсы, позволяющие организовать и развить единый межотраслевой комплекс, способный воспроизводить и рационально использовать лесные ресурсы в настоящем и будущем. Создание новых правовых отношений для организации эффективного лесного комплекса позволило бы уже в обозримом будущем получить мультипликативный эффект и выйти из состояния кризиса.
Основные концептуальные задачи вывода лесного сектора из создавшегося положения следующие:
превратить лесной комплекс в единую отрасль народного хозяйства, в состав которой войдут предприятия лесного хозяйства, лесозаготовительной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности и биоэнергетики;
оптимизировать размеры и структуру лесных предприятий в каждом субъекте РФ с учетом природных, экономических и социальных условий;
определить основные направления специализации производства как на частных, арендованных предприятиях, так и на государственных (выращивание посадочного материала, посев и посадка леса, рубки ухода и главные рубки, охрана лесов от пожаров и их защита от вредителей и болезней, удобрение, а также осушение и мелиорация лесных площадей, уход за молодняками и др., использование прогрессивных способов рубок с сохранением подроста, обеспечивающего возобновление главной породы).
Большое внимание следует уделить оптимизации заготовки древесного сырья для производства пиломатериалов, фанеры, рудстоек, балансов, технологических и топливных дров и других сортиментов; для производства мебели и товаров народного потребления, а также подсочке леса, производству меда, сбору дикорастущих грибов, ягод, орехов, лекарственных растений, технического сырья, создания культивируемых плантаций облепихи, клюквы и других ценных пищевых и лекарственных продуктов леса.
Особо следует указать на то, что только единая система управления лесопользованием – от осветлений и прочисток до главной рубки и глубокой переработки древесины и переработки побочных продуктов – позволит соблюсти интересы лесохозяйственной и лесозаготовительной отраслей и улучшить снабжение населения страны необходимыми продуктами леса.
Только конечный результат должен стать главным мерилом совместного труда тех, кто выращивает, воспитывает, охраняет и защищает лес, и тех, кто его заготавливает, перерабатывает, не нанося ущерба природным ресурсам. Применение прогрессивных технологий и способов рубок, обеспечивающих сохранение подроста и возобновление лесосек главной породой, также будут вносить вклад в мультипликативный эффект за счет снижения оборота рубки, сокращения объемов лесокультурных работ и использования лесохозяйственных мощностей в других лесохозяйственных мероприятиях.
Межотраслевая интеграция лесного комплекса будет способствовать сбору новой экономической, технологической и социально ориентированной информации и разработке нормативной базы по ведению его хозяйственной деятельности.
Практика ведения хозяйства на лесных предприятиях показывает, что выбор вариантов производства с использованием лесных ресурсов и выпуском товаров народного потребления является серьезной проблемой, зависящей от многочисленных факторов. До настоящего времени множество ошибок допускалось по той простой причине, что выбор вариантов осуществлялся субъективно-интуитивным способом, в то время как он должен быть научно обоснован. Следовательно, чтобы освоить и расширить экспортные возможности в Европе и в мире, России придется тратиться на переоснащение морально и физически устаревших мощностей для переработки древесины и побочных продуктов и создавать новые. Кроме того, по мере развития открытой экономической лесной системы в нашей стране ожидаются более требовательные отношения общества к эксплуатации лесных экосистем. Прежде всего это коснется установления размеров экологически и экономически обоснованного ежегодного пользования (расчетной лесосеки).
В случае выполнения всего предложенного лесной комплекс России только выиграет и станет лидером в мировом производстве товаров из дерева. Сегодня он, обладая самым большим запасом лесных ресурсов в мире, занимает весьма скромное место даже в экономике страны. За последние 10 лет не введено ни одного нового предприятия лесного комплекса. Но при этом продолжается сокращение производственных мощностей всех без исключения производств за счет старения и выбытия основных фондов, не компенсируемых вводом новых. Стоимость основных фондов в сопоставимых ценах (к 1990 г.) снизилась в целом по лесному комплексу на 35 %, в том числе в лесозаготовительной промышленности – на 32, в деревообрабатывающей – на 39, в целлюлозно-бумажной – на 18 % (в целом по лесной промышленности России – на 17,5 %).
Наиболее значимой из проблем является недостаточное развитие мощностей по глубокой механической, химической и энергетической переработке древесины, а также низкий уровень комплексности и эффективности использования сырья.
Весьма актуальной задачей сегодня является повышение уровня социально-экономического развития регионов, особенно там, где в структуре экономики лесной комплекс имеет значительный удельный вес, что возможно только в условиях осуществления действенной промышленной политики. При этом решающим фактором выступает определение рациональных отраслевых пропорций, которое требует новых методов и подходов в управлении стратегическим развитием лесного комплекса, основанных на рациональном, комплексном, эффективном и неистощительном использовании лесных ресурсов.
В этих условиях одними из наиболее своевременных и важнейших направлений исследований в области теории и методологии экономической науки являются исследования, проведенные и проводимые в настоящее время кафедрой лесоводства РГАУ – МСХА им. К.А. Тимирязева, к которым, к сожалению, Рослесхоз относится безразлично.
Считаю необходимым созвать чрезвычайный лесной конгресс с участием всех высокопрофессиональных специалистов лесных отраслей, который позволит обсудить все назревшие проблемы и выработать решения, способные дать толчок развитию лесного хозяйства и лесного комплекса великой России и, несомненно, получить ответ на волнующие меня вопросы.


Рецензии
Да что там короед! К нам на Урал уже добрался Уссурийский полиграф и жрет пихту со страшной силой. Прогнило всё. Как сказал бы сантехник Систему Надо Менять...

Диана Никова   04.01.2020 04:39     Заявить о нарушении