Где еврею хорошо, глава 6

   Это была целая операция, довольно протяженная во времени, которая в итоге закончилась ничем. И чем больше тратили усилий на поиски, тем больше росло раздражение на самого Мележика. А когда он - то ли забыл, то ли просто не захотел дать денег на мороженое – их терпение лопнуло: решили его проучить. Поймали воробья, и когда Мележик ушёл из дома – бросили в открытую форточку. Воробей замахал крыльями и ошалело заметался по комнате. Затем подманили кошку, поймали и тоже запихнули в форточку. Что деялось в комнате, смотреть не стали, не сговариваясь, все, как по команде, сорвались с места и дали стрекача. Они летели, ничего не видя перед собой. При этом преодолевали заборы, канавы и ручьи. Собственно, так всегда убегали, застуканные хозяином, из чужого сада, или после совершения, подобного этому, подленького дела.
   
   На следующий день Мележик рассказывал соседям, как он забыл выбросить из дома чёртову кошку, когда уходил на работу, а в форточку залетел воробей и кошка начала его ловить: содрала все рушники, занавески, поцарапала стены. Вечером, придя домой, он увидел выпачканную в мел кошку и забившегося в угол за икону воробья. Воробья он выпустил, а кошку выгнал жить в сарай – пусть там до холодов набирается ума.
   
   В этой истории ни одно животное существенно не пострадало – кошку через неделю Мележик снова пустил в дом. А у Анатолия, даже спустя годы, так и не хватило духу рассказать ему правду. И до сих пор вспоминает это с чувством стыда больше перед маленькой кошкой, чем перед Мележиком. Вспоминал её круглые перепуганные глаза. Видимо, своим котиным взглядом хотела увидеть в его глазах что-то человеческое или то, что даст ей шанс освободиться. Но он всё же сунул её в форточку.
   
   Точно так на него смотрел и бездомный пёс, когда в селе охотники отстреливали бродячих собак. Он зашел за Анатолия и присел. Смотрел испуганно и умоляюще, видимо, искал сострадания, надеялся, что он хоть на минуту станет его хозяином и спасет. Но Толя пошёл дальше, оправдываясь тем, что пёс должен сам найти способ спастись. Внезапно из-за поворота выскочила санная пароконка, а на санях – охотники с дробовиками. Пёс сиганул через забор и завяз в мягком снегу. Тут его и настиг пучок охотничьей дроби.
      Вечером он долго не мог уснуть. Легко сказать – спастись. А как спастись, если ты бездомный? Псиные глаза смотрели ему прямо в душу и Толя понимал, что не уснет, пока не найдет случившемуся объяснения. Вконец истерзанный мыслями, поднялся и пошел к матери, поведал о собаке. Она выслушала и неожиданно спокойно сказала:
   
   - На всё воля Божья. Такая его судьба. Его прошлым летом комунхозники хотели сделать сторожевым псом. Поймали и привязали на хоздворе. Будку большую сделали. Но он только почуял на шее цепь - так завопил, так завыл, что жутко стало.
   
   - Почему завыл?
   
   - К воле привык. Если бы он, глупец, смирился, то сейчас жил бы в сытости и тепле. А так погиб. Не переживай. Не случись это сегодня, то случилось бы через неделю. Такая его судьба.

   Да, умеет мама утешить. Получается, хочешь жить в тепле и сытости – садись на цепь. Хотя сама не терпела ни малейшего насилия над собой, в колхозе бралась за самые тяжелые работы, где меньше начальства. Но чувствовала ли себя вольным человеком? Трудно сказать. Уж слишком часто Толя слышал от неё, что живет лишь ради одной работы, что бедность пудовыми кандалами висит на её руках. Да и ради благополучия сыночка она без секунды колебания готова отдать жизнь. И от этого рабства не откажется ни за какие земные блага.


Рецензии