Приключения бедного Ильи

У меня был в молодости приятель. Его звали Илюшей Лебедевым. Конечно, это имя ненастоящее, но такой реальный персонаж был в моей жизни. А в молодости я его знал не очень хорошо. Здоровались при встрече. Он учился в нашей физматшколе в параллельном классе. Он не был даже другом. Друг друзей. Да и для них то он особенно другом не был.  Он был очень скупым. Не то, чтобы он денег никому не давал. Но был очень экономным. Все под себя. Все себе – любимому. Никому ничего лишнего.

И вот, как то купил он машину. 401-й «Москвич». Серо-мышастого цвета. Мы тогда молодые были – машин ни у кого не было. Откуда у советских студентов машина? А Илюша каким-то образом скопил, где по подработал – и набрал необходимую сумму.
Я даже не знаю, за сколько он ее тогда купил. Возможно, где то за штуку рублей. По тем временам – большие деньги. А может быть, даже за две. Но тогда больше ценились новые машины. Старые не рассматривались как антиквариат. Скорее, как утиль-сырье. И ценник на них падал. Сейчас, скорей всего, такой раритет можно продать довольно дорого. А тогда красная цена была около штуки рублей. Тысяча, другими словами. Это почти как полугодовая зарплата инженера или младшего научного сотрудника. Не так много, но и не так мало. Так вот, мы были весьма поражены этому приобретению. Потому что у нас пределом мечтаний было купить натуральные американские джинсы. Пусть даже немного ношенные. Или последний диск «Пинк Флойд». Тоже не новый, но не очень «запиленный». А машина, пусть даже и такая – была за пределами мечтаний.

Поэтому Илюше не терпелось похвастаться покупкой перед друзьями. Потому что просто информацией о покупке было неинтересно. И он пригласил друзей, в том числе и меня – как «друга друзей» - прокатиться на ней. Мы поехали по небольшому кольцевому маршруту – сначала по Калужскому шоссе до реки Десна, потом направо, по небольшой дороге вдоль Десны, которая, извиваясь шла лесами и полями до санатория «Валуево», а потом выходила к совхозу «Московский». Сейчас там находится не только поселок бывшего совхоза, но и несколько районов многоэтажек под названием «Град Московский». А затем на Киевское шоссе, и далее – до Москвы. С возвращением к метро «Беляево». Тогда метро «Коньково» даже не было построено. Как и весь район Ясенево. Лишь Теплый Стан был недавно построен и обжит.
Мы с восторгом прокатились на Илюшином приобретении. Машина не казалась нам убогой. Наоборот, невзирая ни на что – это была МАШИНА! И она давала свободу передвижения. Когда мы вернулись в Москву, мы подъехали к метро «Беляево». Мне надо было немного дальше от него, примерно пару километров добраться. Илюша высадил меня, сказав: «Дальше пешком дойдешь». Ну, в этом был он весь. А потом – я не был его другом. Да и никто не был его другом. У него не было друзей. Какие могут быть друзья у единоличника?

Правда, судьба отомстила Илюше за его скупость и экономность во всем. Покатавшись на этой машине, он решил ее продать. И когда поехал к покупателю, на большом спуске с горы у него отказали тормоза! И он въехал в столб! Машине настал полный конец. Так и не смог продать этот раритет. Даже тогда это был раритет. Дело то было в конце семидесятых. То есть машине было не менее двадцати лет. Уже вовсю шли вазовские копейки и трешки. Да и двадцать-четвертые волги. И даже Ижевские москвичи. А 401-й – уже тогда был антиквариатом. Так ему и надо, Илюше-крохобору!

Потом Илюша подался в эмиграцию, и попал в США. Там он осел в Кремниевой долине, и занялся бизнесом. Он был компьютерщик, и тогда этот бизнес был на большом подъеме. И Илюша разбогател. По нашим меркам очень сильно. Да и по своим – тоже.

Один мой друг поехал в США в начале 90-х годов. И там встретился с Илюшей. Тот показал ему свое жилище, набитое всевозможной электронной аппаратурой, о которой у нас можно было только мечтать. А еще он купил себе собственный самолет! Это вообще выходило за рамки реальных представлений. То есть было просто фантастикой. Как говорят англичане: «Shift expectations». «Сдвигая ожидания».

И Илюша предложил моему другу прокатиться на этом самолете. Конечно, это был маленький одномоторный самолетик с поршневым мотором и пропеллером, типа Сессны, на котором летчик Руст приземлился на Красной площади. Но тем не менее он летал!
Илья обзавелся к тому времени пилотскими корочками, и поэтому мог летать, куда душе будет угодно. Наши друзья вылетели с небольшого частного аэродрома. Поднялись на высоту нескольких тысяч метров, и полетели над океаном. Разумеется, на моего друга полет произвел большое впечатление. Но, видимо, и как тот старый 401-й «Москвич», «Сессна» была тоже не первой свежести. Солнце клонилось к закату, и надо было уже возвращаться домой.

И тут началось. На самолете отключилась вся электрика. К счастью, все управление было ручным, без электроприводов. Иначе им бы пришлось туго. Мотор работал исправно, но отключились все компасы, навигационные устройства, и рация. А также полетные огни. Начало темнеть. Без компаса и навигационных устройств было трудно понять, где они летят. Потому что курса штурманов они не заканчивали. А GPS-трекера в то время отродясь не было. Как и смартфонов, да и любых мобильных телефонов тоже. Наверное, были какие-нибудь первые «Моторолы» весом с полкирпича, но здесь бы они не выручили. Связи с землей не было. Друзья не на шутку испугались. Потому что их самолетик тарахтел между небом и землей, и они летели в полную темноту. Когда стемнело, начали ориентироваться по огням городков, шоссе и поселков. Постепенно сориентировались, и поняли, где они находятся. Пару десятков километров оставалось до аэродрома. Они даже не могли запросить разрешения на посадку, поскольку их самолет летел в темноте, как призрак, летящий на крыльях ночи! Как Черный Плащ! Как «самолет-невидимка». И вот они прокрались к большому аэродрому. При этом в них чуть не врезался на взлете большой пассажирский Боинг. И все же, надо отдать должное летным навыкам Ильи, и благосклонности судьбы на этот раз. То есть она помучила их, помучила – а потом сжалилась. И дала возможность посадить самолет.

Разумеется, после такой посадки Илью сильно оштрафовали, отобрали на пару лет летную лицензию. Но, самое главное – они остались живы. И получили такое хороший опыт того, как не надо делать! Вот так начались приключения Ильи в России, и так они продолжались в США. Как он сейчас живет, я не знаю. Надеюсь, что неплохо. Потому что он никогда не пил и не курил. Это было слишком накладно для его кармана. Иначе он бы никогда не купил бы себе ни 401-го «Москвича», ни старую «Сессну». А, может быть, и не надо было бы их покупать вообще?


Рецензии