Ирландской ведьмой хранимый

Ровно 150 лет назад в своё первое плавание отправился легендарный британский чайный клипер «Катти Сарк».
Сегодняшним тихим морозным вечером я сижу возле пылающего камина, пью крепкий чай "Капитан Вудгет" и вспоминаю о своём "первом" знакомстве с клипером "Катти Сарк".
...Это было более сорока лет назад. В юности я увлекался творчеством Ивана Ефремова и прочитал в итоге все изданные его произведения - от "Туманности Андромеды" и "Часа быка" до "Таис Афинской" и "Лезвия бритвы". Попалась мне на глаза и его небольшая повесть "Катти Сарк", которая произвела не меня тогда неизгладимое впечатление. Именно с этой небольшой повести, написанной в 1940-е годы и начался мой путь с старому клиперу и интерес к одному из его капитанов - Вудгету и даже случайному приобретению такой же как у него трости, а уж от него - к фанатичной преданности одноимённому...чаю.
...Однажды владелец клипера, Джон Уиллис, зайдя в одну из картинных галерей, увидел картину, изображающую молодую ведьму, летящую в короткой ночной рубашке на шабаш. Как раз в это время он задумывался о том, как назвать достраивавшийся корабль. Понравившаяся служительница сатаны, очень похожая на девицу из богатого семейства, которая накануне отказала ему в руке и сердце, «подсказала» соломоново решение. Хорошо зная, что моряки — народ суеверный, Уиллис решил назвать своё детище «Катти Сарк» - «короткая рубашка». По его мнению, это не должно было задеть суеверных мореманов, хотя на носу он велел укрепить именно фигуру ведьмы. Правда, есть и другая версия. Капитан, якобы, собирался назвать клипер «Морская ведьма» («Sea Witch»), но оказалось, что под этим именем уже зарегистрирован другой корабль. И тогда он выбрал для названия прозвище юной танцующей ведьмы Нэн-Короткая Рубашка - героини поэмы Роберта Бёрнса «Tam O’Shanter».
Как бы там ни было, но клипер получился знатный. Его спроектировал Геркулес Линтон специально для доставки чая из Китая к берегам Туманного Альбиона. Конструкция корабля была для той поры инновационной. Остов был изготовлен из чугуна, обшивка выше ватерлинии — из тика и особой породы вяза, а дно ниже ватерлинии обшито пластинами из сплава меди и цинка. Клипер, построенный компанией Scott & Linton в шотландском городе Дамбартон, был спущен на воду на реке Клайд 23 ноября 1869 года.

Клипер «Катти Сарк».
Водоизмещение: 935,8 тонн.
Длина полная: 85,4 м.
Длина корпуса: 64,8 м.
Ширина: 11 м.
Осадка: 6,7 м.
Высота грот-мачты от главной палубы до топа: 46,3 м.
Общая площадь парусов: 2980 м;.

В середине XIX века чаепитием сделалось в Британии всеобщим увлечением. Благодаря широкому импорту из Китая, напиток стал доступен среднему классу и даже рабочим. Но чай стоил тем дороже, чем меньше времени проводил в корабельных трюмах. Особенно ценился первый чай нового урожая, и судовладелец, опередивший остальных, зарабатывал большие деньги.
В результате развернулось строительство клиперов - специальных кораблей для перевозки чая, конструкция которых была всецело подчинена скорости: острый, очень вытянутый нос, обтекаемые обводы, громадные паруса, прочный корпус.

Втянутый в такую гонку новый клипер первое время особо не блистал успехами. Известность к «Катти Сарк» пришла лишь в 1872 году в результате состязание на скорость с клипером «Фермопилы». Оба клипера одновременно вышли из Шанхая 18 июня, однако через две недели «Катти Сарк» потеряла руль и прибыла в Лондон на неделю позже «Фермопил», затратив на путешествие 122 дня. Но клипер вошел в историю благодаря тому, что после аварии его капитан Джон Моуди и команда не сдались, а приняли решение продолжить гонку. Сначала они управляли клипером по ветру подручными средствами, а затем прямо в открытом море соорудили импровизированный и сумели дойти до финиша.
Настоящая слава пришла к клиперу когда на капитанский мостик взошел Ричард Вудгет. К тому времени «Катти Сарк», как и многие другие парусники, вполне мог оказаться "вне игры". Зависимые исключительно от ветров, парусники медленно, но верно проигрывали паровым судам. И тогда Вудгет решил тягаться с пароходами на длинных дистанциях, доставляя шерсть из Австралии. На длинном маршруте, фактически равном кругосветному путешествию, легкий быстроходный клипер, не нуждавшийся в пополнении запасов угля, легко обгонял тяжеловесных конкурентов, вынужденных менять маршрут для захода порты на загрузку топлива.

Имея в распоряжении команду, наполовину состоявшую из подростков, Вудгет умудрился четыре года подряд выигрывать гонки между Австралией и Англией в среднем за 67 дней. Утверждается, что в свои лучшие времена она могла пройти 360 морских миль за сутки, что может считаться рекордом для судов такого размера. А те самые юнги, ушедшие в море под его командой, составили впоследствии цвет британского Королевского флота.
После продажи клипера «Катти Сарк» португальцам в 1895 году, Вудгет сошел на берег и ни на каком другом судне больше в море не выходил, прожив остаток жизни на ферме в Норфолке.
После этого судно ещё несколько раз перепродавали, переоборудовали, пока в 1922 году «Катти Сарк» не была куплена капитаном Уилфредом Доуменом который, восстановил исходный вид и оснастку и начал использовать клипер в качестве стационарного учебного судна.
Судьба «Катти Сарк» сложилась вполне счастливо. В 1954 году клипер был поставлен на вечную стоянку в сухой док Гринвича. История клипера вдохновила дать имя «Катти Сарк» одному из сортов солодового виски - редкой бурде по мнению автора этих строк. И великолепному цейлонскому чаю «Капитан Вудгет», попробовать который очень вам рекомендую, благо он иногда встречается в российских супермаркетах.
Более того, клипер стал музеем! Правда, в 2007 году на борту корабля-музея вспыхнул пожар, который уничтожил около 80 % всей деревянной обшивки и палубных перекрытий. Однако, через пять лет корабль выл восстановлен во всей своей красе и в апреле 2012 обновлённую музейную экспозицию открыла сама британская королева Елизавета II...
Полная версия очерка с замечательными фотографиями корабля-музея опубликована в №11/2019 журнала "Чудеса и приключения".


Рецензии