о незыблемости и литературе

Недавно мне довелось вновь соприкоснуться с областью советской детской литературы, которая в наши дни представляет лишь исторический интерес: детскими рассказами про Ленина, про революционеров-подпольщиков, про строительство нового общества… Теми самыми книжками, которые нам навязывали в младших классах и от которых все перестроечные дети плевались. Как выяснилось, большинство их обладает несомненными литературными достоинствами. (Всё-таки в Советском союзе на определённом этапе требования к качеству детских текстов были высокими). И иллюстрации в них искусные, что сейчас в детских книгах тоже бывает далеко не сплошь и рядом. И всё же главная их особенность: они оставляют у читателя ощущение некой успокоительной незыблемости: после всех перипетий и мытарств всё непременно наладится. Революционеры благополучно уйдут от полиции и доставят листовки из подпольной типографии в деревню.  Нищий сирота обретёт хорошие условия, друзей и доступ к образованию. Хулиган и двоечник исправится и станет достойным членом общества. Среди болот/руин поднимется новый завод, и люди радостно пойдут на нём работать. Злодеи получат по заслугам.  Будущее непременно будет светлым, иначе и быть не может. Эти книжки писались для юных обитателей социума, который и сам был незыблем как скала, монументален как Зимний дворец – поэтому они и действуют на читателя так успокаивающе...
В литературе нестабильных эпох вряд ли даже детские книжки могут похвастаться такой успокаивающей незыблемостью в картине мира. (Т.к. главной задачей детских книжек тогда мыслится «заставить задуматься» и «показать, что не всё просто»). Её можно найти разве что в массовых жанрах: детективе (проницательный сыщик непременно поймает негодяя), дамском романе (героиня, пройдя через все мытарства, непременно обретёт прекрасного принца) героической фантастике (доблестный космодесантник непременно одержит победу над монстрами). Речь идёт не о формульности в сюжетах, вовсе нет,  - а об этой вот непоколебимой уверенности  том, что универсум, несмотря ни на что, придёт к некому позитивному состоянию: или такому, которое уже когда-то было, но оказалось нарушено, - или такому, которого ещё не было, но должно настать. (Как в советской детской литературе).
Тут возникает закономерный вопрос: не является ли эта «успокаивающая незыблемость» иллюзией и не вредна ли она? Очевидно, вредна только в том случае, если читатель не знает других картин мира кроме неё и живёт в розовых очках. В разумных дозах сласти хороши, хотя литературная диета, состоящая из одного сахара, способна превратить читателя в бабочку или муху.
Особый случай – если человек во внелитературных сферах наблюдает одну негативщину: кровавые новости, беспросветный быт, агрессию в социуме, - а в литературе видит лишь одну такую незыблемую веру в счастливый исход. В зависимости от сочетания конкретных негативных проявлений в окружающем мире и конкретных литературных текстов это может привести как к эскапизму от реальности, так и к разочарованию в художественной литературе.

весна 2019


Рецензии
Всё-таки не перекормлены ли в советском детстве дети были "счастливым концом"? У меня эта перекормленность проявлялась иногда в том, что я отбрасывал книгу, где вдруг всё было иначе(это в 10-11 лет). И ещё - был явный перекорм героическим. Такой, что было не очень понятно, что делать в жизни без экстремальных обстоятельств. И появлялись такие стихи:"Революцию делали без меня, и управились с белыми без меня..." Были, конечно, и другие книги, спасибо, что они были. Главное - хорошо, если усваивались мысли такие, как в одной песенке в детской радиопередаче, посвящённой сказкам Андерсена, которые не все оканчиваются прекрасно. "Пускай не встретишься порой ты в сказке с радостным концом - запомни, что её герой держался молодцом". Кстати, эту передачу сочинила тогда молодая Зинаида Николаевна Новлянская, у которой потом я занимался в клубе "Зелёный Шум". Мы уже ведь много лет живём в сказке, в которой всё нет радостного конца - но надо держаться молодцом...

Аркадий Кузнецов 2   23.11.2019 16:34     Заявить о нарушении
Спасибо, это ценное замечание!
В жизни всё произошло точно по поговорке: "Потерявши - плачем". Я ведь и выбрала для рассмотрения именно тот сорт советской литературы, который мы в детстве терпеть не могли. Мы в возрасте 9-11 лет любили трагизм, все наши игры в войну кончались гибелью героя или мира... Только пожив несколько десятилетий без этой "Незыблемости", вдруг начинаешь осознавать, что это был отнюдь не лишний компонент сам по себе; только нашим поколениям, пожалуй, выдали "от души" чересчур большую дозировку...

Работник Неба   23.11.2019 21:04   Заявить о нарушении